Ещё раз про командирское решение

Геннадий Юдин
На тему ответственности командира я уже написал небольшой опус, сейчас немного подумал, кое-что вспомнил и решил немножко добавить информации  и высказать своё оценочное мнение по поводу роли командира и влияния принятого им решения на происходящее в полёте.
Как говорится, из своего жизненного опыта.
Самолёт Ту-154, аэропорт Шереметьево, февраль месяц, температура минус двадцать пять, встречный ветер метров 8 в секунду, готовимся к вылету с полосы 25 левая. Тут ещё такая особенность есть, надо выполнить взлёт с уменьшением шума на местности. То есть, выполнять взлёт с максимально возможной вертикальной скоростью и углом набора, что позволяет быстро набрать высоту на первоначальном участке полёта и уменьшить шум на местности. Обычно эта процедура выполняется на взлётном режиме работы двигателей. Правда сейчас мороз и такой необходимости нет. Ведь у Ту-154 энерговооружённость одна из самых больших в мире, а при таких условиях он будет взлетать как ракета, дай бог успеть все операции на взлёте сделать вовремя. Так что можно и на номинальном режиме влететь!
Да плюс тут ещё такая особенность, мы летим из Шереметьево в Ростов, лететь полтора часа, топлива сожжём восемь тонн, поэтому взлётный вес будет маленький, восемьдесят восемь тонн, а не максимальный вес - сто тонн. Это потому, что максимальный посадочный вес восемьдесят тонн, а как вы понимаете, вес пассажиров и груза не изменится, а вот топлива мы сожжём восемь тонн. Поэтому в авиации практически все расчёты делают через задницу, так называемый обратный отсчёт – взлётный считают от посадочного веса.
Даже анекдот есть, про требования к лётному составу: лётный состав должен сильным, здоровым, иметь стальные нервы и чугунную задницу, уметь бегло считать до десяти и обратно, так как прямой счёт каждый дурак знает.
В общем, я надеюсь, вы поняли, перед каждым полётом экипаж должен рассчитать все параметры и учесть все факторы и особенности, чтобы быть готовым всё выполнить правильно,  вовремя и безопасно.
Всё это я лью на мозги читателей только с одной целью, чтобы они понимали всё происходящее.
В общем, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Да, чуть не забыл, в кресле командира у нас «молодой» пилот инструктор (молодой не по возрасту, просто месяца три как официально назначен). В данный момент он даже исполняет обязанности замкомэска, тот в отпуске. 
Экипаж начинает готовиться к выполнению полёта. Первым докладывает бортинженер: двери, люки закрыты, табло не горят, заправка восемнадцать тонн, к полёту готов. Затем штурман – взлётный вес восемьдесят восемь тонн, скорость принятия решения 245, подъём 255, минимальная безопасная на взлёте 275, готов. Второй докладывает -  центровка 27,2, уточнённый взлётный вес 87,5, готов.
Командир перед запуском двигателей проводит брифинг: кто, когда и что выполняет: пилотирование слева, контроль и ведение связи справа, взлёт выполняем на взлётном режиме!
Тут я (т.е. штурман) не выдержал – командир, зачем??? Номинал проходит!!!
Потому что надо выполнять процедуру ограничения по шуму!!! Слышал про такое?
Так выполняй её на номинальном режиме!
Кто тут, командир?! Штурман, прекратите пререкания!!!
Понятно, товарищ командир! (жираф большой – ему видней!).

Вот мы уже на полосе.
Взлетаем! Ту-154 взревел своими тремя турбинами и как ракета, понёся по полосе. После отрыва, чтобы не выскочить за ограничения по скорости, командир задрал нос в небо на максимальный угол тангажа, вертикальная скорость пятнадцать метров в секунду. Экипаж полулежит на спинках кресел, задрав ноги в небо, и с трудом успевает выполнять все нужные операции.
А вот и не успели: из-за большой вертикальной скорости проскочили заданную высоту, чтобы вернуться к ней командир резко отдал штурвал от себя, а то вдруг столкнёмся с самолётом на следующем эшелоне, страшно ведь.  Вот уже и диспетчер заметил наше нарушение и командует прекратить набор, вокруг самолёты!
От этого резкого пилотирования возникает перегрузка, мы её ощущаем. Представляю, как пассажиры в хвосте сейчас веселятся, взлетая под потолок, если не пристегнулись.
Фу, наконец-то самолёт погасил излишек скорости, и мы можем продолжать нормальный полёт. Диспетчер сделал нам замечание и разрешил дальнейший набор.
До набора эшелона и выхода из Московской Воздушной Зоны в кабине царила мёртвая тишина, слышно только внешнюю связь, гул турбин, шум набегающего потока и журчание приборов. Все сидят молча, остывают и приходят в себя после циркового трюка.
Первым ожил бортинженер: командир разрешите выйти осмотреть салон!
Разрешаю!
Инженер вышел и через приоткрытую дверь слышно его разговор с бортпроводницами: с пассажирами всё нормально?
Нормально! Что это было?
Шапито это было!
Вернулся, доложил – в салоне порядок!
Тут и я решил, что пора освежиться: командир, разрешите выйти в туалет, надо подгузник сменить!
Разрешаю!
Сходил в передний туалет, умылся по пояс, смыл адреналин и пот, полегчало.
Когда вернулся в кабину, второй пилот не выдержал: рана хоть небольшая?
Скажем так, не кровавая, так, три капли.
Позади меня что-то упало на столике бортинженера. Надеюсь это не он.
Дальше уже обычный рутинный полёт и посадка в Ростове.
А вы знаете, что в авиации существует странный обычай? После каждого полёта командир обязан провести разбор полёта. Проанализировать, как  полёт выполнялся и если надо сделать конкретные замечания членам экипажа – кто, что не так выполнял, где ошибся, где нарушил, были или нет замечания от службы движения. Причём всё это делается под запись на магнитофон, т.е. на речевой регистратор самолёта.
Интересно, что мы услышим сегодня.
Экипаж, разбор переносим в штурманскую аэропорта! Спасибо за работу!
Мудёр бобёр! Говорить что-то под запись чревато последствиями!
Конечно же никакого разбора в штурманской не было, зачем себя родного критиковать.
Вот мне интересно, кто же это и как назначил такого, мягко говоря незрелого пилота на такую должность?

Эпилог.
После этого нехорошего случая я сильно задумался и стал очень внимательно смотреть за действиями всяких проверяющих-инструкторов-начальников. Внимательно слушать, как они проводят техучёбу и разборы полётов, что делают в полётах. Анализ этого безобразия привёл меня в глубокое уныние, я больше не получал удовольствия от полётов, я стал их БОЯТЬСЯ. И чем дальше, тем больше. Чем дальше, тем больше становилось таких «инструкторов» и «командиров», которые не учили, а поучали, не руководили, а командовали. И поднимались они на эти должности не из-за профессионального мастерства, опыта и великолепных человеческих качеств, а благодаря кумовству и т.д. и. т.п….
Так что через полгода я решил, что после тридцати двух лет безаварийных полётов не хочу быть соучастником в любом авиационном происшествии, даже самом мелком, и ушёл с лётной работы. Я не Донкихот Ламанческий, возможностей бороться со «свободным рынком» у меня нет.
Вот собственно, почему я накропал этот опус – да от того, что глядя на светлую действительность начинаешь терять понимание что происходит. Для того, чтобы хоть что-нибудь понять, надо что-то с чем-то сравнить и проанализировать.
Сравним «злобную» советскую власть с настоящим положением дел.
Эта самая недалёкая советская власть население всей страны учила и воспитывала. То есть, кроме знаний пыталась привить людям моральные ценности и научить отличать плохое от хорошего. Причём воспитывала советская власть на всех этапах жизни: в семье, в детском садике, школе, институте и на работе. А уж лётный состав выращивали и воспитывали годами. И чтобы стать командиром воздушного судна приходилось проходить сито отбора не только профессионального, но и общественного. В этом деле кроме лётных командиров участвовали и профсоюз и партийная организация и совет командиров воздушных судов. Была в те времена такая общественная форма организации пилотов.
И, не смотря на такой отбор и подготовку, всё равно изредка попадались индивидуумы склонные где-то, что-то упростить, проскочить на авось, а иной раз принять необдуманное решение. Но таких командиров, в советские времена было крайне мало, единицы.
Зато, после того как наконец-то пришла «настоящая» свобода, «свободный» рынок и другие дерьмократические сверх ценности, стало всплывать оно – то самое, что не тонет. И началось…
Новости смотрите? Идиотические катастрофы наблюдаете? Это творит оно – то самое, непотопляемое. То, что сейчас воспитывают и пропагандируют даже некоторые высшие чиновники. Им не нужны специалисты и профессионалы, им нужны «грамотные» потребители и легко управляемое быдло. Ведь управлять грамотными специалистами тяжело, им всякую лапшу непросто повесить на уши, у них есть знания и своё собственное профессиональное мнение.
Так что учитесь сами! Ежели жить хочется как человек, а не как «грамотный потребитель» и жвачное животное.