Хобби. Ради нескольких строчек. 2

Анна Алексеевна Золотовская
«Трое суток шагать, трое суток не спать. Ради нескольких строчек в газете».

Из «Песни журналистов» (1964), написанной композитором Вано Мурадели на слова поэта Александра Левикова.

После 7 класса я поехала в Ярославль поступать в художественное училище.  Но учиться меня не приняли.  Я провалила все экзамены по специальности: живопись, композиция, рисунок (с гипсового предмета).

Поступало более 150 абитуриентов, зачисляли – 30. Почти все 30 были выпускниками художественной школы при этом училище.  Принимали экзамены те же преподаватели, у которых учились поступающие.

У меня не было ни единого шанса поступить.

И вместо художественного училища я оказалась на заводе резиновых изделий. (о том периоде жизни я написала в мемуарах «Стиляга» и еще где-то…)

На заводе я не потерялась, а скорее – выросла.

Выросла во всех отношениях. Закончила среднюю школу, поступила на вечернее отделение технологического института.

Там не пропало и моё «хобби». Мне пришлось выпускать заводскую стенгазету. Кроме рисования, я неожиданно увлеклась журналистикой.  Написала несколько удачных заметок, репортажей в областную молодёжную газету «Юность», и мне вскоре выдали корочки «внештатного корреспондента».

В заводской газете я почти всё делала сама: оформляла, рисовала, собирала материал, сама писала заметки, репортажи и даже стихи.
Это была поистине «моя газета».

Пропущу многие временные события… Их было много.

После которых я оказалась в школе Карелии. Причём, начинала я учительствовать в поселковых школах. Вначале в восьмилетней Сумозерской школе учителем начальных классов. Здесь, как правило, давали «догрузку» теми предметами, на которые никогда не присылали специалистов, это: физкультура, музыка, труд, рисование и черчение.

И здесь моё хобби выстрелило полным залпом.

Я без страха и сомнений взяла преподавание черчения и рисования.   После учёбы в техническом ВУЗе (правда, я его не закончила) и семи лет работы на заводе, я могла пойти на любой урок черчения без подготовки. Но я так не ходила…  А наоборот, старалась соединить навыки черчения с практикой. Если на уроке была тема «Резьба», я добывала в леспромхозе гаечки и болтики и на примере показывала, как произвести вычисление и соединить. Таких примеров могу привести много.  Скажу без ложной скромности, мальчики в 8 классе обожали черчение (надо сказать, что классы были небольшие).

Уроки рисования я вела по программе, а не так, как в моём детстве – на каждом уроке «рисуем на свободную тему».

Используя доску, а на столе учительском всегда был альбомный лист и краски, я могла всё показать сама и помочь ученику в работе.

В школе периодически устраивались выставки рисунков. Всегда были очень способные и увлечённые ученики, которые с радостью могли заниматься дополнительно.

Вот с ними-то я стала выпускать стенгазету.

Таня Медведева!   Говорят, ты работала учителем русского языка и литературы в городе Костомукша. Может, и ты уже на пенсии. Ты прекрасно рисовала и хорошо писала.

С тобой и другими, как ты, способными ребятами мы стали выпускать газету. Она была большая, во весь простенок у входа. Придя в школу, некоторые ребята, не раздеваясь, смотрели нашу газету.

Помню, в ней был поэтический раздел «Нет! Я не Байрон, я другой…». Эту строку у Лермонтова взял Валера Никонов в своё стихотворение. И этой строкой мы озаглавили раздел, в котором помещали стихи школьных поэтов.

Здесь «печатали» и мои стихи. У меня было такое правило: делать всё то же, что делали дети.  Нужен пример не на словах.

Валера Никонов!  После школы ты поступил в Ленинградское суворовское училище. Писал мне, присылал открытки.  Не забывал и когда учился в Ульяновском училище, и когда уже служил по распределению в Забайкальском военном округе.

В школе ты был активным «собкорром» нашей газеты.  Мне можно назвать здесь и других ребят: Вову Туманова, Витю Пайкачёва, Асю Осипову, Лену Станкевич, Лизу Чуешкову, с которыми мы прошли вместе и стенгазету и драмкружок. И всё это для вас было хобби, как и для меня.

С девочками, которые стали уже пенсионерками, а Лиза – бабушкой, я до сих пор дружу.

Фотографии газет того времени – нет. В заставке: Приятная для меня награда за хобби.

Продолжение следует.