Монстры, лазеры и внуки

Александр Денисов 33
 Смотрю на внуков. Им  не просто. Конец февраля холодный, снежный, по улице не побегаешь.
А сидеть в телефонах и планшетах при их неуемных характерах, скучновато.
Что бы попаделать?

Вернее,  подобное выражение на лице Иларика, а Тема занят. Он лепит.

Он лепит монстров Тревола Хендерсона.
Не знаете такого? Интернет перед вами.
За последний месяц купил Теме 12 пачек пластилина, или 13.
Сбился со счета.

Тема у нас такой, ему летом будет шесть и все он делает основательно. Какое будет увлечение после лепки,  не знаю.
Хотел бы , что бы он занялся языками.
Если займется, два или три выучит и до следующего увлечения.

Когда он увлекся свиньями, то быстро дошел до таких глубин, что обычному, даже хорошо образованному человеку, недоступных.
Знаю точно.

Когда то читал энциклопедические словари и запоминал,  и знаю множество ненужного, но про свинью бабирусса узнал от Темы.

И вы теперь знаете, есть такая.
 Внуками похвастался, кто следующий?
Сам, конечно.

Занимаясь внуками ясно вижу пробелы в сложившийся системе образования.
ОБРАЗОВАНИЕ- ЭТО ШКОЛА, ИНСТИТУТЫ...
Нет,это слово не подходит.
Развитие. Это точно.
Увы,  русский язык очень слаб, когда он отходит от лирики, рабов или господ.

Итак, развитие.
Одно правило вам продемонстрировал.
Пространство развития должно быть максимально возможным.
Когда ребенок, юноша, взрослый переходит в новое пространство, мы должны:
1. научится улавливать этот момент.
2. создать максимальные возможности для развития.
Вот откуда 12 пачек пластилина в течении месяца.

С Темой понятно.

Перевожу взгляд на Иларика. Она младше старшего брата на два года. И до трех не говорила, а потом ее прорвало.

И на моих глазах буквально в течении нескольких дней, происходило то, что обычно растягивается на месяцы и годы.
Развитие речи и значит понимание и отображение в голове ребенка окружающего мира происходит одновременно.
 
Вспоминаю себя маленького и вижу это во внучке.
Сначала Москва, Кремль и Спасская башня — это было одно понятие, один блок.

Затем он начинает распадаться.
Москва- это город.
Кремль- это крепость.
И в крепости есть башни, и у них разные названия.

Повторяю, нормально развитие личности, развитие наше, то, что происходит в голове, выглядит так.

Создается единый блок, квадрат, для наглядности, и по мере  развития он должен распадаться на множество других квадратов, они есть производные от большого первого квадрата и естественным образом входят в него.

Наше обучение построено по другому способу.
Нас заставляю учить сначала маленькие, простые квадратики и потом они соединяются в более крупные и наконец результат. Конечный большой блок- квадрат.
Диплом.

Результат вы знаете. Вы сами этот результат.

А сейчас поясняю.
Мы студенты четвертого курса политехнического института.
Военная кафедра. Изучаем схему ПТР.
Противотанковой управляемой ракеты.
Схема нарисована на стене аудитории, почти тысяча  конденсаторов, триодов, динисторов и резисторов. Микросхем тогда было маловато.
Прежде чем перейти к схеме мы в школе учили , что такое ток, напряжение.
Затем на занятиях пром электроники изучали работу диодов, триодов, триггеров и так далее.

И вот окончательных блок, схема управления ракеты...

Дверь в аудиторию открывается и входит незнакомый нам майор.
Он улыбается, представляется и я впервые узнаю из первых рук, что в СССР создаются боевые лазеры.

А наш новый преподаватель электроники еще две недели назад был подполковником и ими занимался.
Что то произошло нехорошее и вот он уже майор и преподаватель на нашей кафедре. Так его наказали.

А нас наградили.

Он посмотрел в какие то листочки, затем на нас и улыбаясь:
Кто мне объяснит, как работает управление полетом данной ракеты и указал на схему на стене.
А аудитории из 120 человек, поднялось две руки. Есть такие записные зубрилы, они выучили наизусть и...

Один из них стал бодро докладывать, что он выучил...майор слушал не прерывая и когда «зубрил» закончил  спросил:
Ракета летит в танк, до танка 150 метров, случайный осколок разрывает схему в этом месте и закорачивает в этом.
Что будет с управлением ракетой?

Наш отличник набычивается и с вызовом заявляет, что в методичке нет ничего подобного.

Майор снова улыбается: « К вам претензий нет. За ответ Пять. Мне интересно узнать ваш уровень понимания предмета.
Садитесь. И мнут пятнадцать- двадцать  он поднимал и опрашивал нас.
Затем задумался и … давайте пройдем весь материал заново, быстро. Знания у многих из вас неплохие, а вот понимания нет ни у кого.

Итак.

Подошел к доске. Взял в руки мел и начертил всего один квадрат. Один.
А на стене была почти тысяча квадратиков, и каждый изображал какой то элемент схемы управления.

Он показал на единственный пустой квадрат и сказал.
Это схема управления ракетой.
Что необходимо любой электрической схеме для работы?
Правильно. Питание.

И он нарисовал рядом еще один квадратик.

Отошел в сторону, что бы мы насладились «новыми знаниями». Перед нами схема управления с блоком питания.

А что выдает блок питания, продолжал он. Различные токи.
 И  рядом с блоком питания появился еще один квадрат.
Эти нужные нам токи характеризуются силой и напряжением. И на доске появилось еще два квадратика: сила тока и напряжение тока. С короткими и точными формулировками, что это такое. Кратко, то, что сейчас нужно.

В последующем эти квадратики тока и напряжения обросли своими новыми квадратиками.
Переменный, постоянный ток и так далее...

 Сложные и непонятные вещи распадались у майора на простые квадратики, которые собирались в картинки, структуры, которые запоминались сами, так как выходили одна из другой естественным образом.

Вот тогда ясно понял, что такое настоящий преподаватель, чем знания отличаются от понимания и как надо правильно учить.

Радость наша продолжалось, недолго. Месяца два. На очередном занятии к нам в аудиторию зашел не майор , а подполковник, улыбнулся, попрощался:
- Боевые лазеры зовут. До свидания ребята. Надеюсь некоторые из вас поняли, что правильная структура знаний, гораздо важнее их количества.

Глядя на внуков, подумал:
- Сначала Москва. Затем Кремль и Спасская башня. А башня распадается на кирпичи. А кирпичи на песок и глину...

Додумать мне не дали. Сильный удар в живот вернул меня в реальность.

- Деда давай играть. Это Иларик. Она может.

Смотрю на нее, на Тему.
Собираюсь с мыслями:
-Кто будет старшим монстром, поднять руки...
Ваш.