Сувениры. Маконда

Анатолий Белаш
          По окончании командировки на Мадагаскар (сборник «За бугром») мы в ожидании самолета на Москву два дня провели в Дар-эс-Саламе. На следующее утро после прибытия мы  в сопровождении экономсоветника советского посольства отправились на пляж, на берег Мозамбикского пролива. По дороге нам встречались расположившиеся прямо на земле у полотна дороги продавцы деревянных статуэток со своим товаром. Некоторые в ожидании .покупателей тут же вырезали фигурки из деревянных заготовок. Тематика их творчества поразительно разнообразна. Здесь и фигурки людей и животных, как стилизованные, так и вполне реалистичные, и какие-то монстры, поражающие своим разнообразием и неуёмной фантазией авторов. 

                Резчики были представителями племени маконде, живущего на территории Мозамбика и Танзании. Племя относится к группе племен «банту». Большинство из них мусульмане-сунниты, но сохраняют языческие традиции. Дети и наследство передаются у них по женской линии. Мужей выбирают девушки. Любопытен обряд инициации. Достигшие совершеннолетия представители племени после обучения экзаменуются – должны объяснить смысл расставленных перед ними глиняных и деревянных фигурок.

                Маконде - храбрые воины, бесстрашно отстаивавшие свою свободу от окружающих племен, работорговцев и колонизаторов. В середине прошлого века они возглавили освободительную революцию против англичан в Танганьике, а позже против португальцев в Мозамбике.

              Маконде известны на весь мир как лучшие в Африке резчики по дереву. Они издавна занимались резьбой, изготавливая, в основном, ритуальные фигурки. За время колонизации, под влиянием португальцев, тематика их творчества расширилась, фигурки стали изготавливаться из  твердых пород деревьев, таких как эбеновое. Эбеновое или "черное" дерево  с прочной красивой древесиной тяжелее воды. Фигурки тоже стали называть «макондами».

               В современном творчестве маконде различают несколько направлений. Наиболее распространен стиль «шетани». Шетани – это дух, демон восточно-африканской мифологии, изображаемый как искаженная  фигурка человека или любого животного.
 
                Одно из направлений – это «дерево жизни». Именно такую статуэтку из эбенового дерева я купил у одного из резчиков. Она представляет собой группу людей разного возраста, громоздящихся на старике,  видимо, старшем в роду. Это были сравнительно недорогие изделия, и я вполне мог купить еще две-три, но, к сожалению, не сделал этого.

                Я рассчитывал приобрести еще что-нибудь в сувенирных лавках в Дар-эс-Саламе, но тамошний товар оказался менее интересным и качественным, и, к тому же, более дорогим. Я купил там лишь одну фигурку женщины, у которой бедра плавно переходили в единственную ногу. Голова представляла собой эллипсоид без каких-либо признаков лица. В остальном, это была изящная фигура стройной женщины. Изготовлена она была не из черного эбенового дерева, а какого-то обычного, просто выкрашенного  черной краской.