Листая календарь - 31 февраля

Владимир Зикеев
   Не знаю,как по Божьей смете
   должна сгореть моя спираль,
   но я бы выбрал датой смерти
   число тридцатое,февраль.   
                И.Губерман


   Есть для русского человека что-то завораживающее в названиях резвой и звонкой тройки зимних месяцев- декабрь, январь, февраль...У каждого своё дыхание,свой характер, своё норов.Вот декабрь- в нём слышится хруст свежего снега под копытами лошадей на Сенатской площади и предчувствие волшебства новогодней ночи. Январь- это душевная окрылённость от Рождественского колокольного перезвона и непонятная иноземцам тяга встретиться взглядом с друзьями на Старый Новый год.А надо ли нам, чтобы они это понимали?
 
   Январь всегда с большой неохотой уступает поводья младшему братцу своему-февралю, у которого есть и второе, свирепое  название - лютый. Старые люди сказывают, будто в ярости своей лютовала и безумствовала зима, когда проиграла в бабки два последних февральских дня весне. Разбросала она в ярости биты и все двенадцать костяных бабок, расставленных по числу месяцев в  году, да всё понапрасну - весна только солнечно усмехнулась. И потекли слёзы по ледяным щекам зимушки-зимы. Да и осень с летом в тот раз не на её стороне были. Есть, правда, на этот счёт и другие легенды и сказания.
 
    Все месяцы, как месяцы, а февраль на протяжении веков не давал покоя сильным мира сего. Чтобы свести год к целому числу – 365, римляне удлиняли февраль, так что раз в четыре года этот месяц получал дополнительный день. При этом не прибавляли 29 февраля, как это теперь делаем мы, а просто повторяли день 24 февраля.

    Средневековый математик и астроном  Сакробоско утверждал, что февраль в юлианском календаре с 44 г. до н. э. по 8 г. н. э. содержал 30 дней. Император Август не желал уступать в величии своему предшественнику Юлию Цезарю. Ещё бы: ведь в честь Цезаря назвали месяц июль, который насчитывал 31 день. И тогда появился  в календаре месяц август. Да вот только дней в этом месяце было всего 30.  Но Август- сам себе режиссёр, своя рука- владыка. Поводил перстом по календарю, да и отобрал один день у февраля. Что здесь правда, а что вымысел - никому не ведомо. Однако, взгляните на восьмой месяц в календаре. Да, всё совпало, надо же! Это действительно август и в нём 31 день. Так и живём.

     Не всё так просто было с февралём и в последующие годы и тысячелетия. Исторический факт: в 1712 году в Швеции  был день 30 февраля. А дело было так. В 1699 году в Шведском королевстве решили перейти с юлианского календаря на григорианский.

    Сказано-сделано. Но между «сказано» и «сделано» у скандинавов не всё так быстро. Это вам не царь Пётр Алексеевич. Тот решил сравнять Российское летоисчисление с европейским, и одним махом предписал вместо 1 января 7208 г. "oт сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа". Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября (в России в ту пору  на протяжении двух веков новый год исчислялся с 1 сентября) по декабрь, т. е. 4 месяца. Никто не роптал из-за того, что из их жизни вычеркнули восемь месяцев. Куда там - ещё и челом били, государя за мудрость благодарили. Впрочем, не желая конфликтов с приверженцами старины и церковью, в указе царь сделал оговорку: “А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно".
 
    А шведы решили растянуть удовольствие. Они не стали прыгать на 11 накопившихся к тому времени дней вперёд, а решили делать переход постепенно, пропуская високосные годы в течение 40 лет, то есть все эти годы после 28 февраля должно было идти 1 марта и каждые 4 года они на один день приближались бы к григорианскому календарю. Таким образом, 1700-й был невисокосным годом в Швеции. Однако, несмотря на принятый план, 1704 и 1708 годы в королевстве были високосными. Из-за этого в течение 11 лет шведский календарь опережал на один день юлианский календарь, но отставал на десять дней от григорианского.

    Король Карл XII после поражения под Полтавой проживал как гость турецкого султана в Бендерах ( ныне Молдова). Находясь в печали и лелея надежду  с помощью турок отомстить Петру I, он управлял королевством виртуально через тысячи километров. Путаница с календарями ему порядком надоела. Ну, посудите сами: для религиозных целей в Османской империи параллельно с румийским ( римским, т.е.юлианским) использовался и исламский календарь, европейские монархи датировали свои письма по григорианскому календарю, сама же Швеция жила между юлианским и григорианским календарями. В 1711 году король решил отказаться от упомянутой реформы  и вернуться к юлианскому календарю. Для этого в 1712 году в феврале  добавили два дня и, таким образом, в Швеции в 1712 году было 30 февраля. Окончательно Швеция перешла на григорианский календарь в 1753 году обычным для всех стран способом — день, следующий за 17 февраля, объявили 1 марта.
 
    Большинство шведов и финнов (Финляндия в то время входила в состав шведского королевства) были очень недовольны, что из их жизни украли 11 дней. Обидно, конечно,
но это же не восемь месяцев, господа! Имейте совесть.

    Советская Россия тоже решила отсчитывать своё, новое время. Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января шло уже не 1 февраля,  а сразу 14-е. Бедный февраль - и тут ему досталось. Вернее, не досталось тринадцати дней.               

    Удивительно, но и в Советском Союзе могло появиться 30 февраля. В 1929 году в
СССР был введён советский революционный календарь, где каждый месяц имел 30 дней. Оставшиеся 5 или 6 дней были объявлены так называемыми «безмесячными каникулами» или праздничными. Некоторые источники пишут об этом, как о свершившемся факте, но реально это предложение в 1932 году было отвергнуто. Кстати, календарь действительно предлагался революционный: неделя в нём состояла из пяти дней, при этом  с целью организации непрерывного производства все рабочие страны были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, зелёный, фиолетовый).Об этом, между прочим, упоминается у Ильфа и Петрова в «Золотом телёнке», когда выходными днями Хворобьёва «вместо чистого воскресенья стали какие-то фиолетовые пятые числа».

Казалось бы, можно поставить точку в рассказе о приключениях последних чисел февраля: есть факты, есть легенды и сказания. Всё описано. Но…

   Прошлым летом я с моим отцом Леонидом Матвеевичем побывал в Курске-утопающем в зелени старинном русском городе. Цель поездки житейская - проведать могилы предков да встретиться со здравствующими родственниками. И тут меня ожидало открытие. Недалеко от входа на Никитское кладбище я обратил внимание на один памятник. Выполненный из чёрного гранита, он не отличался массивностью или щемящей душу печальной эпитафией. Но что - то в нем показалось мне необычным. Я уже было прошёл мимо него, но остановился  и присмотрелся. И был вознаграждён. Надпись - вот что было удивительным: «Здесь погребено тело потомственной Почетной гражданки курской 2 гильдии купчихи Анны Федоровны Гладковой, скончавшейся 1851 года 31 февраля. Жития ей было 75 лет и 6 дней. Вдовствовала 40 лет и 4 месяца». Глаза видели, а сознание отказывалось принимать. Вот так удача! Последние дни февраля - это же моя тема! В голове стали роиться вопросы? Курские родственники ничего внятного пояснить не смогли. Спросить было не у кого. Как говорил Михаил Задорнов: « смеркалось» и на погосте почти никого уже не было. Не помог мне и вышедший из храма батюшка. Было видно, что он находился в благодушном настроении и слегка навеселе. На мой вопрос о загадочной дате с  елейной улыбкой ответил кратко: « Это всё от лукавого, сын мой, пренебреги».

    На следующий день я сфотографировал надпись на памятнике и Никитскую церковь.  Наудачу полюбопытствовал у лохматого добродушного старика, видимо, завсегдатая паперти, не ведает ли он тайной надгробья известной когда-то в городе купчихи. За 50 рублей он проникся ко мне  редким доверием и, воровато поглядывая по сторонам, негромко поведал секрет, известный, конечно же, только ему. Якобы купчиха перед смертью просила изготовить такой памятник, чтобы к нему не зарастала народная тропа. Оно и справедливо: Анна Федоровна много сделала для города, построила больницу, жертвовала деньги на ремонт церквей и на «воинские потребности», бедным помогала. На памятник не поскупилась.

       Заказали его далеко от здешних мест. Да вот беда - не всё изделие довезли до Курска из Житомира. То ли часть продали, то ли пропили, а может и то и другое - сейчас это уже никому неведомо. Ясно было одно – дело-то подсудное, и ответ придётся держать серьёзный. До самого утра горел свет в похоронной конторе Псарёвых - бороды теребили, чай заморский пили и затылки чесали. Да так ничего и не придумали. А под утро, проведав про фарс мажор, в контору на огонёк заявился хмельной каменных дел мастер Петруха Шмуров и за соответствующую мзду в четыре дня пообещал спасти безупречную репутацию печальных дел заведения.
   
       А на вопрос хозяйки бизнеса о не зарастающей тропе, хитро закрутив ус, ответил, что так обобьёт камушек надгробный - два века не придётся вокруг могилы траву вырывать - всё будет вытоптано. Так и сталось. И более того: благодаря этой дате в надписи, памятник и могила, в отличие от многих других, уцелели. Ведь куда только их после революции ни растаскивали: и на новые погребения, и на стройки, и , оказывается , ими очень хорошо мостить улицы и тротуары. Всё это было.

       Виктория Николаевна Лунина – потомок Гладковых, проживающая ныне в Курске, считает, что с датой на памятнике кто-то пошутил, а местный краевед Юрий Озеров предполагает, что резчик просто увлёкся и приписал единицу или спутал январь с февралём. А может купчиха сама решила подшутить над временем? Старушка-то, явно, непростая была. Подкинула нам загадку из глубины веков! Кто знает, может в этой дате скрыто ещё что-нибудь.