Советская эзотерика 1 часть

Александр Москвитин 1
1 часть

Эзотерика... Кто не слышал этого слова? Кто не всматривался в небо в надежде разглядеть корабль пришельцев, кто не прислушивался к себе в поисках таинственных чакр, кто не искал на своём огороде следы снежного человека, кто не нырял в ближайший водоём, пытаясь обнаружить хоть какую-нибудь, пусть даже микроскопическую, Нэсси?
Чего греха таить, это делали все. Или не только лишь все. Ведь даже ленивому прекрасно известно, что такое гипноз, кто такие экстрасенсы и что обо всём этом сказал сам Глоба.
Но так было не всегда. Когда-то, давным-давно наши не столь отдалённые предки жили на заре новой эры, которую с уверенностью можно назвать эзотерической. Таинственная эзотерика вошла в жизнь советского народа в середине 1960-х, когда началась эпоха "застоя", ностальгически вспоминаемая многими нынешними пенсионерами. Пенсионеры эти в то время были вполне молодыми живчиками, они с восторгом встретили наступление эры эзотерики. И передали этот восторг по наследству своим благодарным потомкам, то есть, нам.
Эпоха "застоя", как известно, закончилась. Потом закончилась страна. Но эра эзотерики продолжается.
Предлагаю вспомнить, как всё это начиналось.

КРИЗИС МАТЕРИАЛИЗМА

Материалистический СССР так и не сумел стать материалистическим на все сто процентов. Марксистско-ленинская теория хоть и объявлялась «вершиной человеческой мысли», универсальной наукой, однако она не давала ответы на самые важные вопросы, терзавшие умы людей на протяжении тысяч лет. Главнейшим из этих вопросов, разумеется, была проблематика жизни и смерти, а также возможного существования загробного мира. Отрицая возможность какой-либо жизни после смерти, марксизм-ленинизм являлся, по сути, учением о построении рая на земле. Таким земным раем должен был стать прекрасный Коммунизм, который, согласно догмам марксистов-ленинцев, является целью существования человечества. Из чего следует, что Коммунизм станет вершиной и итогом человеческой истории и развития вида нomo sapiens. Критики марксизма-ленинизма ещё в советское время замечали, что построение коммунизма, в таком случае, означает и конец истории, а значит, и окончание развития человеческой цивилизации. Чего, разумеется, не может быть по определению. Уже, только исходя из этого, было ясно, что никакой коммунизм невозможен (во всяком случае, в его марксистско-ленинской интерпретации). Впрочем, критическое рассмотрение марксизма-ленинизма в СССР находилось под запретом. Оно именовалось «ревизионизмом» и строго преследовалось. При товарище Сталине ревизионистов всех мастей отправляли в ГУЛАГ на перековку, а самых упорных приговаривали к «высшей мере социальной защиты», т.е. к расстрелу.
В 1961 году на 22 Съезде КПСС партия торжественно провозгласила: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Был разработан и обнародован умозрительный план построения Коммунизма в отдельно взятой стране к 1980 году. Был принят Моральный Кодекс Строителя Коммунизма. Вся эта утопическая бодяга неслась из радиоприёмников и с телеэкранов почти круглые сутки. На фоне «оттепели» (либерализации режима) и успехов в ближайшем космосе завывания товарища Хрущёва о скором построении Коммунизма воспринимались с верой и надеждой. Впрочем, реальность постоянно вносила свои коррективы, и уже к середине 1960-х стало ясно, что пудрить мозги советскому народу необходимо не только баснями о построении Коммунизма, Культом Смерти, Культом Победы и культиками вождей. В СССР начинался период кризиса материализма; теории и практике марксизма-ленинизма предстояло пережить серьёзные испытания в стремительно меняющейся обстановке. Как известно, марксизм-ленинизм этих испытаний не выдержал, одержав тяжелейшее идеологическое, экономическое, политическое и духовное поражение. Уже к середине 1960-х марксизм-ленинизм (советский материализм) терял свои позиции, оставляя после себя пустые места. Эту пустоту следовало чем-то заполнить. Нужно было найти нечто новое, не совсем обычное для советского человека. И это новое было найдено, хотя не таким уж новым оно являлось.

ЭЗОТЕРИКА В СССР

Я говорю об эзотерике. Чтобы заполнить лакуны, остающиеся после уходящего марксизма-ленинизма, советские пропагандоны пошли по стандартному пути, проторенному их западными и дореволюционными коллегами. То есть, обратились к сверхъестественному и потустороннему.
Провозглашённая в СССР «свобода совести» декларировалась в конституции, однако на деле власть продолжала бороться с «пережитками»: товарищ Хрущёв лично пообещал советскому народу «показать по телевизору последнего попа». По стране прокатилась вторая (после 1920-30 г.г.) волна сноса церквей и борьбы с «религиозным мракобесием», с верующими и верой. Как известно, там, где исчезает вера – тут же появляется суеверие. Несмотря на усилия коммунистических пропагандонов, советский человек во многом оставался суеверным. Его знания об окружающем мире, о жизни и смерти были довольно ограниченными. «Самое лучшее в мире советское образование», конечно, постаралось, и «гомо советикус» был создан. Но в голове «гомо советикуса» плескалась пёстрая каша из разнообразных идей: марксизма-ленинизма, религии, суеверий, слухов, домыслов, а также совершенно диких представлений о мире. Советские люди верили в приметы, на каждом шагу божились или чертыхались. Несмотря на очевидные успехи советской медицины (которая всё-таки значительно отставала от западной), мамаши продолжали носить болезных младенцев к «бабкам», то есть, к знахаркам, которые «лечили» детишек заговорами, приговорами, травками и магическими ритуалами (например, выкатывание яйцом детского испуга). Детей тайно крестили и обрезали, народ отмечал религиозные праздники (Пасху и Рождество, Курбан-байрам, Пурим и т.д.), появлялись и разрастались новые секты. Поскольку народ воротило от официоза, от марксизма-ленинизма, следовало направить заблудшее народное сознание в правильное русло. Чтобы, значит, и заблуждения людские находились под контролем ЦК КПСС и КГБ.
В 1957 году в журнале «Знание – сила» была напечатана статья Елены Сапариной «Йоги». Автор рассказывала об одном индийском йоге, которому удалось выжить благодаря своим необычным йогинским способностям. Йога похоронили заживо, однако он сумел восстановить дыхание после извлечения его из могилы. Сапарина отмечала, что «философия йогов лишена классового сознания», следовательно, она должна отвергаться «прогрессивно мыслящими» людьми. Однако интерес к йоге и восточным религиям эта статья всё-таки вызвала. Кроме того, в статье упоминались работы Елены Блаватской, которая являлась непосредственной свидетельницей практики йоги, путешествуя «в степях и дебрях Индостана».
Эзотерические труды Елены Блаватской, как и труды Николая Рериха, Георгия Гурджиева в те времена в СССР не печатались. Однако времена всё-таки наступили «оттепельные», либеральные, а значит, фамилии этих мистиков уже можно было хотя бы произносить вслух. Можно было обращаться к их трудам (хранящимся в спецхранах), чтобы критиковать и развенчивать заблуждения этих мистиков. В самиздате появлялись работы Рериха и Блаватской, формировались первые в Советском Союзе рериховские кружки. Всё это расцвело буйным цветом в период перестройки, однако начало было положено именно в 1960 годах.

В период «оттепели» получило второе дыхание искусство советских гипнотизёров. В СССР они были известны как «артисты оригинального жанра». Гипнотизёры – мастера «эстрадного гипноза» - «чтецы мыслей», «живые счётные машины» выступали в СССР на цирковых аренах и на эстраде, начиная с 1920 годов. Наиболее известными советскими гипнотизёрами были Николай Смирнов по прозвищу Орнальдо (1880-1958), Михаил Куни (1897-1972), Вольф Мессинг (1899-1974), Юрий Горный. Самым знаменитым советским мастером «психологических опытов» являлся В.Мессинг. В Советском Союзе о нём ходило немало легенд, главная из которых гласила, что Мессинг мог получить в Госбанке СССР любую сумму денег, предъявив кассиру всего лишь чистый лист бумаги. Мессингу приписывали гипнотизацию Гитлера и Сталина, ясновидение и другие чудеса. Миф о Мессинге был сфабрикован в советском Агитпропе. В 1965 году в журнале «Наука и религия» были напечатаны воспоминания Мессинга, которые содержали немало выдумок. Статьи о невероятных способностях Мессинга появлялись и в других изданиях. На неискушённого советского читателя такие публикации воздействовали сногсшибательно. Советский человек – строитель Коммунизма – вдруг обнаруживал, что существует некая параллельная реальность, не соприкасающаяся с миром марксизма-ленинизма. В этом новом необычном мире не было классовой борьбы, пролетариата и буржуазии; здесь никто не проводил комсомольских и партийных собраний, никто не строил коммунизм. Вместо навязших на зубах колхозных полей здесь имелось биополе; в неведомом мире не совершали трудовых подвигов, зато здесь занимались телекинезом и телепатией; вместо «вечно живого» Ленина здесь были ещё более вечные пришельцы; а на Красной площади в этом мире возвышалась египетская пирамида.
Это был интересный и таинственный мир, который манил гораздо сильнее, чем скучный советский официоз. Пока радио бубнело о коммунизме, пока «космические корабли бороздили просторы Большого театра», пока физики спорили с лириками о том, кто из них главнее, на авансцене советской истории появился новый персонаж – телепат. По большому счёту, он-то и завладел сердцами и душами народа, «строившего коммунизм».

Телепаты-эзотерики были везде: они проводили «психологические опыты» в цирках и клубах, о них писала пресса, снимали документальные фильмы. В 1961 году вышел научно-популярный фильм «Гипноз и гипнотерапия», в котором публику уверяли, что с помощью гипноза можно избавить человека от алкогольной зависимости и решить ряд психологических проблем. В фильме «Семь шагов за горизонт» (1968) утверждалось, что «человеческий мозг таит в себе колоссальный запас нераскрытых возможностей, которые можно расширить и усилить». В фильме зритель видел, как
- ассистенты преподавателя психологии Н.Свининой различают буквы рукой;
- ассистенты доцента А.Новомейского читают рукой текст в закрытых кассетах;
- преподаватель Горьковского политехнического института П.Шелушков в течение двух секунд извлекал корень 77-й степени из 20-значного числа;
- гроссмейстер Михаил Таль мысленно решал десять шахматных позиций;
-  врач-гипнолог В.Райков погружал помощника в транс и внушал ему, что он Репин или Рафаэль – помощник быстро и ловко набрасывал женский портрет;
- преподаватель Горьковского института иностранных языков Б.Дрожжин водит машину буквально с закрытыми глазами.
Фильм заканчивается словами врача-психотерапевта Владимира Райкова «Дерзайте, вы талантливы. Ваши возможности неисчерпаемы».
В фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) в новелле «Наваждение» обыгрывается сюжет с возможной телепатией главного героя. Его подруга Лида уверяет Шурика в том, что он обладает сверхъестественными способностями:
- Саша, так вы ж телепат! Вольф Мессинг!

Но не только телепатам и гипнотизёрам уделяли внимание советские кинематограф и пресса. В 1970 году вышел научно-популярный фильм «Индийские йоги. Кто они?». Этот фильм потряс сознание советских зрителей, вызвал неподдельный интерес к йоге и Индии (правительство которой возглавляла прогрессивная Индира Ганди).
Йогой заинтересовались широкие слои населения. Ещё в 1960-х в СССР возникли кружки по изучению и практике йоги. В 1963 году в Москве появилась школа йоги. В том же году журнал «Нева» печатал роман Ивана Ефремова «Лезвие бритвы», в котором автор также обращался к восточным учениям, йоге, телепатии, гипнозе и генной памяти, которую учёные пытаются возбудить при помощи ЛСД. Ефремов пытался увязать древность, мистику и строительство коммунизма.
Популярность йоги в СССР стремительно возрастала. В начале 1970-х в журнале «Человек и закон» появилась статья «Йога – увлечение для преступления». Это был сигнал к борьбе против кружков и школ йоги. В январе 1973 года Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР постановлением «О некоторых фактах неправильного развития отдельных видов физических упражнений в спорте» запретил теорию и практику йоги на территории страны. Йогины ушли в подполье, впрочем, не столь уж и глубокое. Уже в начале 1980-х в журнале «Наука и жизнь» прошла серия публикаций о хатха-йоге. Таким образом, йога была реабилитирована.

Параллельный мир был буквально нашпигован таинственным. Советским людям предстояло познакомиться с загадками природы и техники, человеческого мозга и океанских глубин. В конце 1960 – начале 1970-х научно-популярные фильмы становились всё более востребованными советским обществом. Такие фильмы, как «Язык животных» (1967), «Думают ли животные?» (1970), «Я и другие» (1971), «Биосфера! Время осознания» (1974) были с большим интересом восприняты зрителями.
В начале 1970-х в советских кинотеатрах с большим аншлагом прошёл западногерманский документальный фильм «Воспоминания о будущем. Колесницы богов». Потрясённые советские зрители могли узнать из этого фильма, что египетские пирамиды – дело рук инопланетных цивилизаций; что истуканы острова Пасхи изображают пришельцев; что гигантские изображения на плато Наска (Перу) – это взлётно-посадочные полосы, предназначенные для космических кораблей инопланетян. Так советский народ познакомился с одной из альтернативных версий зарождения этого мира, с гипотезой палеоконтакта. Впрочем, некоторые советские фантасты тоже писали книги о палеоконтакте: «Звёздные корабли» Ивана Ефремова (1947), «Звездоплаватели» Георгия Мартынова (1955-1960), «Фаэты» Алесандра Казанцева (1974).
С 1963 года выходит ежегодный научно-популярный альманах «Эврика», с 1965 года – серия одноимённых книг. Всего вышло более трёх сотен книг и сборников «Эврики», посвящённых самым разным вопросам науки, техники, биологии, зоологии, непознанного и эзотерического.

АНТОЛОГИЯ ТАИНСТВЕННЫХ СЛУЧАЕВ

В январе 1965 года читателям журнала «Техника-молодёжи» сообщили о появлении новой рубрики, которая называлась «Антология таинственных случаев». В аннотации было сказано:
«Мы начинаем печатать «Антологию таинственных случаев», Любопытные, до сих пор не разгаданные истории, которые, видимо, ещё долго будут предметом научных споров. Об этом свидетельствует, в частности, и выход в Англии книги Фр.Эдвардса «Страннее всего», главку из которой мы публикуем с научными комментариями.
Мы обращаемся к читателям с просьбой высказывать свои соображения по поднимаемым в антологии вопросам».
Первый выпуск новой рубрики был посвящён вопросу о том, существовал ли двойник у императора Франции  Наполеона I Бонапарта, и кто был отравлен мышьяком на Острове Святой Елены. Видимо, проблема возможного существования в прошлом двойника Наполеона волновала советский народ более всего.
«Антология таинственных случаев» очень полюбилась читателям «Техники-молодёжи». Многие из них начинали знакомство с очередным номером журнала именно с этой рубрики. Выпуски «Антологии» были посвящены самым разным тайнам и загадкам Земли и космоса. Вот лишь некоторые вопросы, которые освещались в «Антологии таинственных случаев»:

- гипноз;
- мумиё;
- инопланетяне (НЛО или, как писали поначалу – УФО);
- есть ли жизнь на Марсе?
- снежный человек или йети;
-палеоконтакт;
- Нэсси (Лох-несское чудовище);
- шаровая молния;
- Бермудский треугольник;
- Тунгусский метеорит;
- филиппинские врачи (хилеры);
- египетские пирамиды;
- Стоунхендж;
- Атлантида;
- янтарная комната;
- смерч;
- телепатия;
- телекинез;
- иглоукалывание;
- лозоходство;
- перемещение во времени и многое другое.

Все статьи о тайнах и чудесах сопровождались комментариями учёных, которые либо лишали очередную загадку эзотерического налёта, либо ограничивались глубокомысленным замечанием о том, что «не стоит делать скоропалительных выводов, необходимы дополнительные исследования».
Кроме журнала «Техника-молодёжи» вопросам эзотерики, тайнам природы, истории, религии, Вселенной уделяли внимание разные издания: «Наука и жизнь», «Знание – сила», «Наука и религия», «Химия и жизнь» и многие другие. Опостылевший всем советский официоз нужно было разбавлять чем-то более читабельным и менее тошнотворным. Эпоха Сергея Дружко ещё не наступила, информации о таинственных и загадочных явлениях было мало, она весьма ценилась благодарными советскими читателями, слушателями и зрителями.

ДОРОГАЯ ПЕРЕДАЧА

В январе 1973 года в СССР началось гонение на йогов, они исчезли из народного поля зрения. Чтобы компенсировать возникший пробел, на Центральном телевидении появилась новая передача, посвящённая вопросам науки, техники, изобретениях, футурологии, философии. Научно-популярная передача («научно-популярный киножурнал») называлась «Очевидное-невероятное», её бессменным ведущим был учёный Сергей Капица. Ведущий и гости программы в основном обсуждали различные проблемы науки и техники. Не обходила программа Капицы и эзотерические вопросы. В ноябре 1976 года зрители увидели выпуск «Очевидного-невероятного», посвящённый Бермудскому треугольнику. Гостем Капицы был кандидат технических наук руководитель отдела подводных исследований Института Океанографии Владимир Ажажа. Этот выпуск программы очень впечатлил Владимира Высоцкого; в начале 1977 года по её мотивам бард написал песню с длинным названием – «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное — невероятное» из сумасшедшего дома — с Канатчиковой дачи». Высоцкий славно поиздевался над Ажажей и всеми эзотериками, которые «кормят, поят нас бермутью»:

Говорил, ломая руки,
Краснобай и баламут
Про бессилие науки
Перед тайною Бермуд,
Все мозги разбил на части,
Все извилины заплёл —
И канатчиковы власти
Колют нам второй укол.
Уважаемый редактор!
Может, лучше — про реактор?
Про любимый лунный трактор?
Ведь нельзя же! — год подряд
То тарелками пугают —
Дескать, подлые, летают,
То у вас собаки лают,
То руины говорят!

Песня разошлась на цитаты и стала поистине народной. «Краснобай и баламут» Ажажа увлёкся инопланетянами и стал ведущим УФОлогом Советского Союза. «Дорогая передача» выходила в течение 39 лет и закрылась в связи со смертью Капицы.

Продолжение следует