Речевые общения слышащих

Николай Мальцев-Ганичев 2
                СИТУАЦИИ УСТНОГО РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
                (К ПОСОБИЮ ДЛЯ ЗРЯЧИХ РОДИТЕЛЕЙ)

Устное речевое общение – это ситуация «говорящий – слушающий». «Формирование устной речи у ребенка невозможно при нарушении слухового анализатора»                (Н.В. Крылова, Л.В. Наумец. Анатомия органов чувств (глаз, ухо) в схемах и рисунках. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2004, с. 50). Согласно международной классификации нарушений слуха имеем: 1 степень тугоухости 26-40 дБ: 2 степень – 41-55 дБ; 3 степень – 56-70 дБ; 4 степень – 71-90 дБ; глухота – более 91 дБ.
Система слуха глухого не формирует (не создает) звуков, звуковых ощущений или впечатлений. Следовательно, при условии возмущений говорящим воздушной среды глухой не создает звуков, естественно, не создает речь.
Создание звуков у слышащего начинается с кортиева органа: «Через преддверную мембрану улиткового протока колебания передаются эндолимфе и основной мембране улиткового протока, на котором располагается рецептор слухового анализатора – кортиев орган» (Крылова Н.В., Наумец Л.В. с. 81). Следовательно, звуки не попадают из внешней среды, как могут воображать человеческие существа. В среде могут распространяться определенные процессы, которые могут быть условиями создания звука человеческими существами. Эти процессы называют звуковыми колебаниями.
«Восприятие – психический процесс, приводящий к возникновению чувственного образа, структурированного по определенным принципам и включающий в качестве основного элемента самого наблюдателя» (Бехтель Э.Е., Бехтель А.Э. Контекстуальное опознание. – СПб. : Питер, 2005, с. 10). «И самое главное – что существует две различные ситуации восприятия. Первая ситуация – когда происходит первичное формирование образа восприятия. Вторая – когда происходит опознание уже сформированного образа» (Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., исп. – М.: Смыл; Издательский центр «Академия», 2004, с. 127).
Первичный образ отождествляется воспринимающим с тем, что считается чем-то внешним, чужим для организма. Сформированные звуковые впечатления и сформированную речь на их основе слушатель опознает как продукт того, кто возмущает среду. У обоих участников устного общения создается стойкая иллюзия, что речь говорящего попадает к слушателю, речь говорящего воспринимается слушающим. Возникает у каждого стойкая и непреодолимая ложная схема ориентации, которая оказывается выгодной им обоим, так как позволяет им свести к минимальным потреблениям ресурсов при общении.
Пусть есть ситуация с двумя участниками: N и M. N говорит – возмущает артикуляционным аппаратом воздушную среду (артикулирует); M слушает, его система слуха формирует речь соответственно тому, как возмущает среду N. Среду N возмущает синхронно своим некоторым внутренним процессам, что он считает своей речью (внутренняя речь говорящего). Синхронно возмущениям среды говорящим слушатель создает свою речь. Ошибка обоих будет заключаться в том, что каждый из них имеет дело с одной и той же речью. Хотя слушатель имеет дело с собственной им созданной речью, с собственными словами, которым он придает значения и смыслы (осмысливает и означивает), он считает, что имеет дело с речью того, кто говорит. Ими обоими управляют их структуры, которые обеспечивают им лексические программы-автоматизмы.