Сказка про Олененка и весну

Константин Матаков
***

Ну, сколько можно! – воскликнул Олененок, когда очередная капля упала ему на лоб. Он лежал с закрытыми глазами под большой елью, и ему очень хотелось спать. Но у капелек воды, очевидно, были другие планы на его счет: они сыпались на Олененка одна за другой. Пришлось открыть глаза и посмотреть вверх. На ветке висело много водяных капелек: они медленно набухали, а потом также медленно отрывались и неслись вниз, где как раз лежал Олененок. В капельках что-то отражалось, но он не мог разглядеть, что. Сам не понимая почему, он обратился к этим каплям, говоря: не знаю, зачем вы падаете на меня; разве вы не видите, что я хочу спать? Или вы делаете это специально, зная обо мне нечто такое, чего не знаю я сам? Я понимаю, вы хотите сказать, что наступила весна, и я должен посмотреть на это; но я не хочу; весна никогда не была мне особенно интересной; все тает и течет, и через несколько минут становишься мокрым и грязным.. Нет, я никуда не пойду, как бы вы ни просили; посмотрите, ведь еще и дождь пошел!
Однако, вопреки тому, что говорил, Олененок все-таки поднялся, и пошел по таявшему снегу; сверху капал холодный дождь, снизу капли разлетались в разные стороны, когда он шел. «Привет, Пятнистый» - поздоровался кто-то. «Простите, это Вы кому?» - спросил Олененок. «Тебе, тебе» - ответили ему. «Но я вовсе не Пятнистый, а белый». «Нет, ты – Пятнистый, как божья коровка» - был тот же голос. Олененок заглянул в ближайшую лужу, - отражение не обманывало его – он по-прежнему был белым.
- Нет, Вы ошибаетесь, я все равно белый.
- Мы не ошибаемся, потому что видим тебя со всех сторон.
- Кто это – мы?
- Капли дождя.
- Не вижу, чтобы вы разговаривали.
- Этого и нельзя видеть.
- Как же это.. Если вы действительно говорящие капли, то у вас должен быть рот, язык, зубы.. А у вас ничего этого нет, ведь вы просто вода.
- Говорить можно и без языка, рта и зубов.
- Не могу поверить. И еще не могу поверить, что вы видите меня со всех сторон: разве вы видите меня изнутри?
- Еще бы.
- Тогда вы должны видеть, что я никакой не пятнистый!
- Мы видим, что ты считаешь себя белым, и веришь в это.
- Но если я уверен в своей белизне, - значит, я белый.
- Это все равно что капле сказать: я верю, что я береза, и, значит, я береза. Нет уж, капля все равно останется каплей, что бы она о себе ни думала.
- Я вообще всегда думал, что капли не думают.
- Значит, ты не думал.
- Так что там насчет моей якобы пятнистости? Я вот даже специально в лужу посмотрел – и там отражается белый олень.
- А с чего ты взял, что в луже отражается то, что истинно?
- Потому что я не в первый раз смотрю в лужу – и это всегда совпадало с тем, что я вижу и без лужи.
- Например..
- Ну, вот эти белые березы и зеленые ели – они и в луже точно такие же.
- Белые березы в этой грязной желтоватой луже – точно такие же, белые?!
- Ну, не совсем такие же, но все равно легко узнаешь их белизну и внешний вид..
- Хорошо. Один раз ты узнал березы и ели в луже, но что заставляет тебя верить, будто каждый следующий раз ты узнаешь их, глядя в лужу?
- Не знаю. Просто так должно быть. Если бы каждый раз, глядя на отражение берез и елей в луже, я бы не узнавал их, то страшно испугался бы, и больше в лужу не смотрел.
- Так должно быть.. Наивная вера воистину прекрасна.. Только знаешь что: березы и ели не могут узнавать себя в луже, - это ты узнаешь их в ней. А вот ты – можешь узнавать себя в луже, и думаешь, что узнаешь в белом Олененке – себя. Но так ли это?
- Почему это должно быть не так?
- Это не ответ на вопрос. А почему ты не веришь нам, когда мы говорим, что ты – пятнистый, а вовсе не белый?
- Потому что я не вижу пятнистого отражения в луже. Потому что капли не могут разговаривать, а если все-таки выясняется, что они говорят, то верить им нельзя.
- Какая-то странная логика: загляни в эту лужу еще раз. Ты видишь там звезды?
- Нет.
- И что, это означает, что звезд не существует?
- Почему же.. Если ночью небо разъяснится, и появятся звезды, то они будут отражаться в луже. А сейчас еще рано.. И пасмурно..
- Но звезды-то все равно есть!
- Есть. Меня вот что заинтересовало: как это вы разговариваете со мной, если постоянно падаете вместе с дождем, и, значит, должны совсем упасть, и смешаться с землей, снегом.. или водой?
- И что тебя смущает?
- Но ведь, в конце концов, вы все упадете, дождь, закончится, и тогда не останется никого, кто мог бы говорить..
- Понимаешь, мы единое целое – мы всегда говорим, когда захотим, даже если сольемся в единый ручей. Или реку.
- Никогда не слышал, чтобы ручей или река говорили.
- Ты просто не прислушивался.
- Может быть. Да.. Но если вы говорите, что видите меня со всех сторон, то став ручьем или рекой, - вы бы не могли так меня видеть: разве ручей или река протекают вверху?
- Не протекают. Мы как буквы. И эти буквы складываются в слова, слова в предложения, предложения в рассказы, рассказы в романы – независимо от того, падаем ли вниз, или растекаемся по земле, или воспаряем к небу. И наше общение с тобой, Пятнистый, это те же буквы.
- Но буквы отличаются друг от друга, а капли все похожи как близнецы.
- Это тебе так кажется. Капли похожи друг на друга не более, чем разные олени.
- Ну да. Если верить вам, то я даже не похож на себя. Я считаю себя белым, а вы постоянно намекаете, что я пятнистый. Выходит, я забыл себя самого? Получается, вы знаете обо мне что-то, чего не знаю о себе я? Но раз вы меня знаете как пятнистого оленя, то, может, расскажете про него? Значит, вы меня знали по какой-то другой жизни, ибо я себя помню только как белого оленя.
- А тут и рассказывать нечего. Оглянись кругом – наступает весна.
- При чем тут это?
- При всем. Ты задаешь вопросы, а весна несет с собой ответы.
- Какие ответы?
- Надо разоблачить себя.
- Я боюсь разоблачить себя.
- Если бы ты разоблачил себя, то понял бы, что ты не белый, а пятнистый. А сейчас ты больше похож на мираж самого себя.
- Но как разоблачить себя?
- Освободить душу.
- А если у меня ее нет?
- Не произноси пустых слов. Посмотри же: весна! Снег освобождает душу – и потому он тает, и дождь идет вместо снега, и капли воды падают на тебя.
- И что я должен делать?
- Дай себе растаять и пролиться дождем. Пусть земля впитает тебя. Не бойся стать грязной неприглядной лужей. Это просто обнажение скрытого, и это необходимо, чтобы стать чистой водой.
- Я все равно ничего не понимаю, но звучит страшно: как это можно растаять?
- Этой ночью будут тонкие облака, и сквозь них будет светить луна.
- И что?
- Она будет прекрасна.