Иулиана. 7. Княжеская охота

Наталья Банецкая
    Предыдущая часть http://proza.ru/2021/02/26/434

   К вечеру дружинники  князя отоспались, отдохнул  от необычного путешествия и Юрий. Всем было приказано не болтать особо  о приключениях, которые им выпали в дороге, но разве удержишь языки, да еще и под хмелем.
-Что прям колокольни в десять ярусов?
-И светятся?
-Да светятся, и надписи на них. Вроде как по-русски, а вроде и нет. Слова какие-то не понятные и буквы, есть наши, а есть, нет.
-Ну, про нечисть летучую, расскажи.
-Да врешь ты все. Ну ладно колокольни, ладно летучие твари, но чтобы вы за день от Вязьмы до Москвы доехали, это уж дудки.
-А что? у нас в Коломенском, говорят из оврага тоже какие-то телеги без лошадей выезжают, а потом растворяются в тумане. А тут в прошлую осень трое выехали верхом на козлах, сами за рога держатся. А козлы, что тот котелок  начищенный, блестят. И орут те козлы  будто гром гремит. А недавно целый отряд там пропал, где дорога через овраг идет. Так они на мост въехали и пропали.
-Правильно ваш  князь говорил – останавливаться  нельзя. Если что показалось, скачи во весь опор и молитву читай. Особливо тропарь по усопшим помогает. Что смеёшься? Мне брат говорил, верно, помогает.
 Никто, конечно не верил в эти россказни.


      Юрий лениво потянулся в постели и встал, самое время написать Василию грамоту, приказал подать ему бумагу, чернил и перьев гусиных. Только сомневался он, что Василий без уговоров ему поможет. Только подумал, что разведать бы надо, что там в Кремле Московском делается, как раздался рядом голос Беркес:
-Я в Кремль попасть не могу, заговоренный он. Было дело, дед Василия однажды приказал со всего княжества Владимирского всех ведьм в Кремль собрать. Дескать, посоветоваться надо, помощь их нужна.  Ведьмы прибыли и ждал их костер и княжеский указ всех их сжечь. Ведьмы в сорок превратились и улетели, с тех пор на Москве сорок нет. И сейчас нет, и ни одна  колдунья в Кремль войти не может. И я не могу, уже пыталась.
-Так что ты тоже  сомневаешься в том, что Василий  мне поможет?
-Не могу сказать, надежда есть.
-Иди уже, письмо писать Василию буду.
-Смотри, что бы не обложил он тебя как волка на охоте, говорят, Князь Московский охотник знатный.
    В том, что от Василия он получит помощь, у Юрия  были основания сомневаться. Предал Василий и Смоленск и Рязань, в которой Витовт лил кровь русскую, как воду, не пришел тогда Олегу на помощь князь Московский.  Торгаш Василий, все выгоду свою ищет, пребывание его в Орде не прошло даром. Вот и теперь, он в отличие от Юрия, готового боем брать города, Василий их выкупает. Дед его выкупал и он туда же. Все на деньги мерит. Недавно ярлык на княжение в Нижнем Новгороде в Орде выкупил.  Теперь Муром и Тарусу к рукам прибирает. Конечно, обязательства у него перед Витовтом были, но ведь столько лет уже прошло.  Восемь лет назад Витовт практически спас княжество Московское от разорения Тохтамышем, так с тех пор, сколько воды утекло.  Хитер как лиса Витовт. И хитростью он Смоленск в прошлый раз взял.  Распустил слух, что идет на татар, а на самом деле сковырнул тогда непокорного Юрия с престола княжества Смоленского. Тогда княжество Смоленское помог ему вернуть Олег, князь Рязани. Нет сейчас Олега, нет союзника, а одному Юрию Витовта не одолеть. Ненависть волной поднялась в сердце Юрия. Пусть он будет вассалом Москвы, но не отдаст поганым Литвинам русскую Смоленскую землю.
    Москва по сравнению со Смоленском так себе городишко. Домов каменных почти нет –только церкви да  Кремль, да и то не со всех сторон . В родном Смоленске церкви сплошь каменные. Да и ров вокруг города в десять саженей высотой одолеть дело не простое. Но сколько выдержат осаду горожане? Месяц, два? Торопиться надо.
 Пока слуги копошились, исполняя указание гостя и несли ему бумагу и перья, на двор купца прискакал гонец от Василия и пригласил его прибыть завтра во дворец. Приободрился Юрий, ждет его сват, есть надежда на родственные теплые объятия.
   Наутро Юрий Святославович въехал в Московский кремль с сыном своим Федором и Симеоном Мстиславовичем Вяземским. Владимира – брата своего, оставил при дружине. Встретили их радушно. Софья Витовна вилась возле   Юрия как стая мошек, и слева она и справа. И вина нальет, и кусочек послаще на тарелку положит, так и не дала ни слова сказать  Юрию. Все щебетала, какой у Юрия внук родился. И весь в деда, а назвали его  Василием в честь Князя Московского. Когда хлопотунья на минуту отвлеклась, Юрий шепнул, что надо сглазу на глаз переговорить.
- Софья, ты устала, вся в хлопотах. Гостя дорогого так привечаешь, что я уж и ревновать начал. Пойди отдохни.- не громко сказал Василий.
-Да нет, я не устала, хочу еще с Юрием поговорить. Юрий, ведь правда, я еще про дочь твою не все рассказала, с надеждой обратилась она к Юрию.
-Нет, мне сейчас не до дочери. Мужа послушай, княгиня, иди, отдохни. - Ответил Юрий.
Какой же испепеляющий взгляд  он получил в ответ. Софья отвернулась и гордо вышла из залы. Юрий пожалел об этом, поняв, что зря рот открыл, нажил врага в лице Софьи. Надо бы завтра купца к ней послать, подарки ей оплатить, женское сердце отходчиво.
 -Внука я, конечно, хотел увидеть. Но не за этим я приехал.
-Не за этим? А зачем ты оставил свое княжество? Вроде все у вас  там хорошо. Мне и письмо пришло от Витовта. Говорит, в гости к тебе собирается.
-Гости, Юрий даже вскочил с места. В гости с войском не ходят. Он два месяца под стенами стоял с пушками приехал, стрелял по городу. Слава Господу, выстояли. У тебя Василий пушки есть? А у Витовта есть, много пушек. Они одним выстрелом башни сносят. И не знаю, как город выстоял. Семь недель осада длилась, только на мужестве горожан и выстояли.  Если он вернется, город не устоит. Умоляю тебя, Василий, тебе все возможно, он тебе тесть, помири нас. Ежели Витовт ни слез моих ни твоего дружеского совета не послушает, то помоги мне бедному, не отдавай на съедение Витовту.
-Да какой съедение, о чем ты? Не угрожает тебе Витовт.
А Юрий словно не слышит Василия,  не видит страдания в его глазах.
-Ежели и этого не хочешь, возьми город мой за себя, владей лучше ты им, а не поганая Литва.
- Конечно, Юрий, не печалься, - успокоил его Василий.  - Помогу тебе, сегодня же отпишу Витовту.  Оставайся у меня во дворце, покои тебе выделим лучшие, а завтра на охоту, на зайцев поедем.
-Какие зайцы, Василий? Помоги мне.
-Сегодня же отпишу тестю. Сына ты своего к охоте пристрастил? Завтра возьми его с собой.
-Да нет, мамкино воспитание. Еле отпустила его из под своей юбки. Раньше как было, меня отец на коня в пять лет посадил, в 9 я уже конем умел править, а в 10 уже стрелял и из лука и из самострела в зверя. А сейчас что за воспитание?
-Вот завтра и уделишь ему время. Не волнуйся ты так, все хорошо будет.
-Помоги мне Василий.
-Вот у меня случай был, когда я по молодости на охоту с отцом ходил. Стою на следу. Жду его, тетива натянута. А он, заяц, несется на меня сзади и вскакивает прямо из-за спины. У меня тетива соскочила, выстрел. Беляк замертво рядом, стрела в горле.
      И они оба рассмеялись немудреной байке. Отлегло у Юрия от сердца, а и, правда. Мало ли чего эта ведьма ему наплела.  Может и нет никакой опасности, помирит их Василий. А Василий, глядя в глаза Юрия про себя думал, что не усидеть ему на двух стульях, поможет Юрию, поссорится с темником Едигеем. Это он, а не заплывший жиром в пирах и веселье Шадибек , законный правитель Улуса Джучи - Золотой орды. Конечно, тесть ему давно поперек горла стоит, но не время сейчас с ним сориться. Ох, не время.
     Выделили Юрию лучшие палаты, едва добравшись до постели он  погрузился в сон. Раздевали  его уже бесчувственного слуги. Спит Юрий и снится ему, что Беркес садится рядом берет своими костлявыми руками его руку и говорит ему, что бы вина фряжского он не пил. Дескать, в него трава сонная намешана. Потом чудится Юрию, что пухлая теплая женская рука обнимает его за шею. Откуда рука, не может же у Беркес быть три руки. Пропала Беркес, растворилась. Вино фряжское. Что? Юрий  вздрогнул и проснулся. А перед ним девица сидит.
-Князь, я тебе вино фряжское от княгини принесла и сыры всякие, отведай.
А глаза такие ласковые, на все готовые.
-Вино? Ты что здесь делаешь?
-Мне княгиня приказала вино принести.
-А ну пошла отсюда, - он схватил девицу и потащил её к двери.
-Не губи князь, – девица повалилась в ноги, -  княгиня не простит.  Юрий достал серебряную монету и вложил её в теплую руку девушки.
-Ладно, скажи, что услужила. И скажи, что бы задвижку мне здесь поставили, поняла? Сообразишь зачем? Зовут то тебя как?
-Агапа меня кличут.
- Завтра в это же время приходи. Да ключи мне от этих покоев принеси.
Девица ушла. Юрий вскочил, стал метаться по комнате. Беркес, она что-то еще хотела сказать, что?
-Взял вино, подошел к окну и вылил его, предварительно погасив свечу и оглядевшись, не видит ли его кто со двора. Ох, не просто, ему здесь придется. А вина этого фряжского  сколько за столом выпил? Немерено. Устал он, охота завтрашняя ему ни к чему и он закрыл глаза. Поплыло все вокруг, опять он слышит голос Беркес.
-Князь я в Кремль не могу войти, заговорены башни его от меня . Ни мышью, ни птицей не могу. И ты здесь гость, за которым следить будут во все глаза. К дружине не отпустят. Боится тебя Василий. Ты если чего тебе передать брату надо, напиши и под подушку положи, только девицу спать с собой не оставляй – она лазутчица   княгини. А вести от брата я тебе на словах передавать буду. Спи, князь.
-Проснулся Юрий бодрым, сила в теле. Вскочил, позвал дверного слугу, приказал к выезду на охоту готовиться.
-Что ты, князь. Солнце к вечеру уже. Мы тебя не добудились поутру.
-Вот как? Ну, я поеду к дружине, к брату.
-Князь Василий велел его дождаться, на конюшню тебя сводить, сады показать, - постельничий, приставленный Василием, вытянулся в угодливой позе. – А сейчас государыня вас к себе просит отпотчевать с ней.
-Да, права Беркес, похоже он здесь почетный пленник, а не гость.
 Вечером после возвращения с охоты в комнаты влетел сын с восхищенными глазами.
- Наш пес погнался за зайцем. Плохо все кончилось. А виной всему был заяц. Он вспорол собаке брюхо задними лапами.  Представляешь, заяц! Не ожидал, что заяц такой зверь.
-Ну, да. Маменька же тебе про бедных зайчишек рассказывала. Байки о трусишке - зайце только байки. Самолично видел, как гончаки загнали русака в кусты. На беду рядом крутился пес, сунулся к зайцу и был убит на месте ударом задних лап. Зайца добыли, а собаку жаль, там же и похоронили.
 Сын не умолкал, делился впечатлениями с отцом до полуночи.
-Симеон там так зайцев стрелял, Василий  им очень доволен. Другом своим называл. Завтра они в мастерские поедут. Собираются здесь монету серебряную чеканить. Симеону это интересно очень.
Юрий не показал своего удивления. Шустер племянничек, тропку к Василию вперед его нашел. Может это ему на руку, посмотрим, но в груди зашевелилась ревность – у сына на языке только Симеон.
     Так и повелось. Василий весь день в боярской думе заседает, рассаживая там спесивых бояр по старшинству дольше, чем дела решает. Юрий дивится, что же он столько времени с боярами проводит, а как же пиры, развлечения, охота?
    Каждый вечер Юрию подарки от Василия шлют, уже все руки у Юрия в перстнях. Пищаль ему  прислал диковинной резьбы по прикладу.    Дни потянулись за днями. Княгиня и дворня старалась Василия одного не оставлять, со двора не отпускать. А он эту игру принял - пусть тешатся. То, что надо он и через  Беркес узнает.
    Послания его аккуратно утром исчезали из-под подушки. А потом во сне ему Беркес докладывала новости со двора купца от брата его Владимира. Вино это фряжское, которое приставленная к нему девица Агапа,  каждый вечер с закуской на золоченом подносе приносила,  Юрий каждый вечер в окно выливал. Прошел месяц, и Юрий потребовал встречи с Василием. Занят он был очень, башни каменные со стороны реки строил, поэтому виделись они не часто. Наконец он пригласил Юрия к себе.
-Ты послушай Юрий, что пишет мой тесть:
"Передай Юрию, моему вассалу, мои пожелания доброго здоровья.
А тебе я попенять хочу. У литовских четырех крестьян под Путивлем было ограблено: два бобра, два топора, кадка меду и три сермяжных кафтана. Каждому из них в возмещение убытков я выплатил по сто рублей . Требую от тебя Василий по родственному, разберись в этом деле и возмести мне убытки", - Василий рассмеялся,- Смеется Витовт, разве это убытки?
-Что Витовта такая мелочь интересует, странно.
-Да я с такой мелочью и возиться не стану, но он тебе здоровья желает. Вот тебе и беспокоится не о чем. Послушай, я тут пригласил  Симеона Мстиславича, поговорить хочу. Прошу тебя отпустить его на службу ко мне.
-Он за этим сюда и ехал, а куда ты его пристроить желаешь?
-Наша дружина несколько лет назад Торжок взяла, а Князя Холмского я хочу в Псков послать, место пустует. Торжок город пограничный с Новгородом, для меня важный.
Купцы Новгородские, после подчинения Торжка стали на другом берегу Торжка отстраиваться, целый город там уже вырос. Так что Торжок теперь из двух половин состоит. Вот на своей половине я хочу вал и стены укрепить. Симеон, хоть и молод, но смышлен, думаю, справится.
      В это время вошел Симеон, поклонился низко. Сначала Василию, потом Юрию. Покоробило это Юрия.
-Мы тут с Юрием Святославовичем покумекали и решили тебе Торжок в кормление дать, порядок там и законы московские установить, мыту за  товары  брать. Только вот не женатым князю быть не положено. Мы с Юрием Святославичем  на твоей свадьбе погулять хотим. Если зазнобушка есть, сосватаю.
Симеон склонил голову, опустил глаза. Чуб его почти закрывал лицо, но все равно было видно, как щеки новоиспеченного Князя злились краской.
- Мне сон давно приснился, будто девица красоты неписаной с рыжей собакой, огромной такой, мне гребень протягивает и говорит, что выйдет замуж только за того, кто ей этот гребень вернет. Сказала, ты не противься, судьба тебя сама на меня выведет. Ты, мол, меня сразу узнаешь. А  поутру  я под подушкой гребешок деревянный нашел.
-Небось, наши боярышни над тобой пошутили, подложили под подушку и на ухо нашептали. Давай  позовем всех, и ты и найдешь свою суженную.
-Нет, князь. Сон этот мне  еще в Вязьме приснился. Я потому и в Москву ехать согласился, раз судьба мне такой случай подарила.
-Я уж сомневаться начал, князем назначать ли того кто в сказки да во сны  верит.
-Я в Торжке женюсь, князь.
-Ну что же это может и к лучшему, связи местные не помешают через супругу, - на этих словах Василий тяжко вздохнул.
 
 Вечером другая девица принесла кувшин, склонилась в глубоком поклоне.
-Как тебя зовут и где Агапа?
-Агапу княгиня замуж выдала, а меня зовут Божена.
-Быстро у вас тут все решается, ну иди Божена. - Юрий закрыл за собой дверь и сел писать поручения Владимиру, изложив свои мысли на бумаге, сунул письмо под подушку и заснул почти сразу. Сначала снились непонятные фигуры и лошади, неведомо куда несущие своих всадников. Наконец во сне он услышал голос Беркес:
-Мужайся Князь, мне птицы весть принесли, что  жители Смоленска сами ворота Витовту открыли и город сдали.
-Василий об этом не знает, я сегодня с ним виделся, уверял меня,  что причины моих опасений напрасны.
-Ты вот о чем подумай, купцы новгородские приехали к тебе с поклоном. С ними Владимир говорил. Приглашают в Новгород приехать погостить, а  Владимиру обещают 13 городов  в управление отдать. Тебе, а не Владимиру надо там княжить. Они ответа от Владимира ждут, он без тебя ответа им не даст, твоего решения и благословления ждет. Отпиши ему.

   Вскочил Юрий, как ужаленный, заметался по комнате  по персидским мягким коврам, выбежал. - Обложили меня со всех сторон, как зверя на охоте обложили. А за окном уже рассвело совсем.
   Помчался к княжеским покоям, а за ним вдогонку стража. Ворвался в спальню, зашелся на крик, обозвал Василия изменником и прихвостнем Витовта. Софья Витовна в постели рядом с мужем испуганными глазами смотрела на Юрия, заплетая рыжую косу. Стража еле отволокла Юрия от постели Василия, князя Московского и Владимиро-Суздальского, а теперь и Нижегородского  и усадила на скамью около окна.
-Юрий, - закричала Софья, надевая наспех роскошный халат поверх шелковой персидской рубахи,- Успокойся, не правда все это. Что ты кричишь, приснилось тебе все это. Откуда у тебя эти известия?
-Сорока на хвосте принесла, что скажешь - нет сорок в Москве. Есть, одна есть
-Да в уме ли ты, Юрий, - охнула Софья.
Василий обнял Юрия и вывел его из спальни.
-Ты обещал мне помощь, - негодовал Юрий,- я бы уже дружину бы набрал. А ты меня тут баснями кормишь. Приснилось, говоришь? Не приснилось, сами горожане ворота открыли, голода не вынесли.
-А если и не приснилось, ты сам виноват, – взвился Василий.- Надо было в городе оставаться, защищать. Может ты сам им и приказал город сдать, откуда я знаю?
-Я тут два месяца сижу помощи от тебя жду, а ты .. –Юрий махнул рукой , вскочил и направился к двери.
-Отпустите его, пусть идет куда хочет, - приказал Василий страже. Он смотрел в след Юрию и думал, как это он сумел княжество столько времени держать, я бы ему и города не отдал в управление. И помощники у него никакие, между собой грызутся  княжата.
    Юрий выскочил в коридор и бросился к конюшне. Утро уже занималось над Москвой.
А конюший уже выводил его коня под уздцы. Быстро же у них тут все,  и ворота настежь, как ждали. Юрий влетел на коня,  не ожидавшего такой прыти,  и помчался на постоялый двор купца в сопровождении верного слуги к дружине и брату, забыв о сыне.

 Прошло несколько дней, слухи о взятии Смоленска поползли по Москве. Говорили, что жители сами открыли ворота Витовту. Что он всех князей и жену Юрия кого в Литву, кого в Польшу отослал. К вечеру на двор купца въхал Симеон Мстиславович и сын Юрия с посланием от князя.
     Князь передал тугую мошну денег и сообщение о том, что князь волен идти, куда ему вздумается, а если хочет себе город в кормление получить, то, дескать, Василий его к себе ждет. Юрий пришел в ярость и долго крушил в горнице мебель, пугая дворню. Когда он совсем выбился из сил, к нему зашел Владимир.
-Юрий, уезжать надо. Здесь мы не ко двору пришлись. Княжеские соглядатаи половину твоей дружины переманили пока ты по охотам с Князем ездил, шныряли тут весь месяц.
-Я, по охотам? Ну и куда теперь ехать?
-В Новгород, не мешкая. Они обещали поддержать и приласкать.  Симеон Мстиславович с дружиной нас сопровождать взялся.
-Симен, с дружиной? Ах, да. Он же теперь князь Новоторжский, - и Юрий криво улыбнулся.
Успокоившись и выслушав соображения  Новгородского посольства, князь приказал собирать пожитки.
-А это ты? Что скажешь? – Обратился он к вошедшей Беркес.
-Мне здесь надо остаться, князь.
-Зачем это еще тебе оставаться?
-Витовт воинов послал в Москву с заданием тебя и твою семью убить. Если их здесь не остановить, они за тобой в Новгород поскачут.
-А справишься?
-Конечно, их же не обязательно убивать. Надо просто убрать с дороги.
А еще в Москве очень любопытный чернокнижник и травник появился, он может быть нам полезен, хочу его сманить тебе на службу и познакомиться с ним.
-Ну что же оставайся. Трех дружинников возьми, тебе охрана не помешает.
-Мне? Охрана не помешает твоей казне. Не думаю, что тебе сундуки в Новгород тащить надо.
-Думать здесь буду я, грозно сказал Юрий.
-Конечно, Князь. Я с тобой связь прежним порядком держать буду, этот способ мне понравился и летать никуда не надо. Ты, главное, дверь в спальню закрывай и смотри, чтобы желающих к тебе под подушку залезть  ночью не нашлось. Я так думаю, что в Новгороде ты надолго не задержишься - подчиняться ты не привык, а там Вече каждый твой шаг контролировать будет.

На этих словах она растворилась в воздухе, не дав возможности Юрию нагрубить ей в очередной раз.
-Ведьма, - прошептал Юрий и сплюнул.
Продолжение http://proza.ru/2021/03/02/132