Кто-нибудь обязательно будет счастлив. Глава 11

Светлана Петровна Осипова
                Об актерах

                 18 февраля 2021 не стало Андрея Мягкова. Я написала нижеследующий текст, чтобы поделиться в Контакте с друзьями, выразив таким образом свою печаль в связи с уходом артиста. Потом пришла идея написать и о других случайных встречах с актерами. Мои встречи с известными, знаменитыми актерами...Они всегда были окрашены коротким, даже порой мгновенным, но все же личным контактом с ними.
Итак.

                      Уходит эпоха ...

             Помню, как в 1984 году поехала в Москву в командировку. Вышла на платформу в Москве, стою, жду коллег. На перроне никого. И вот вышел из поезда и идет Андрей Мягков, налегке, с одним портфелем, ну точно Лукашин возвращается в Москву, но только поездом на этот раз. А тут я стою, молодая, высокая, стройная, в новом костюме (сотрудник музея!)...еще далеко до тридцати...Он идет, смотрит на мня и  улыбается. Я (не могу себе простить! ), отвернулась...(моя застенчивость? Или заносчивость? Мол, я вас, дяденька, не знаю). Нет бы улыбнулась любимому актеру, да просто - Андрею Мягкову! Потом на протяжении жизни пыталась понять себя - почему ни тени улыбки не промелькнуло на моем лице? И однажды, как мне показалось, поняла - я не простила ему выстрел в Гузееву! Вот я дурочка какая... А совсем недавно, вспомнив эту встречу, вдруг подумала, что не простила я ему то, что он оставил одну встречать Новый год свою красивую и милую  невесту!
Я думаю он это понял. Такова сила  актерского таланта и сила кино...

Простите меня, Андрей Мягков. Мы Вас очень любим. И жалеем об утрате.

18 февраля 2021 года.

           Мой муж инопланетянин

     Примерно в конце 80х, а Википедия указывает на 1989 год,
(ура, память мне не изменяет!), на экраны вышел фильм "Мой муж инопланетянин".  Героиня - милая трогательная блондинка, ее играет Светлана Рябова, а ее мужа -алкоголика играет Сергей Мигицко. Несчастная женщина терпит этого придурка, который уходит в запой, пропадает на месяц или два, потом является и на вопросы женщины, где он пропадал,  рассказывает небылицы о том, что он, якобы, инопланетянин, и посещал свою далекую планету.  Сколько слез пролила эта Светлана (по фильму не помню имени героини)! Как злилась она на муженька, как страдала! Я тоже Светлана и моя история замужества была ужасно похожа на эту. И ведь даже муж-Мигицко очень напоминал моего несчастного мужа-алкоголика, такой же высокий и худощавый. А тип героини Светланы Рябовой  похож на мой тип - светловолосая "тургеневская" девушка. Я смотрю фильм и изумляюсь такому совпадению. Муж в очередной раз "отлетает" на свою далекую планету. Светлана едет в метро. Села на скамью, поднимает глаза и видит - напроотив нее сидит ее муж как ни в чем не бывало. Сидит, читает книгу. Совершенно трезвый, в чистой рубашке, подстрижен, выбрит, сосредоточен на чтении. Светлана впилась в него взглядом. Он спокоен и невозмутим. Она наклоняется всем телом вперед, поставила локти на колени и  сверлит его взглядом с ироничной улыбкой. А он взглянул мельком, тень смущения пробежала по лицу, и опять уткнулся в книгу с еще большей сосредоточенностью. Но "жена" не сдается, пытается отвлечь его, негодяя, от нарочитой увлеченности чтением. Куда и откуда он едет, такой ухоженный и трезвый? Он встает. Она тоже. Придвинулась  вплотную к нему и смотрит. Нарочно зацепилась своей авоськой за пуговицу его пиджака. Он из вагона, она за своей авоськой и за ним. Потом что-то с его костюмом, запачкала, и они теперь в химчтстке выясняют отношения. Она настаивает на том, что он ее муж, он категорически отрицает, требует, чтобы она отстала от него, он ее впервые видит. Но она так отчаянно, сперва агрессивно, потом именно отчаянно требует, умоляет его признаться, что Мигицко решает подыграть несчастной женщине, тем более, что она ему нравится. Они идут "домой", то есть к ней в квартиру. Жена рада перемене в муже, наконец-то видит его умным, спокойным, трезвым, рассудительным, она хлопочет над ужином, потом ложится с ним в постель, получает много нежности и любви - герой с удовольствием продолжает играть роль ее мужа. Она умиротворенно засыпает совершенно счастливой. Герой в раздумьях - что же свело с ума несчастную и такую милую женщину? Надо сказать, что в какой-то момент Мигицко видит фотографию ее мужа - он точная копия его самого! Понятно, что играет один актер их обоих. Он в шоке. Но теперь он и сам готов постоять за свое вновь обретенное счастье с этой женщиной. По обыкновению через месяц возвращается муж-инопланетянин, в самые неподходящие вечерние часы, когда страсть любовников  (Светлана не подозревает, что изменяет) достигает апогея. Умный двойник стыдит придурка за то, что он издевается над таким сокровищем, над такой прекрасной женщиной, как его жена. Тот сопротивляется, защищая свои мужнины права на Рябову. Не помню, помоему, хороший прогоняет плохого навсегда! А, да, Светлана в шоке от всего, даже пытается выгнать их обоих, когда они дрались... Все закончилось в пользу влюбленных. В середине картины много эпизодов  происходит в городском или, как теперь говорят, в общественном транспорте.  Летом, когда вышла картина, в городе тут и там висели афиши премьеры.  Я ехала в троллейбусе, семдесят процентов моих мыслей были связаны с впечатлением от фильма, так совпавшего в своей драматической части с моим неудачным замужеством. На одной из остановок в начале Старо-Невского...., заходят....да-да, заходят они оба - героиня и герой, Рябова и Мигицко. Он в той-же футболке и джинсах, в коих  в транспорте отнекивался и пытался отделаться от пристававшей к нему миловидной блондинки. Вошли и встали рядом, как ни в чем не бывало. Теперь шок испытала я. Теперь я пристала к ним. Пододвинувшись поближе к паре, я сказала, что так нельзя! Что так можно свести с ума особенно чувствительных женщин вроде меня! Светлана Рябова засмеялась, она сказала:"Самое смешное, что мы только что встретились!" Я ответила:"Ну да! Как же! Я все про вас знаю!"  и от смущения и эмоций решила выйти  из троллейбуса на следующей же остановке.
Мигицко успел повернуться ко мне и протянуть пакетик: "Хотите орешек?" Но я отказалась и пулей вылетела из троллейбуса, смущенная своей дерзостью...

                Сергей Юрский

            Это были те же 80-е. Я стою на платформе станции метро "Площадь Восстания". Подъезжает поезд. В самый последний момент у вагона появляется знаменитая актерская пара  - Сергей Юрский и  Наталья Тенякова. У Юрского в руках костюмы в чехле. Вместе со всем народом они заходят в вагон. Юрский пропускает жену вперед, они встют у противоположных дверей вагона, она прислоняется к перегородке возле сидений, он заслоняет ее от всех. В молодости  я любила располагаться именно так, опираясь на этот барьер, у дверей, никому не мешаешь и хоть и стоишь, но разгружаешь спину и крестец, смотришь в мелькающую темноту туннеля или читаешь. Замечу, что они не ринулись к местам, а скромно встали у дверей. Я понимаю, что актеры едут из гостинницы "Октябрьская" в ДК им. Горького, где проходят их ежегодные гастрольные спектакли. Я прошла в проход и встала напротив занятых людьми кресел недалеко от артистов, однако спиной к ним, дабы не пялиться всю дорогу на знаменитостей. Для пущей отрешенности и видимости безразличия стала читать "Литературную газету". Я всем видом показывала сосредоточенность на чтении, хотя спина чесалась, а шея просилась повернуться и быстренько взглянуть на парочку. Выждав остановочку-другую, я поддаюсь искушению, поворачиваюсь к ним и... - что вы думаете? -  натыкаюсь на  вытаращенные, карие глаза Юрского, смотрящего поямо на меня с лукавой насмешечкой, как бы говоря: "А! Не выдержала! Повернулась!" . Он при этом еще и улыбался! Я смутилась, конечно, сразу уткнулась в газетный лист, но внутри меня все дребезжало от смеха и веселья, впору было еще раз повернуться и сказать со смехом:"Да ну Вас, Юрский!" Я и сейчас помню эти смеящиеся уставленные на меня большие карие
глаза.



                         Стрижельчик

                 Первое мое потрясение от театра - спектакль  БДТ "Цена". Мне было 17 лет. Я сидела на четвертом ряду, купив "лишний билетик" прямо перед входом в театр у молодого мужчины, который, видимо, таким образом знакомился с женщинами,  он оказался в соседнем  кресле, рядом со мной и пытался завязать знакомство. Мне было не до него, я была поглощена спектаклем. Вышла из театра совершенно ошеломленная, в голове все мои детские мыслишки менялись местами, переворачивались с ног на голову, перемешивались и шумели. В главной роли были Стрижельчик и  Ковель (или Макарова?), вот, забыла. И было их три артиста на всю пьессу, третьим был Волков. Основную тему вел Вячеслав Стрижельчик - он, еще сам далеко не старик, играл глубокого старика, провалившегося в старое кресло и всю пьессу старавшегося подняться из него, да так и не смог... Это была великая игра великого актера и работа великого режиссера Товстоногова... Потом, через несколько лет, я, теперь уже ленинградская театралка, вышла из театра после спектакля с участием Стрижельчика, где он блистал - зычный, прекрасный, статный. И вот, смотрю, впереди меня по темной зимней набережной р.Фонтанки идет неспеша,  как бы прогуливаясь, сам Стрижельчик. Идет простой человек в неприметном зимнем пальто и шапке. Меня удивило, что шел он, отыграв спектвкль, совершенно один. Правда и зрители все уже разошлись ,  я  оказалась одна на утонувшей в сумерках улице.  Я поравнялась с ним,  затаила дыхание, главное, не потревожить его, не помешать  уединению артиста, его неспешной прогулке по пути с работы домой, его раздумьям....Тут из темноты  какая-то девица сделала шаг к нему навстречу, нарушила... Кажется протянула руку за автографом, что-то сказала, он спокойно приостановился, спокойно что-то ответил, без раздражения или мнимого оживления, будто ответил на вопоос который час и продолжил свой путь...

            Но я расскажу о другом эпизоде с  участием Вячеслааа Стрижельчика.
            Ленинградское метро. Вагон. Народу немного. Вот вошла немолодая пара - муж и жена, интеллигентные ленинградцы, каких в Питере тех лет было немало. Я краем глаза их увидела. Они встали сбоку у дверей (все же это излюбоенное место питерцев), со стороны платформы. Я стояла у противоположных дверей и чуть позади, так что могла хорошо их видеть, но сперва никого не узнала. Я читала и не смотрела по сторонам. Слышу, а потом и вижу, что некий пьяный гражданин обратился к интеллигентной пожилой паре, как тонущий к спасателям, как гибнущий обращается к своей последней надежде, с вопросом, как ему попасть на такую-то станцию!?  Статный мужчина отделяется от пары, делает шаг вперед.
Слегка отклонив корпус назад и сделав красивый жест рукой (театральная поза) и отличным, полным красок, красивым голосом  Стрижельчика (а это он и был со своей женой), будто дикламируя, произнес, как со сцены:"Сначала Вы выходите на станции "Технологический институт", вот она! Потом переходите на другую сторону платформы и пересаживаетесь, затем доезжаете до такой-то станции!!!" Ошарашенный мужик благодарит и вываливается из вагона. Тут впору бы раздасться аплодисментам, а Стрижелтчику выйти на  поклон... Он, как ни в чем не бывало, возвращается к своей супруге и продолжает с ней тихий разговор о чем-то своем и обыденном. Это была, конечно, игра, юмор, спектакль для одного пьяненького зрителя... И это был Стрижельчик, который "дал" свой голос в полную силу в этой комично-простенькой ситуации.... Пьяный смутно определил, что столь видный представительный и уважаемый гражданин, очень похожий на Стрижельчика, не проигнорирует просьбу о помощи, но не ожидал он столь поразителтного "схдства" с известным артистом! И ведь потом никто не поверит ему, скажут, что померещился Стрижельчик в вагоне метро, да и сам человек себе не поверит...

                  Мы знаем актеров так, как будто они наши хорошие знакомые, а они нас видят в первый и последний раз.
Мы переносим персонажа на актера.
И они подыгрывают нам.

              Но не всегда, актеры подыгрывают нам. Мне было пятнадцать лет, было в разгаре лето 1973 года. Я закончила восемь классов и ездила по городу с ложной целью "куда пойти учиться". Конечно, ни в какой тезникум или профучилище я идти не собиралась. Ездила для мамы, для отвода глаз. Я хотела продолжать прозябать в школе. На платформе  ленинградского метро, на станции "Площадь Мира" (ные Сенная и Садовая), тогда здесь была одна станция, я увидела Георгия Вицина, тогда уже пополневшего, но в меру, пожилого человека. Он пройдя на платформу, поставил две большие сумки у стены в ожидании поезда. Я решила продифелировать мимо знаменитого комика. Прохожу, поворачиваюсь к нему лицом и делаю так: "Хи!"  с идиотским вырадением своего подросткового лица. Вицин взял сумки и пошел вдоль платформы от меня подальше.
А ведь я предвкушала поездку с ним в одном вагоне! Ан нет. Он уже улепетыал, и довольно быстро, подальше от меня...

Ладно, я была еще ребенок, мне простительно. А вот случай еще - не в подтверждение того, что актеры избегают внимания и в доказательство того, что люди любят артистов. Я уже взрослый человек за сорок. Иду по Невскому проспекту, по Аничкову мосту, впереди меня высокая фигура крупного мужчины, он поворачивает голову, смотрит на реку, я узнаю профиль артиста Алексея Петренко (сейчас посмотрела в Википедию, росту в нем было аж 190 см.). Он шел неспеша, гуляя по Петербургу. Навстречу шли девицы, узнали, переглянулись, хихикнули (вроде меня в случае с Вицином, но мне было 15, а этим лет по двадцать точно и Петренко вам не комик). Мне стало неприятно и немного неловко за девиц, обидно за уважаемого замечательного актера и человека, мы уже перешли мост, я поравнялась с Петренко, зашла чуть вперед, взглянула
на него очень снизу (хотя мой рост 170 см) очень вверх и поздоровалась. Он вежливо в своей степенной манере ответил мне. Я быстро пошла вперед, потом оглянулась, Андрей Петренко свернул в "Лавку писателей". Все же я реабилитировала ленинградцев в глазах московской знаменитости.

             Для нас артисты словно боги, Не пытайтесь спорить с этим.

             "Я оглянулся посмотреть не оглянулась ли она...."

                 Было лето, не помню какого года, примерно конец 80-х...
Я шла в сторону Мраморного дворца, Музея В.И. Ленина ( там было мое начальство, а я - заведовала музеем-квартирой В.И. Ленина на 10-й Советской улице, ныне Музей-квартира Аллилуевых). Мне было всего-то около тридцати лет. Как я уже намекала, я была стройная, высокая, светловолосая девушка, молодая женщина. И вот иду я, слева от меня Марсово поле, справа ограда Мраморного дворца. Навстречу мне идут все четверо представителей бит-квартета "Секрет",  крайний, ближе ко мне Максим Леонидов, рядом Фоменко, и еще два участника. Все в своих белых рубашках и узких красных галстуках. Красавцы. Взглянули на меня, мне, конечно, особенно польстил беглый взгляд Максима. Я шла дальше, конечно мне хотелось обернуться, но только, когда я стала сворачивать в ворота чугунной ограды, чтобы войти во двор, я мельком повернула голову в сторону удалявшейся четверки, в это же время обернулся Максим Леонидов, чтобы посмотреть, не обернулась ли я.... Через добрую десятку лет, зайдя в книжный магазин на Невском проспекте, я услышала голос Леонидова по радио:"Она прошла, как каравелла по волнам, прохладным ливнем после жаркого дня, я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, что б посмотреть, не оглянулся ли я...." . Я встала, как вкопанная! Я хотела закричать:"Это было! Это я! Это про меня...".  Перед моими глазами встал тот летний день и тот мой поворот головы им в след и обернувшийся Максим Леонидов! Об истории создания песни, Максим говорит (в интернете есть), что наброски текста
им написаны давно (!), и лежала невоплощенная идея песни много лет (ну да, лет десять, я замечу от себя), потом, в конце девяностых, в Париже за один час он написал свою знаменитую "Девочку-видение".

Боги, сошедшие с Олимпа....


Инне Чуриковой

Я не видела её на сцене, а вот в обыденной жизни да. Лет тридцать пять назад я исела удовольствие встретить её....ну конечно же в метро!
Она прохаживалась с подругой, как и любой другой обыкновенный человек, по длинному вестмбюлю станции метро "Гостиный двор", тому самому, токуда мы едем на Василеостровскую, или, поднявшись на эскалаторе, попадаем в универмаг Гостиный, или выходим на улицу, на Невский проспект близ Садовой улицы.
Они прохаживались неспеша, беседуя между собой, и их прогулка была столь обыденна, проста и непринужденна, что никто не останавливался, не узнавал её, кроме меня, наверное, которая смолоду умела вращать головой вокруг своей оси. И вот ещё что! Чурикова, оказывается, высокая! Это меня удивило! Возможно поэтому никто не признавал в этой высокой стройной молодой женщине героиню фильма "Начало" .
(Я вот сейчас посмотрела Википедию - рост 170).

           Всё-таки что-то есть в этих случайных встречах "с узнаванием" ... Просто человек. Один из представителей эпохи. Красивый. Умный. Талантливый. Один из тех, кого просто знают и любят все. И ещё - благодаря этим случайным встречам, потом, уходя, любимые артисты возврашают нас в какой-нибудь из далеких дней нашей собственной жизни.

Памяти Инны Чуриковой. 16.01.23
Добавлено 16.01.23