История Тамани часть 71

Николай Мринский
С 27 по 29 августа, а также 15 октября осуществлял огневую поддержку обороняющихся войск, а 14 октября выставил 45 мин. При эвакуации одесского гарнизона 16 октября «Смышлёный» и «Бойкий» последними из боевых кораблей покидают порт. В ноябре эскадренный миноносец вступил в оборону Севастополя, во время которой так же сопровождал транспорты, перевозил грузы и людей между главной базой флота и Кавказским побережьем, оказывал огневую поддержку. 28 ноября с позиции в районе мыса Фиолент он вёл огонь по немецким войскам, выпустив 120 130-мм снарядов. С 28 по 30 декабря «Смышлёный» вместе с другими кораблями участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции и конкретно прикрывал десант в Феодосии. Затем «Смышлёный» снова участвует в обстреле противника под Севастополем. С 28 ноября по 31 декабря эскадренным миноносцем было израсходовано 986 снарядов. 5 января 1942 г. в Евпатории с катеров высадили десант, отбивший у немцев южную часть города. Вторую очередь десанта должен был доставить «Смышлёный». Но, прибыв 6 января на рейд Евпатории с батальоном морпехов на борту, эсминец не смог выполнить боевую задачу из-за шторма и сильного вражеского огня с берега. Корабль вернулся в Севастополь. 1 и 16 января 1942 г. он участвовал в поддержке обороняющихся войск под Севастополем, израсходовав 56 и 115 снарядов. 22 января при стоянке в Туапсе во время шторма «Смышлёный» получил повреждения корпуса. Во время похода в ночь на 21 февраля эсминец снова попал в сильный шторм.

Волнение моря достигало 8 баллов при необычно короткой (30-50 м) волне. «Смышлёный» получил многочисленные повреждения: появились трещины в наружной обшивке, потеряли герметичность заклёпочные швы, лопнул один шпангоут. Ещё раз подтвердилась слабость корпусов кораблей проектов 7 и 7 У. В конце февраля и начале марта участвовал в обстреле немецких войск в районе Феодосии. 5 марта, возвращаясь из Керчи после конвоирования транспортов, «Смышлёный» из-за штурманской ошибки в счислении попал на своё же минное заграждение у мыса Железный Рог (это район пос. Волна) и в 06 ч. 05 минное поле в точке 45°01'5" N 36°46'E и подорвался. Взрыв произошёл в районе 1-го и 2-го котельных отделений, которые оказались мгновенно затоплены. Корабль стал на якорь и запросил помощь. К месту происшествия из Новороссийска подошли лидеры «Харьков» и «Ташкент», катера и тральщики. К полудню в минном поле удалось протралить фарватер, и «Смышленый» своим ходом вышел на чистую воду. Второй эшелон ГЭУ работал и позволял пострадавшему кораблю развивать скорость в 8 узлов. Однако в 20.17 командир сообщил, что корабль не слушается руля и идти сам больше не может. К 00.49 7 марта на «Смышлёном» закончилась котельная вода - он остался без энергии и освещения. Тем временем погода ухудшилась: ветер достигал 6 баллов, 5-балльные волны оборвали с трудом поданный с «Харькова» буксирный трос. Лидер сильно страдал от качки, и его попытка буксировать эсминец не увенчалась успехом.

Командир «Смышлёного» донес по радио, что переборки не выдерживают, вода начинает распространяться по кораблю. Бороться с поступавшей водой только с помощью ручных помп и аварийных средств команде эсминца было крайне сложно и всё же, благодаря самоотверженной работе экипажа в 07 ч. 11 м. «Смышленый» снова смог дать ход, но ненадолго. Ветер уже достиг 10 баллов, волнение моря - 8. Возможности борьбы за живучесть в штормовых условиях иссякли. На терпящем бедствие корабле оказались затопленными оба машинных и 3-е котельное отделения; начало заливать 4-й кубрик. 7 марта в 8.00 «Смышлёный» потерял ход, стал лагом к волне и повалился на правый борт, накрыв с личным составом, спущенные катер и шлюпку; вторую шлюпку с левого борта разбило волной. Глубинные бомбы и мины с перевернутого корабля, стали скатываться с палубы и разрываться в воде. Миноносец быстро погружался в морскую пучину, с дифферентом на корму, раскалываясь на части от взрывов собственных глубинных мин. Даже скрывшись под водой, ещё были слышны 3 мощных взрыва. Затонул эсминец через 7 минут, кормой вниз, на глубину 98 м. в точке 44°43'N 36°45'E (по данным аварийно-спасательной службы - 44°45' N 37°04' 8 E, по отсчёту с помощью метода обратной прокладки лидера «Харьков» 44°25'5" N 36°36'5" E). Многим морякам, удалось выбраться с тонущего корабля, и они ещё недолго держались на воде, но погибли от динамических ударов при разрывах глубинных бомб. Данные гидролокации этого района отсутствуют. Если придерживаться глубины около 100 м., вероятнее всего эсминец лежит на грунте в районе координат 44°43' N 36°45' E.

От берега удалённость от берега около 40 км. Находившиеся поблизости «Харьков» с кораблями сопровождения, ещё пару часов кружили в районе трагедии, но спасти удалось всего 5 членов экипажа. Трёх тяжелораненых передали на сторожевой катер ещё 6 марта 1942 г., а при гибели «Смышлёного» лидер «Харьков» смог подобрать из воды лишь двух моряков, остальные - около 400 чел., из которых 250 членов экипажа - погибли. Вместе со «Смышлёным» погиб и его единственный командир - капитан 3 ранга В.М. Шегула-Тихомиров. В ходе спасательной операции, и сильного шторма пострадал и «Харьков». От сильных взрывов глубинных бомб на нём вышли из строя механизмы, приборы и ему пришлось идти не в Новороссийск, а в Поти. На протяжении ряда лет, многими подводными центрами и клубами, предпринимались попытки обнаружения места гибели, затопления миноносца «Смышлёный». Однако все поиски не принесли желаемых результатов. На сегодняшний день известно только примерное место затопления миноносца (думается, что его не удалось обнаружить по причине полного разрыва корпуса и сносом его частей сильным течением - авт. Н.Ф.). В годы войны на своих же минных полях, подорвалось ещё 7 эскадренных миноносцев 7-го проекта. ТТД «Смышлёного»: водоизмещение - 2529 т.; Длина - 112,5 м.; ширина - 10,2 м.; осадка 5 м; максимальная скорость хода - 36 узлов; дальность плавания: 1380 миль при 20 узлах; силовая установка: 54 000 л. с. Экипаж 271 чел. Вооружение: 4х1 130-мм орудия Б-13-2с, 2х1 76,2-мм орудия 34-К, 7х1 37-мм орудий 70-К, 8 12,7-мм пулемётов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомёта, 30 глубинных бомб, 4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения - образца 1926 г.

В виде справки - у автора имеется ссылка на источник со списком погибшего экипажа, где также имеется ряд фотографий матросов.

29 марта 1942 г. Военный совет Крымфронта обратился в ГКО, где 13 апреля было принято постановление о строительстве ж/дороги важного оборонного значения Крымская-Тамань, а также причальных устройств в пунктах Тамань-коса Чушка. Дело в том, что морской и речной флоты перестали справляться с возрастающим объёмом перевозок для обеспечения бесперебойного снабжения войск Крымфронта. Сроки строительства указанных объектов были жёсткими - всего 2 месяца. Наркомат путей сообщения специально создал стройуправление № 99. Командованием Крымфронта на строительство ж/д линии Крымская - Варениковская - Джигинская - Старотитаровская-Тамань, протяжением около 120 км было выделено 4 сапёрных батальона и один автобатальон. Кроме того в порядке платной трудоповинности из местного населения привлекались порядка 5 тыс. чел. Постройка мостов «через староречье р. Кубань» и других возлагалась на мостопоезд № 49. Построенная дорогой ценой ж/д линия Крымская-Тамань, военным командованием с июля 1942 г. использована не была и перед оккупацией выведена из строя. В конце 1942 г. немцы её восстановили, но при отходе осенью 1943 г. с Таманского п-ова, ж/д полотно было полностью разрушено и заминировано. И снова на эту ветку вышли тысячи людей и подразделения УВВР № 12. То есть ж/дорога выполнила своё предназначение только в конце 1943 - начале 1944 г. 13 апреля Ставка (СВГ) переподчиняет Крымфронт Северо-Кавказскому направлению и он переходит к обороне. Под руководством Маршала Советского Союза Будёного готовится наступление на 20-25 мая.

Однако к 1 мая немецкое командование разработало план своего наступления под кодовым названием «Охота на дроф», и 7 мая приступило к его реализации, усилив налёты на передний край, склады, аэродромы, скопления войск и техники. В конце первой декады мая 1942 г. возросла активность вражеской авиации и в западной части Краснодарского края. Это было связано с начавшимся 8 мая наступлением в восточной части Крыма восьми дивизий 11-й армии Манштейна на г. Керчь. Кроме того, немецкому командующему была переподчинена, переброшенная из Франции 22-я танковая дивизия, которая сыграла важную роль вначале наступления, вклинившись в оборону в полосе нашей 44-й армии. По указанию Сталина, Главком войсками Северо-Кавказского направления С.М. Будённый и его зам. адмирал Исаков И.С. на катерах из Тамани срочно направились в Керчь в район Аджимушкайских каменоломен, где находился штаб Крымфронта. Им предстояло на месте разобраться в обстановке и принять меры. С 10 мая – связь войск была дезорганизована. Из-за погодных условий – весенних дождей и распутицы, вывод 47-й армии ген. К.С. Колганова на рубеж Турецкого вала для организации там устойчивой обороны был крайне затруднён. Но уже в ночь с 9 на 10 мая фашисты, броском прорвавшись вперёд к Турецкому валу, захватили на нём 2 господствующие высоты с отметками 108,3 и 109,3; Были захвачены также аэродромы в районе сёл Марфовка, Кенегез и Хаджи-Бие (Сторожевое). 11 мая командование 47-й и 51-й армий выводит основные части из полуокружения по дорогам вдоль Азовского моря. В этот день в 11.30 был убит ген. В. Львов (его заменил начштаба полковник Г.И. Котов).

Продолжение следует в части  72                http://proza.ru/2019/01/03/1775