Керенский. Голос из прошлого

Андрей Демидов 2
             Керенский. Голос из прошлого

    Недавно интернет сделал удивительный подарок всем пользователям. Кликнув мышкой, можно разбудить вечность и буквально с небес раздается голос Александра Федоровича Керенского. Он дал канадской радиостанции  в 1964 году знаменательное интервью, находясь в возрасте 83 лет. Первое что удивляется  - это голос человека, родившегося в 19 веке и впитавший в себя культуру разночинной интеллигенции. Такое больше не услышишь нигде, разве что в авторском исполнении песен Александра Николаевича Вертинского.
   Керенский рассказывает о событиях 1917 года и  сразу  удивляет отсутствие конкретики и фактуры с места событий, т.е. нет того, что журналисты называют живой плотью. Возникает предположение, что Александр Федорович  почти через 50 лет после случившегося продолжает опасаться  упоминать  всуе как друзей так и врагов. Друзей, потому что боится, как чувствительный и скромный интеллигент, испортить им жизнь  случайным словом. Врагов страшится, так как прекрасно знает, что сделали чекисты с генералами  Миллером, Кутеповым, эсером  Савенковым и другими врагами советской власти.
  Однако кое что любопытное бывший глава России все таки рассказал. Оказывается  зимой 1917 года все ждали, что Николай II начнет закручивать гайки и репрессии, а он взял и отрекся. Сюрприз так сюрприз. Вот это неожиданное действие самодержца привело к большой беде. Среди оппозиции началась бешеная эйфория, своего рода катарсис. Все рыдали от восторга и требовали абсолютной свободы для всех от бандитов, насильников до террористов. В страну сразу помчались революционеры всех мастей. Их принимали на вокзалах с оркестром как родных, целовали, обнимали. Так Троцкий из Америки прибыл в Лондон, а там его  арестовали как международного террориста. Либерал Милюков стер все ботинки, посещая посольства Антанты и умоляя  выпустить Лейбу Давидовича и дать ему право вернуться в Россию. Члены Временного правительства просили все мировые страны помогать возвращению русских эмигрантов на Родину. Только Ленин с группой своих соратников не стал пользоваться легальными путями, а вернулся в пломбированном вагоне через враждебную Германию. Тем не менее его тоже встречали с цветами и оркестром.
   Чтобы управлять государством на разломе, надо быть хитрым политиком, дальновидным  стратегом и умным тактиком.  Исходя из интервью этими качествами Керенский не обладал.  Будучи блестящим оратором, он был абсолютно упертым  закостенелым демократом и либералом, так как  полагал, что свобода слова, митингов, собраний  превыше всего. Он не мог  помыслить, что большевики приехали со злым умыслом, так как считал их такими же левыми патриотами каким был сам. А настоящая игра только начиналась.
   До Керенского доходили слухи, что Ильич играет краплеными картами, так как везде кричит, мол, вся власть Советам, а своим соратникам заявляет, что Советы нужны только для захвата власти большевиками, а дальше они становятся  ненужными. Александр Федорович с ужасом вспоминает, как большевики вероломно попытались совершить переворот в начале июля 1917 года. Провокация провалилась, и экстремисты попрятались по норам словно крысы. Их авторитет упал в народе до нуля. Все ждали   выборов в Учредительное собрание.
    Керенский объявил, что именно этот выборный орган решит вопрос о власти и передаст землю крупных помещиков крестьянам труженикам. Однако на фронте солдаты из крестьян стали опасаться, что пока они воюют, землю раздадут другим. Упала дисциплина, русское офицерство оказалось на отшибе и потеряло влияние и авторитет в войсках. Восстановить честь решили генералы во главе с Корниловым. Они потребовали установить диктатуру  вплоть до окончании мировой войны. Керенский как демократ не мог поступиться принципами свободы и  выступил резко против военной  патриотической  диктатуры. В данном случае глава Временного правительства  как бы снова объединился с большевиками.  Корниловцы  под давлением революционной силы отказались от своих планов и не смогли ввести верные войска в Питер,  а виновником объявили Керенского.
   В это время большевики начали массированную пропаганду о том, что Корнилов хочет вернуть трон императору, а в этом ему помогает предатель Керенский. Александр Федорович подчеркивает, что среди корниловцев не было ни одного монархиста, и они только хотели восстановить порядок в войсках и возродить честь офицерства без чего боевые действия невозможны.
     Керенский вспоминает, что осенью 1917 года дипломаты его правительства достигли огромных успехов. Так 28 октября должна была состояться встреча  с представителями Австро-Венгрии по поводу соглашения об окончании войны.  Общие  переговоры  союзников намечалась на 3 ноября в Париже.  Заканчивать войну были согласны  также Болгария и Турция. Германия  одна вести боевые действия просто бы не смогла. Следовательно до окончания Первой мировой войны оставались считанные недели.
    Керенский рассказывает, что он как демократ требовал от Антанты  заключение гуманного мира без жестокого ограбления проигравших. Шла нервная дискуссия.  Расклад политических сил в России по мнению  интервьюируемого оказался следующим: Ленин был в союзе с Э;рихом Фри;дрих Вильге;льм Лю;дендорфом и германским  генштабом. Корнилова поддерживали Англия, Франция и США, так как хотели жесткого мира. Керенский представлял интересы  свободного российского народа, мечтающего о земле, мире и 8 часовом рабочем дне. Лидер страны оказался в одиночестве. Большевистский переворот стал нужен очень влиятельным силам. Людендорф доказывал, что если Россия выйдет из войны, то Германия единолично успеет разгромить Англию и Францию до прибытия в Европу Американских вооруженных сил, так как перебросят на западный фронт   самые боеспособные и вооруженные тяжелой артиллерией дивизии с русского театра боевых действий. Узел международных противоречий затягивался на горле России. Ленин, как говорит Александр Федорович, через  немецкую шпионскую сеть банкира Парвуса  узнал, что  готовится подписание документов об окончании войны и буквально взбесился. Ильич потребовал немедленно начать восстание, мол, промедление смерти подобно.  Его соратники были удивлены, потому что ждали начала выборов в Учредительное собрание, назначенных на ноябрь 1917 года. Ленин опередил всех, хихикая, что ему нужна власть, а не Учредиловка, где большевики всегда окажутся в меньшинстве.
  В  создавшихся условиях  Керенский попробовал  попросить помощи у корниловцев, т.е. сделать тоже самое, что пытался осуществить генерал Корнилов всего два месяца назад, т.е. ввести верные войска в Петроград и прекратить мятеж. Керенский в своем знаменитом френче  вечером 24 октября сел в машину с адъютантами и поехал в Лиду. Офицеры его не поддержали, так как дважды в одну и туже воду войти нельзя. Следовавший за ним автомобиль был  обстрелян.  Далее Керенский говорит, что совершил много ошибок и тут на полуслове интервью обрывается. Продолжение  интервью  дописала сама история.