Юношеские столкновения с уголовным миром

Маслов Виктор Павлович
     Расскажу о  моих юношеских столкновениях с уголовным миром в послевоенные годы.   
    
Сестра моего отчима Нина Александровна Крышова, доктор невропатолог,  жила  в Петербурге и была  очень тесно связана  с семьей знаменитого Ивана Павлова. Его дочь, Маша Павлова, была  близким другом  Нины Александровны.

     У Крышовой было  трое сыновей. Один из них – Сашка Бруханский – был моим старинным другом. Он попал в какую-то историю  с ограблением. Его воровской поступок  считался «авторитетным» -  хорошо продуманным и хорошо организованным, но он не был вором  в законе (был «фраером»).  С этим авторитетным делом он угодил куда-то на Север, кажется, в Мурманск. Он был музыкальный парень и играл там в джазе, т.е. был  в некотором привилегированном  положении. Тетя Нина как-то сумела  его оттуда  вытащить. Она  меня считала вполне интеллигентным мальчиком и устроила  нас с Сашкой,  с которым мы были   очень дружны,   в какой-то спортивный лагерь или санаторий. Это заведение находилось  в Крюкове под Москвой.

     Крюково – это очень интересное  место.  Немцы при подходе  к Москве  захватили Крюково, но  дальше на Москву не пошли. Когда  нас отправили  в этот лагерь (это был  1946  или 1947 год),  немцев там никаких  в помине не было, но осталось  много  брошенного оружия – типичная  послевоенная картина.

     И вот мы  с Сашей  как-то сидим  в столовой, и я вижу,  что он задирается  к какому-то парню.  Он делал такой жест: средним пальцем руки щелкает себя по брюкам, как будто что-то стряхивает  с себя  в сторону этого парня. Потом он мне сказал,  что этим жестом он как бы  скидывает  вшей на этого парня  и тем самым его оскорбляет. Я видел,  что что-то не в порядке и что они поссорились. 

     Это было время, когда практиковались «сучьи войны». Сучьи войны  - это кровопролитные, смертельные драки между ворами и «суками», провоцируемые кэгэбэшниками и лагерным начальством,  для того, чтобы обойти запрет на смертную казнь. Это было  очень короткое  время  с 1947, когда отменили смертную казнь в СССР,  по 1954 год, когда смертная казнь была восстановлена. В спровоцированных сучьих войнах воровские касты  сами истребляли друг друга. «Суки» - предатели в среде воров.   Это те, кто сначала  был вором, а потом выдал или  предал воров. Правила были такие:  если воры поймали суку, то они его убивали. Если суки поймали вора, то они либо его убивали, либо он переходил в суки. И если сука чувствовал, что  попался и разоблачен как предатель, он говорил Бате (лагерному надсмотрщику): «Посадите меня  в изолятор к сукам, иначе меня убьют».

     Почему Сашка   стал задираться к какому-то  парню из уголовной среды, я не понял.  В нашем лагере вместе  с нами  проживали   подростки - бывшие уголовники, которые тоже получили путевку в этот лагерь. Слышу, что Сашка произносит слово: «сучарый».  Как я потом выяснил, это означало, что  он оскорбляет своего противника, называя его «сукой».  В общем,  в столовой назревал скандал. Я хотел  этот скандал загасить. Я знал  воровские песенки и умел петь  их бандитским голосом.    Это нравилось  компании моих  московских приятелей.  Одна из песенок была такая:  «Что творится по тюрьмам  ужасным, трудно, братушки,  вам рассказать, как приходится нам малолеткам в заключенье свой  срок отбывать.  Хорошо, у кого есть родные, настроение могут поднять и какую-нибудь  передачу мать с отцом могут сыну  послать. Скоро, скоро мы выйдем на волю, ветер будет лохмотья нам рвать,  но чтоб быть приодетым и сытым мы по-новой пойдем воровать».

     Я также очень хорошо знал все  варианты «Мурки»,  поскольку мой отчим очень любил эту песню и распевал разные  варианты. После описанной  ссоры Сашки  с уголовником  в столовой мы пошли из столовой через лес в  общежитие,  где мы должны были ночевать.  Нас  вел военрук. И хотя он назывался "военрук", он был без одной руки и не очень-то мог нас защитить. Мы идем, и я стараюсь как-то приспособиться  к компании и  начинаю петь песенку  про  тюремного малолетку. После этого мне  показалось,  что я стал для них  как бы  свой. А потом  я запел Мурку, и когда спел «Здравствуй, моя  Мурка и прощай! Ты зашухирила  всю нашу малину, а теперь маслину получай», -  какой-то малый, молоденький, маленького роста вдруг заявил: «Не зашухиришь!» и  тюкнул меня поленом по голове. Я упал  с окровавленной головой,  но военрук меня как-то  защитил.  Сашку  они не били, а я, как это ни было удивительно,  за слова «ты зашухирила всю нашу малину» получил сильный удар, шишка от которого осталась у меня на голове  на всю жизнь.

     Мы пришли в  общежитие и легли спать  в спальне, где стояло много кроватей. А ночью происходит следующая сцена,  аналогичная той, которая подробно описана  в словаре  «Русскоязычный жаргон. Историко-этимологический  толковый словарь  преступного мира» в статье  о сучьих войнах.  Вдруг  внезапно распахиваются двери  в спальню и врывается какая-то компания.  Двое держат прихватом  две тлеющие  головешки. С этими головешками они подходят сначала  к Сашке, подносят головешку к его физиономии и говорят: «Вот он», и затем подходят ко мне  и говорят: «И  вот он». После этого они смываются, ничего плохого нам не сделав. Они просто показали  нас  с Сашкой какой-то компании, какой – непонятно: ворам, сукам, беспредельщикам или просто фраерам. 

     Потом мальчишка, который меня  стукнул,  стал  ко всем прицепляться,   издеваться и вести  себя очень нагло.   И хотя он  был мелкой сошкой, по-видимому, у него была какая-то защита.  А я старался  из-за всех сил  поссорить нормальных ребят  в лагере  с этой воровской   компанией,  чтобы они примкнули  к нам в нашем противостоянии. Постепенно я собрал довольно большую группу своих сторонников.

     Сашку  почему-то поместили  в изолятор, по-видимому,   чтобы  изолировать его от возможных  драк. Это было довольно большое пространство, и он совершенно свободно там ходил на лыжах. У него,  насколько я помню, даже был револьвер ТТ, который позже  у него нашел его  старший брат, отнял и выбросил  в Неву.

     В группе ребят, которых я собрал,  был один хулиган (про него говорили:  «он не урка, он – хулиган»).  Этот хулиганистый мальчишка относился ко мне исключительно хорошо. Он хотел быть  приличным и даже интеллигентным  и пошел ко мне «на выучку». 

     Из-за того, что   я оказался под угрозой,  мне выделили кровать в столовой,  чтобы  я не ходил со всеми остальными  через лес  из столовой  в общежитие и не попал  бы снова под удар.  У хулигана кровати отдельной не было, но  он все время оставался при мне и даже  спал у меня  под кроватью.  Я его воспитывал, например, так: если он при девочках  выругался матом, то получал от меня  в скулу.

     А теперь я расскажу  про битву на писках.
Мальчишка, который ударил меня поленом, был подчинен одному взрослому парню, который, по-видимому, не  был сукой,  а был  вором или фраером.  Во всяком  случае,  держался он как  вор и как начальник над  всеми ворами, которые жили  в Крюкове. Он жил в нашем санатории, и почему-то все местные   Крюковские бандиты ему подчинялись.

     Не помню,  с чего возникла дуэль на писках. Писка -  это   безопасная бритва, сломанная  пополам вдоль лезвия. Она засовывается под губу.  Такую писку использует, например, вор-ширмач, который ворует в трамваях или поездах. Он достает эту писку изо  рта и незаметно разрезает карман  или сумку.   Кроме того на писках бывают дуэли. Писка зажимается  в руке между пальцами и противники  режут друг другу физиономии этими писками. Кроме того они могут «пописать» кого-то в кино: сзади садится  кто-то с пиской  и режет впереди сидящему  лицо или другие  части тела.  Писка – это  своего рода холодное оружие.

     У нас было  еще и другое оружие. В спальнях были железных кроватях. Мы выворачивали  железные палки, которые соединяют разные части кровати,  резали их пополам и  клали  в валенки, чтобы  быть готовыми в любой момент драться.  Такой  железякой  можно было драться очень серьезно.

     Я не помню, кто меня  вызвал на драку на писках, но вроде  это был парень, который жил у нас  в санатории  и который командовал  всей  крюковской шпаной.  Я, подобно Балде из пушкинской сказки, говорю:  «Ты сначала  с моим  парнем   попробуй сразиться», и выпустил  своего хулигана,  который, как выяснилось, неоднократно дрался на писках.

     Вот такую сцену  я запомнил. Зима. Веранда. На веранде масса народу: все смотрят на дуэль на писках. У моего парня писка зажата  в руке,  а  у его противника, как мне помнится, писка была приварена  к кольцу.  Мы  с Сашкой  делаем вид,  что это пустяк и нас  он не волнует, сидим  и играем  в шахматы. Тогда мальчишка-бандюга, который  меня ударил поленом,  подходит  к нам  и скидывает шахматы с доски.  Издевается.  Он нас разозлил до невозможности. Я вскипел, но сдержался.  Мы попытались  восстановить позиции и продолжали играть. 
В это время   мой хулиган  очень быстро выиграл драку на писках,  и его противник  очень спокойно сдался. Для него это было шуткой. Мой хулиган лез  в драку очень  яростно,  а тот  просто сказал: «сдаюсь» и все:  не хотел   портить себе физиономию.

     За то время, которое  мы прожили  в санатории,  мальчишка, который меня ударил поленом, обозлил  всех до крайности.  Подходит время, когда  мы  должны уезжать из лагеря домой  в Москву.  И мы решили  перед самым  отъездом отомстить этой бандитской компании.  Накануне отъезда мы с моим хулиганом  остались ночевать в общежитии  вместе  со  всеми,  чтобы  ночью напасть на этих негодяев.  Мы врываемся к ним ночью  и говорим: «Ребята, вот наше оружие (у нас были железные палки  с заточкой, писки и  поленья), одевайтесь  и пойдем драться».  Но они не стали одеваться,  а укрылись одеялами – и ждали расправы. Мы опять призываем их вставать  и по-честному драться.  Но они  так  и остались лежать, укрывшись  с головой одеялом.

     Один парень из нашей компании (по фамилии Шагал) отказался идти с нами на расправу.  Мы  тогда  еще не знали,  что Шагал – это знаменитая фамилия. Мы говорим ему: «Пойдем,  ты же  с нами. Они над тобой издевались!»  А он: «Да, издевались».   -  «Почему же ты не пойдешь на расправу  с ними?» «Не пойду  и все». – «Значит, ты  против нас, наш враг!»  - «Считайте так, но я участвовать не буду».   Что с ним делать?  Пригрозили ему, но вроде он не против нас.  Словом, оставили его в покое. Так он и не участвовал  в этой драке. Меня  тогда  очень поразило,  что он проявил такую железную  принципиальность.

     А  в драке  я помню только, как били того мальчишку, который меня ударил поленом.  Один наш здоровенный, но  совершенно немускулистый, худой малый, его звали Женя,  берет полено, становится на кровать этого мальчишки  и бьет поленом по одеялу, в которое  тот закутался.  Он вопит  и визжит тонким голосом, совершенно, как баба. Не знаю, чем это кончилось, но били его остервенело, так он всех обозлил. Но я уверен, что Женя,  когда увидел кровь,  прекратил избиение.

     Теперь наступило время расправиться с их главарем. Военрук нас ведет на станцию, чтобы ехать в Москву.  Мы окружили главаря и  собираемся его бить. Он очень  спокойно говорит: «Только  в морду не бейте».  Так спокойно:  да, бить будут, но только, чтобы морду не портили.  Я стал смотреть, какое у него оружие. У него оказался шикарный  кастет.  Он сам достал его из кармана и бросил далеко  в снежный сугроб. Никто не полез доставать кастет. Но  он отказывается идти тем путем, которым нас ведет военрук. Говорит:  «Я пойду  по другому пути».  Мы ему говорим: «Мы пойдем  с тобой, ну, смотри, если там засада, то мы тебя  первого  убьем».  Он говорит: «Все равно пойду   другой дорогой, вы меня можете  и там убить».  Держался он очень хладнокровно.  Пошли  с ним по другой дороге. Этот путь оказался очень коротким. Мы  дошли почти до вокзала, засады никакой не было,  но бить его уже не было особого резона – не затевать же драку на вокзале. Таким образом он избежал расправы. У меня он вызвал уважение  своим хладнокровным отношением - никакого страха перед битьем: «в морду только не бейте, а так пожалуйста». В результате мы так   его и не избили, он благополучно сел в поезд и   уехал  в Москву.

     Когда  я вернулся в Москве  и пошел в школу, я положил  в валенок железную палку и показал ее ребятам. Мои школьные приятели меня так обсмеяли,  что я потом засунул эту железяку  в печку  и больше никогда никому ее не показывал.