Полынь

Анна Боднарук
                П О Л Ы Н Ь

                Полынь покаянная – трава окаянная.

Полынь не церемонится со своими соседями. Многие растения рядом с ней чахнут и болеют, а шалфей и котовник из-за тесного соседства часто просто погибает.

Полынь – растение, которое за 16 часов убивает 98% раковых клеток.

     Не то, чтобы живя в городе забыла о полыни, я о ней никогда не забывала. Есть у меня сад, а по ту сторону дороги, весь пригорок, как седая борода от разросшейся полыни. И на грядках случается всходит эта напасть. Особенно в рядках среди моркови. Сразу не распознаю её, а потом смотрю, разрастается непрошенная гостья, вытесняя мою скромницу морковку. Нет уж, наглецов в своём огороде не потерплю. Повыдёргивала я полынь и подсыхать бросила на тропинку. Другими делами занялась. Только сад у меня в таком месте расположен, что кто идёт по дороге, все в мой огород заглядывают, всякую мою задумку перенимают. А в этот раз меня женщина окликнула и предложила мне, пока ещё не совсем завяла полынь, пересадить её в цветник. Признаюсь, я даже рот открыла от удивления. Однажды видела я у одного старичка на огороде, возле умывальника небольшой кустик крапивы широколистой. Так он из того кустика листики себе на супчик срывал, срезал, омолаживал его. А тут полынь! Только женщина (в лицо знаю её, а раньше разговаривать с нею не приходилось), позвала меня в свой огород, на экскурсию. Мне времени жалко, но тут недалеко, я, как была в садовой одежде, так и пошла.
     Приходим. Она сразу меня подвела к своему цветнику, ухоженному, красивому. И по краю, от забора несколько зелёных кустов с большими резными листьями. Я так сразу и не признала, что это и есть полынь. Хозяйка все попытки выбросить цветоносы, тут же прищипывает их. А на удобренной земле, что ж не расти полыни. Красивые кустики, вроде ёлочек.
     «Я не ищу чего-то там этакого, использую то, что само в огороде взошло…» - объяснила хозяйка. Я в её саду и кустик чистотела видела и розовый тысячелистник, и ещё много растений, которых я и названия не знаю. Растут, ухоженные такие, ничуть не хуже дорогих покупных. Главное – красотой своей радуют.
                А. Боднарук

                **
Твои слова горше полыни.
Не я полынь-траву садила: сама выросла.
Сладкий обман хуже полыни.
Твоё добро полынь-травою поросло.
Кому цветы да пышки, а кому полынь да шишки.

                **
     Моё детство в сельской местности дало мне больше, чем последующие годы и даже десятилетия проживания, хоть и в тихом уютном городе. В селе не было у людей привычки в аптеку за лекарствами ходить. Каждая бабушка знала, как и чем приставшую болячку лечить. Было дело и меня полынью поили, когда живот сильно болел. Конечно же настойка из полыни это не сладкая газировка, но, как говорится – беда заставит и полынь с благодарностью пить. Только я не об этом, а о другом хотела рассказать.
     Где-то во второй половине шестидесятых годов прошлого века в каждом сельском доме, не вши, а блохи расплодились. Вот уж напасть я вам скажу, хуже некуда. Зимой дедушка стёганное ватное одеяло во дворе на верёвку проветриваться выкидывал, на мороз. Потом, через часок, выхлопает то одеяло палкой, на которую он опирался и все блохи замёрзшими камушками попадают на снег. Курочки рады гостинцу. А летом совсем стало невмоготу. А всему виной кошка. Её же не привяжешь, бегает где ей захочется, а потом в дом новых «жильцов» приносит…
     Вот, однажды, бабушка моя, по привычке почесала кончик носа, она всегда так делала, когда о чём-то размышляла, и потом пританцовывала, когда находила нужное решение беспокоившего её вопроса. Вот и в этот раз, притопнув от радости, пошла звать дедушку. Дедушку её предложение не обрадовало, он только вздохнул и пошёл искать маленький топорик, которым я ещё училась хворост рубить. Заткнул его за пояс, взял с завалинки верёвку под мышку, это ту, на которой вязанки носят, и отправился в путь.
     Только он вышел за ворота, как встретил Старицкого. Этого рьяного активиста, старшего над колхозными сторожами, все его в селе боялись. Он всех и каждого в селе в чём-то подозревал, а уж в воровстве колхозного богатства это точно. С колхозниками разговаривал грубо и, конечно же - на «ты». Мой дедушка был его намного старше, но даже это обстоятельство в расчёт не шло.
     - Ты куда это с топором направился?
     - В поле.
     - В поле, с топором? Что ты там собрался рубить? – захохотал хрипловатым пьяным смехом Старицкий.
     - А что ветер колышет, то и срублю, - ответил мой дедушка и свернул на тропинку ведущую в поле.
     От такого ответа Старицкий забыл куда шёл. Потоптался на месте и, немного поотстав, пошёл следом за стариком. Вышел за село. Удостоверился, что ему правду сказал Федот, остановился. В жаркий полдень идти в поле ему явно не хотелось. Он нашёл себе укромное местечко в кустах и там прилёг в надежде, что выследит строптивого старика, когда тот будет возвращаться в село. А дедушка знал поля колхозные не хуже своего огорода. Он шёл в такое место, где каменистая земля, там трактором не вспашешь. На этой пустоши он ещё с весны заприметил разросшуюся полынь. Именно в это время ей цвести полагается. Кустища там о-го-го! В рост человеческий. Даже с серпом к ним не подступиться. А с топором – в самый раз.
     Вот, нарубил старик вязанку той полыни, столько сколько поднять смог, чтоб на плечо закинуть, прихрамывая на больную ногу, пошёл в село. А там из кустов, как чёрт из табакерки, выскочил Старицкий. Он даже рот открыл, чтоб произнести своё излюбленное: «Стой! Что несёшь?!» И сопроводить сказанное отборным матом. Но вот незадача, полынь колхозным богатством никто не считал. От увиденного, он даже несколько растерялся и не нашёл что сказать. А дедушка прошёл мимо него и пошёл тропинкой в село.
     Дома дедушка, на пне, на котором мы обычно хворост рубили, нарубил мелко-мелко добрую половину принесённой вязанки. Этой рубленой полынью он устелил пол в курятнике и даже в собачьей будке устелил. Наш пёс, Жора, долго не заходил в свою будку, а потом всё же оценил такую подстилку. Оказалось, что лёжа на полыни блохи меньше кусают.
     Бабушка же перестелила все места, где только спали все члены нашей семьи. Под соломенные матрасы густо наложила полынных веток. Даже на печи и то пахло полынью. Один только дедушка загрустил. От цветущей полыни вся его одежда и волосы – всё было обсыпано жёлтой горькой пыльцой. Поздним вечером он, вместе с бабушкой, пошли к речке. Мы, внуки, уже догадались, это они мыться и стираться пошли. По этой причине нас с собой не взяли.
     На следующий день, мы ещё и козу в стадо не успели выгнать, скрипнула калитка. Как бабушка сказала: «Нечистый Старицкого принёс!» Пришёл проверять, для какой такой надобности колхозная полынь нам понадобилась?
     - А ты догадайся! – почесав кончик носа, загадочно парировала бабушка. В доме, в хлеву – везде пахло полынью, а самой полыни не видно. Проверяющий походил-походил, потом сел на скамейку и заявил, что пока он не найдёт полынь из хаты не уйдёт.
     В нашем доме не любили этого вредного дядьку и, не знаю, чем бы это закончилось, но забежала болтливая, как сорока соседка Наталка. Прямо с порога стала спрашивать, где наш дедушка в поле полынь видел. Разузнав по которой тропинке нужно идти, она скорым шагом направилась к калитке. Старицкий спохватился и увязался за нею. Бабушка посмотрела в окно им вслед, а потом с благодарностью перекрестилась на образа.
     А блохи как-то сами собой постепенно повывелись.

                А. Боднарук

         Загадка:
Горькая травка –
И животу поправка,
И сама душиста,
Двор подметает чисто-чисто.
         (Полынь)

В детстве мама посылала нас с братом за огороды, наломать с кустов веток полыни для веников, которыми и пол в сенях и в кладовке мели, двор и хлев подметали. Эта работа для полынных веников. Их ещё в подпол опускали, чтоб плесень и грибок не завелись, и чтоб всякие там двухвостки и сороконожки не бегали…

                ***