Художник, который рисовал свет

Татьяна Бадалова
«Я считаю, что картина должна быть приятной и красивой, да красивой... В жизни и так достаточно противных вещей, чтобы мы увеличивали их число», - эти слова принадлежат одному из самых жизнерадостных и ярких художников импрессионизма.
180 лет назад в небольшом городке Лимож на юге Франции родился Пьер Огюст Ренуар. Ничто не предвещало судьбы талантливого художника шестому ребенку в бедной семье портного. Однако ребенок оказался настолько одарен от природы, что с легкостью мог выбирать – быть ли ему музыкантом или посвятить себя живописи…

На каждой картине – праздник

В каком бы музее мира вы ни встретили картины этого человека, отданные под них стены покажутся вам самыми радостными, воздушными и притягивающими внимание. Пьер Огюст Ренуар был очень светлым человеком, который по-настоящему любил жизнь, обожал своих детей и всецело отдавался творчеству. Он писал наполненные солнцем сценки монмартрской жизни, женщин, прекрасных в своей природной красоте, ловил и помещал на холст мгновения. Среди любимых тем импрессиониста были Мулен-де-ла-Галетт на Монмартре, сюжеты, подсмотренные на берегу острова Круасси, и портреты французской актрисы Жанны Самари. Ни печальных лиц, ни детских слез, в мире, который рисовал Ренуар, герои и героини живут в гармонии, они ведут беседы, улыбаются, танцуют.
Принято считать, что художник является одним из ярчайших представителей импрессионизма, однако в действительности его работы были представлены лишь в четырех из восьми выставках импрессионистов, а в чистой импрессионистической манере он, по оценкам экспертов, работал не больше десяти лет. Его творческий гений всегда был масштабнее, шире любого стиля и теорию. Он всегда писал, что хотел и как хотел, не сдерживая свою фантазию и творческие посылы рамками тех или иных художественных принципов. Если возникала такая необходимость, мог без раздумий поменять палитру, сократив количество цветов или построив колористическое впечатление на контрастах. Так, например, в его цветовой гамме отсутствовал черный – праздничное восприятие мира не приемлет мрачности. Для некоторых работ и вовсе использовал всего две краски. В поисках новых путей самовыражения Ренуар в какой-то момент отказался от размытых фигур и обратился к графически точным контурам, заполненных ровным красочным слоем. В то же время некоторые ремесленные принципы, выработанные в начале пути, остались с ним на всю жизнь. Вопреки стереотипам о хаосе в мастерской художника, у Ренуара всегда был идеальный порядок и чистота, а бедность научила его в качестве экономии смешивать краски сразу на холсте и покупать грубые холсты в рулонах. И такое отношение к работе – педантичное, сосредоточенное, самоотверженное у него было всегда. И в те трудные годы, когда ему приходилось писать портрет жены сапожника за пару ботинок, и когда ему присвоили статус кавалера Ордена почетного легиона, и даже после того как его разбил паралич. Не желая бросать дело всей жизни, он выучился писать левой рукой, а когда пальцы уже не разгибались, кисть ему привязывали прямо к пальцам. И при этом все мазки он накладывал с исключительной точностью.

Русских покровители искусств

Общественное признание пришло к Ренуару довольно поздно. Лишь на закате жизни живописца его картины заняли достойное место рядом с полотнами великих мастеров в крупнейших музеях мира. В то же время паломничество поклонников не прекращалось и в сельский дом Ренуара. Люди со всего мира приезжали и даже приходили, чтобы посмотреть, как работает мастер, и выразить ему свой восторг. К счастью, благодаря знаменитым русским меценатам начала XX века Ивану Морозову и Сергею Щукину, многие значимые шедевры Ренуара были привезены в Россию. В нашей стране на тот момент не было частных галерей и музеев, и познакомиться с новыми веяниями в современном искусстве можно было непосредственно у них дома. Сергей Щукин сделал коллекцию публичной в 1909 году и иногда сам проводил экскурсии, Морозов предпочитал не афишировать свое собрание и его только в частном порядке. Благодаря деятельности этих двух людей в лексиконе их современников появилось понятие «покровитель искусства». Они во многом способствовали международному признанию французских художников, а некоторых в буквальном смысле поддерживали финансово. Сегодня в Эрмитаже и Пушкинском музее собрана уникальная коллекция французского импрессионизма, сравнимая с парижской коллекцией музея д’Орсе, а под картины одного из основоположников течения выделены отдельные залы.

Сияние чистого гения

В Пушкинском музее в Москве представлены работы Ренуара из личных собраний семьи Щукиных и Морозовых. Меценат Иван Морозов был большим ценителем мастерства этого художника, он владел семью его полотнами. Более того, именно с покупки его работы – портрета французской актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари -зародилась любовь предпринимателя к импрессионистам. Ренуар написал пять портретов этой молодой женщины, два из которых находятся в России: небольшой подготовительный этюд хранится в Пушкинском музее и парадный, в полный рост – можно увидеть в Эрмитаже. Картина, которую специалисты называют этюдом, как будто наполнена светом, кажется, что непоседливая модель вот-вот повернет голову или поведет плечами, настолько точно передан эффект движения. На самом деле внешне легкое, небрежное изображение стало результатом нескольких продолжительных сеансов позирования. Кроме «Портрета актрисы Жанны Самари», в Пушкинском живут еще два полотна из коллекции Морозова: «В саду. Под деревьями Мулен-де-ла-Галетт» и «Лягушатник». Для обеих картин характерно ренуаровское ощущение праздника и жизнерадостность. Интересно, что одновременно с Ренуаром Клод Моне написал картину, где кафе на воде «Лягушатник» было показано практически с той же самой точки. Однако если сравнить две работы, то видно, Моне уделил больше внимания пейзажу и посетители заведения у него второстепенны, а Ренуар демонстрирует увлеченность изображением людей и тщательно прописывает каждый наряд.
Еще две представленные здесь знаковые для биографии художника картины происходят из коллекции Сергея Щукина - «Обнаженная» и «Девушки в черном». Первую из них, на которой изображена натурщица, известная в кругу парижских живописцев под именем «прекрасная Анна», называют самой импрессионистской картиной. Ренуар восхищается естественной красотой девушки, любуется ее мягкими формами, передает холодноватые тени, скользящие по коже, что подчеркивает живую трепетность дышащей теплом человеческой плоти. Неофициальное название картины - Жемчужина. Благодаря скользящим наложенным друг на друга и переливающимся мазкам она в самом деле буквально светится, излучая жемчужное сияние. «Девушки в черном» - картина, написанная Ренуаром в год своего творческого кризиса с несвойственной импрессионизму академичностью и сдержанностью. В 1881 году, когда было создано полотно, живописец говорит «Я дошел до конца импрессионизма». Имеет оно и другие особенности. Во-первых, на холсте нет ни капли черной краски. Модные костюмы молодых парижанок Ренуар писал синим ультрамарином и красным краплаком. Во-вторых, изображение показанной в профиль девушки обрезано, как бывает на фотографиях. Импрессионисты использовали этот эффект, чтобы подчеркнуть естественность происходящего.

Цвет как способ передачи эмоций

В музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге представлены работы Огюста Ренуара из нескольких частных коллекций, среди которых семьи Морозовых и Щукиных. Здесь можно увидеть такие знаменитые работы, как «Пейзаж в Болье», «Общество в Бернавале», «Розы и жасмин в дельфтской вазе», «Яблоки и цветы», «Букет роз». Однако центральное место в творчестве художника принадлежит портрету. К этому жанру относятся представленные здесь большие парные панно «Мужчина на лестнице» и «Женщина на лестнице», изображающие супругов Шарпантье, репрезентативные портреты – например, выполненный в полный «Портрет актрисы Жанны Самари», и камерные: «Дама в черном», «Девушка с веером». Собрание Ивана Морозова представлено тремя картинами: выполненный в полный рост «Портрет актрисы Жанны Самари», «Девушка с веером», «Ребенок с кнутиком». 
В портрете Жанны Самари, как и в предшествующем ему этюде, видна гениальная игра Ренуара со светом: особенно красиво прописан перламутровый цвет кожи актрисы, ее пушистые локоны волос и полуоткрытые в улыбке красные губы. Удивительно, но когда через несколько лет портрет взял на комиссию галерист Дюран-Рюель на него не нашлось покупателей. Тогда Ренуар пришел в негодование, воскликнув: «Они его просто не понимают! Это какой-то обман зрения».
Картину «Ребенок с кнутиком» искусствоведы называют стилистическим гибридом, в котором соединились элементы импрессионистической живописи с несвойственными направлению четкими линиями лица мальчика. Известно, что Ренуар любил рисовать круглолицых, пышущих здоровьем детей с красивыми волосами, одной из его любимых моделей был младший сын Клод.
Еще один типичный образ «ренуаровской женщины» представлен на картине из коллекции Сергея Щукина «Дама в черном». Виртуозные цветовые решения, которые применил здесь художник, становятся отличительной чертой его полотен: черное платье дамы отличается богатством нюансов, это переходящие друг в друга тончайшие градации серого, от приближающегося к черному до серебристого. Интересно, что, по одной из версий, моделью у Ренуара выступала та же самая «прекрасная Анна», что и на картине «Обнаженная», хранящейся в Пушкинском музее.
За свою жизнь Огюст Ренуар написал порядка 600 картин, и в основном это, конечно, были портреты, определенно недооценивая свои способности в жанре пейзажа или натюрморта. Но за несколько часов до смерти 78-летний живописец попросил дать ему кисть, краски и идеально чистую палитру. Эта просьба была продиктована желанием написать собранные для него анемоны. «Кажется, я начинаю в этом что-то понимать», - сказал умирающий художник.

Опубликовано в февральском номере журнала «Русская мысль».