В поисках смысла

Надежда Козулина
За время «самоизоляции» я очень много перечитала литературы. И среди неё – «Вестник «ЗОЖ» почти за 20 лет.
В разделе «философы из глубинки» «Вестник «ЗОЖ» №18 (536) 2015 год) основательно изучила статью Галины Аркадьевны Мельниковой из села Варегово Ярославской области. Статья называется «Найти к истине дорогу». Галина Аркадьевна в своей статье ссылается на то, что в 2006 году на страницах «ЗОЖ» читатели рассуждали о смысле жизни. И эта тема коснулась и её мужа - Геннадия Александровича (они оба родились в 1934 году, 20 лет живут в деревне, оба инженеры). Она пишет: «Здесь, в тишине, нам открылся смысл жизни, который неосознанно был в ней всегда, - это поиск истины.»
Прочитав ряд книг (среди них «Диалектика природы» Энгельса; «Роза мира»; Даниила Андреева; «Четыре йоги» С. Вивекананды; Евангелие; «Религиоведение» - учебник МГУ), особо Галина Аркадьевна остановилась на книге русского философа Л. С. Франка «Смысл жизни». Философ Франк «рассматривает смысл жизни как некое вечное начало, ... на что человек опирается, что служит единой неизменной, абсолютно прочной основой его бытия».  А как найти это вечное начало? - Его-то и искали супруги Мельниковы.
Мне же посчастливилось, ещё в 1992 году, прочитать книгу Виктора Эмиля Франкла – всемирно известного специалиста по вопросам психологии личности и психотерапии, которая так и называется – «Человек в поисках смысла». Это книга, в которой собраны работы В. Франкла, «освещающие важные для каждого человека проблемы: смысл жизни и смерть, любовь и страдания, свобода и ответственность, гуманизм и религиозная вера и другое».
И вот, уже в 2020 году я прочла эту книгу вновь от корочки до корочки. Известный, интереснейший психолог пишет об утрате людьми смысла жизни из-за нравственного кризиса, из-за разрушения старых ценностей и традиций. Этот-то нравственный кризис - кризис смысла, кризис ответственности - это расплата за теорию и практику воспитания людей–«винтиков» -считает Франкл.
Психолог и психоаналитик В. Франкл прошёл очень сложную «школу жизни», он уже будучи взрослым (родился в 1905 году), имея определённые знания, оказался в четырех концентрационных лагерях, в том числе в Освенциме. Но, пройдя всё, он не «сломался» и состоялся как человек, создавший «Теорию логотерапии и экзистенциального анализа». В. Франкл в своём «теоретическом здании» выделил три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни, учение о свободе воли».
Учение о смысле жизни говорит, что «смысл в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера среды и ... религиозных убеждений». Но ... «нахождение смысла - это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле жизни - жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него - не словами, а действиями». Человек не изобретает смысл, а находит в мире. У каждого человека - свой уникальный и неповторимый смысл. В вводной статье к книге Франкла свои краткие пояснения даёт психолог Д.А. Леонтьев. Он поясняет: «смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо это есть внутреннее состояние субъекта... человек не может стремиться к счастью, он может лишь искать причины для счастья. Борьба за существование и стремление к продолжению рода тоже оправданы лишь постольку, поскольку сама жизнь уже обладает каким-то независимым от этого смыслом». Любой человек может сделать свою жизнь осмысленной (по Франклу):
во-первых, с помощью того, что мы даём жизни (в смысле нашей творческой работы);
во-вторых, с помощью того, что мы берём от мира (в смысле переживания ценностей);
в-третьих, посредствам позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.
Отсюда выделяются три группы ценностей:
; ценности творчества;
; ценности переживания;
; ценности отношения.
Приоритет принадлежит ценностям творчества, основной путь реализации их - труд. При этом «смысл и ценность приобретает труд человека, как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие».
Важны все три группы ценностей, но В. Франкл уделяет больше внимания ценностям отношения, поскольку к этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он «оказывается во власти обстоятельств, которые не в состоянии изменить».
Согласно Франклу, правильной постановкой вопроса является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле данной личности в данный момент. «Ставить вопрос в общем виде - всё равно, что спрашивать у чемпиона мира по шахматам: «Скажите, маэстро, какой ход самый лучший?»
Каждая ситуация несёт в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого он является единственным и единственно истинным. Не только у каждой личности, но и в каждой ситуации этот смысл меняется.
Смыслы нам не даны, мы выбираем себе свой смысл, мы «выбираем призвание, в котором мы обретаем смысл». Франкл пишет, что в поисках смысла нам помогает совесть, которую он называет «подсознательный Бог».
Осуществляя же смысл своей жизни «человек осуществляет себя».
Здесь, думаю, очень-очень верным будет мнение Амосовой Людмилы Васильевны из города Ярославля (см. «Вестник «ЗОЖ» №21 (659) 2020 года), в её статье «В чём смысл?» Она находит свой смысл в каждом конкретном случае, как мудро: «Смысл есть в каждом дне, в каждом помысле, в каждом движении души и тела». И, конечно, невозможно уместить смысл всей жизни в эту фразу, приведённую в статье: «Неужели смысл жизни только в том, чтобы сначала 60 раз посадить картошку, потом 60 раз её выкопать?!»
Виктор Франкл указывает, что стремление к реализации уникального смысла своей жизни делает каждого человека уникальной личностью. И главное: «жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден».
В учении о свободе воли говорится: «человек свободен найти и реализовать свой смысл, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами». Интересно, что Франкл характеризует наш человеческий организм как средство, которым личность пользуется для реализации своих целей и человек сам позволяет или не позволяет себе пойти, например, против моральных норм. «Свобода - это не то, что человек имеет, это то, что он есть: «человек решает за себя, любое решение есть решение за себя, а решение за себя - всегда формирование себя».
Книга В. Франкла «Человек в поисках смысла» содержит главы не только о свободе, ответственности, духовности, а такие главы: «О смысле жизни», «О смысле смерти», «О смысле страдания», «О смысле труда», «О смысле любви»... Человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца - до последнего дыхания. Нужно только эти смыслы искать и находить!
И о сверхсмысле пишет В.Франкл. Здесь речь идёт о смысле того целого, в свете которого приобретает смысл человеческая жизнь, то есть о смысле Вселенной, о смысли бытия, о смысле истории. И слова Франкла «...история, в которой осуществляется сверхсмысл, происходит либо через посредство моих действий, либо наперекор моему бездействию» - не говорит ли о том, что и мы как-то можем влиять на ход истории и общественное бытиё?!