Не в своих санях

Нонна Зекс
Не в своих «санях».
 Бесс Трумэн

 Каждые от 4-х до 8-ми лет, мы с Вами становимся свидетелями прихода в Белый Дом новой Первой леди государства. Любая из них приносит с собой новые планы, касающиеся либо внутреннего декора, либо отказа от старого меню. Одни активно включаются в общественно-политическую жизнь страны, тогда как другие довольствуются ролью хранительницы семейного очага.

Мы уже привыкли восхищаться роскошной Меланией Трамп, не успели забыть черноволосую Мишель Обаму, продолжаем созерцать Хиллари Клинтон, начинаем слегка подзабывать Лору Буш и держим золотой венчик над образом Жаклин Кеннеди.

 Но была ещё одна представительница «клуба Первых леди», не походившая ни на одну из предыдущих и последующих хозяек Белого Дома...

 Её звали Элизабет («Бесс») Трумэн.
Она родилась 13 февраля 1885 года в городе Индепенденсе штата Миссури в семье казначея графства, Дэвида Уоллеса и Маргарет Гейтс Уоллес. Кроме неё в семье было ещё трое младших сыновей. Её дедушка по материнской линии торговал мукой и считался самым богатым человеком в округе.

Гарри Трумэн впервые увидел Бесс, когда ему было шесть, а ей пять.
Это событие произошло в воскресной школе пресбитерианского прихода. Его сразу покорила девочка с золотыми волосами. В школе он сидел с ней за одной партой, и даже сочинил для неё фортепианный концерт. Он пронёс эту любовь и трепет перед ней через всю жизнь.

 Бесс действительно была «красавицей-спортсменкой», чемпионкой по теннису и бейсболу, великолепно ездила верхом и развлекалась с друзьями. От поклонников, естественно, не было отбоя.

Шансы робкого и близорукого Гарри были на нуле.После окончания школы он уехал на поиски работы, и их пути на какое-то время разошлись.

 Сказать по правде, мать Бесс никогда не была в восторге от ухаживаний Гарри. Нужна была более выгодная партия для внучки миллионера. Парень работал на ферме, засучив рукава, чтобы добиться расположения милых дам.

 После самоубийства отца, Бесс пришлось помогать матери по дому. Гарри всю жизнь оберегал её от разговоров на эту тему даже с дочерью.

Как бы там ни было, с помолвкой она не спешила, в поисках более достойного кандидата.В очередном письме к Бесс он писал: «Ну что за радость быть помолвленной с каким-то фермером, достаточно тщеславным, чтобы хотеть быть губернатором Монтаны и президентом Соединённых Штатов».

 Помолвка, всё-же, состоялась перед Первой мировой войной. Гарри отправили на французский фронт. Вернулся он в звании майора, и в день подписания Версальского договора, 28 июня 1919 года, они поженились. Гарри был уверен, что Бесс не хотела выходить замуж до окончания войны, боясь остаться вдовой.

 Свадебное путешествие они провели в нашем Чикаго, Детройте и в Порт-Гуроне, которые произвели на провинциальных молодожёнов неизгладимое впечатление.

После путешествия они поселились в родительском доме Бесс.
Ему было 35 лет, а ей 34. Первая попытка собственного бизнеса, галантерейного магазина для мужчин, потерпела крах.

 17 февраля 1924 года Бесс родила дочь, которую назвали Маргарет. Она унаследовала музыкальные способности отца и стала певицей, не нашедшей широкого признания критиков (о чём Гарри глубоко переживал).Сам он увлёкся политикой, и стал уверенно продвигаться вверх по политической лестнице. Бесс никогда не разделяла его политических интересов, но по воле судьбы должна была поддерживать мужа.

18 лет он был сенатором в Вашингтоне. Бесс не любила этот город, считая его «холодным». Ей было тесно в пятикомнатной квартире в Тилден Гарденс после большого дома в Индепенденсе.

 Годового дохода в 10,000.00 долларов явно не хватало, и Трумэн зачислил жену секретарём, с годовым окладом в 4,500.00 долларов.

Его обвиняли в семейственности, но он утверждал, что Бесс честно отрабатывает эти деньги. Он постоянно советовался с ней по политическим вопросам.

Ирония заключалась в том, что Бесс была категорически против его выдвижения на пост вице-президента. Поднявшись с мужем на трибуну, поблагодарить депутатов за их доверие, она шепнула ему на ухо: «И всё это мы должны делать всю оставшуюся жизнь?»

 Она всегда держалась в стороне от толпы и репортёров, считаясь самой «тяжёлой» Первой леди. Никогда не давала интервью, не следила за своим гардеробом, и в добавок ко всему отказалась от проживания в резиденции для вице-президента. Она ненавидела светские приёмы, что со временем передалось и мужу.

12 апреля 1945 года Бесс охватил панический ужас, когда она узнала о кончине президента Делано Рузвельта.
Ей пришлось подчиниться предлагаемым обстоятельствам. Официальный траур помог в спокойной обстановке освоиться с обязанностями Первой леди, которые она резко сократила в сравнении с её предшественницей Элеонорой Рузвельт.

Она отказывалась от участия в пресс-конференциях, одевалась только в чёрный цвет. Она считала, что роль жены состоит в том, «чтобы шляпа хорошо сидела на голове мужа»

Пресса не была благосклонна ни к ней, ни к супругу. Бесс лично управляла Белым Домом, но считала его «белой тюрьмой», которая имеет больше недостатков, чем преимуществ.

C увеличением обязанностей, Гарри всё меньше советовался с женой, что её сильно обижало. Несмотря на это, в его отсутствие, она ревностно следила за ходом работ в западном крыле и докладывала мужу. Она никогда не навязывала мужу своего мнения, и соглашалась с принятым решением, даже если оно не соответствовало её взглядам.

 Второй срок президенtства был трудным для обоих. Популярность упала, началась война в Корее, по стране прокатилась волна забастовок. Маккарти бесчинствовал. Была объявлена «охота на ведьм» и пострадало много людей.
Бесс тяжело переживала смерть матери.

 Согласно Конституции, Трумэн мог ещё раз выставить свою кандидатуру на пост президента, но Бесс даже слушать об этом не хотела. Однажды на Рождество Трумэн застал жену за сжиганием его писем в камине...

- Что ты делаешь? Подумай об истории!
-Именно об этом я сейчас и думаю, потому и сжигаю.

 28 июня 1969 года Гарри и Бесс отпраздновали золотую свадьбу в тесном семейном кругу.
Она пережила его на десять лет, дожив до 97-ми. Её похоронили рядом с мужем во дворе библиотеки президента Трумэна в Индепенденсе.

 Теперь она точно была свободна от навязанной ей судьбы...