Елеонский некрополь. Схимонахиня Христина Диаб

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: Могила схимонахини Христины (Диаб) на нижнем кладбище Елеонского монастыря

Фото матушки Христины   здесь — http://proza.ru/2019/09/04/1647

                http://proza.ru/2019/11/30/2272

                http://proza.ru/2019/11/30/2180

                http://proza.ru/2019/02/14/1442 (косвенно, см. текст)

 
   Утром 26 февраля 2021 года  на 77-м году жизни отошла ко Господу насельница  Елеонской обители РПЦЗ  в Иерусалиме  схимонахиня Христина ( София Диаб; 1944 — 2021), продолжительное время (около 10 лет. - Примеч. автора) боровшаяся  с онкологическим заболеванием.  В тот же день по завершении Божественной литургии состоялись отпевание новопреставленной схимонахини Христины  в часовне Обретения главы Иоана Предтечи. Отпевание  и погребение матушки  на нижнем  монастырском кладбище проводил  архимандрит Иннокентий (Середа).На  похоронах присутствовали только те сестры, которые не имели в тот час простудного заболевания, именуемого в обители "поветрием". Вспышка коронавирусной инфекции добралась и до Елеона. У некоторых пожилых насельниц  врачи подтвердили положительный результат после тестирования на коронавирус. Слег в постель на Елеоне и глава Миссии РПЦЗ, архимандрит Роман (Красовский). Игуменья на покое Моисея (Бубнова); старшая сестра, монахиня Рафаила и монахиня Руфина ( скончалась 2 марта и похоронена 3 марта. - Примеч. автора) находятся в больницах и  подключены  врачами  к аппаратам искусственной вентиляции легких. В кельях лежат  больные ковидом сестры Вероника (Рахеб), Марина (Черткова) и др. Монахиня  Тамара (Хури)  тоже  лежит в келье , нуждается в уходе и  помощи.

  Некоторые молодые сестры не подозревали, что присутствовали на похоронах почившей  русской  "схимонахини" Христины арабского происхождения.(При жизни монахиня Христина  тайно от всех  приняла  в начале 80-х  годов  у греков схиму с сохранением прежнего  имени. Известно, что в 1986 году митрополит Виталий благословил  ей открыто носить схиму. — Примеч. автора).

  Тысячи паломников помнят эту  смуглую, с  красивым восточным лицом русскую монахиню арабского присхождения, принимавшую у свечного ящика в соборном храме записки о здравии и поминовении и вручавшую верующим восковые свечи.  Много лет схимонахиня Христина  выполняла это послушание и однажды со смехом  произнесла  паломничающему  в 2012 году по Святой Земле протоиерею Геннадию (Беловолову):

— Я на этом послушании уже 14 лет, сижу здесь как "королева". — Это так наша матушка игумения Моисея шутит: "Ты там в своей лавке как на троне сидишь..."[1].
Однако за годы служения на Елеоне почившая монахиня много потрудилась и на других послушаниях  во славу Божию и на благо Святой Церкви: повар, трапезарь, церковница, чтица и др.

Схимонахиня Христина была воспитанницей игуменьи Тамары (1890—1979; урожд. Романовой), в миру – княжны императорской крови Татианы, в замужестве – княгини  Татьяны Константиновны Багратион-Мухранской. В 50-е годы  прошлого столетия некоторые состоятельные арабские семьи из числа христиан  стали отдавать своих дочерей «на воспитание к матушке Тамаре». Так случилось и с девочкой  Соней Диаб.  Она родилась  в  арабском поселении Забабдa, что недалеко от современной Рамалы. В монастырь на  горе Елеон Соня  поступила в 1951 году  еще ребенком и сразу  полюбила игуменью Тамару, которую, как и другие ее сверстницы девочки-арабочки, она называла своей "аммой", то есть "мамой".

"...Помню, как в первый же день меня встретила матушка Тамара, — вспоминала  монахиня Христина. — Нас привез из русской школы приходской священник – трех девочек, меня, мать Марию и мать Рафаилу, им было по 12 лет, а мне — 10. Когда наш священник должен был уезжать, матушка Тамара взяла меня за руку и повела вот в  часовню Иоанна Предтечи и стала мне показывать эти цветные окошки — красные, зеленые, желтые стекла. А тут был еще такой синий шарик. А я не понимала: «Чего она меня привела? Это и у нас все есть, потому что в нашей деревне в католической церкви был такой же красочный витраж. Это была не новость для меня». Но она хотела меня убрать на время, чтобы я не видела, как уедет наш священник, хотела отвлечь меня, чтобы я не плакала. А я и так не плакала. Я сразу полюбила монастырь. И для меня наказание было другое — если скажут: «Вот мы тебя сейчас из монастыря отправим домой». Вот тогда я ревела и плакала"[2]. 
 
С детства благодаря матушке Тамаре маленькая Соня и другие ее подружки из числа арабских девочек  полюбили в монастыре все-все русское, даже манные и гречневые «Божьи каши» и красные  русские  борщи.

Схимонахиня Христина (Диаб) рассказывала автору этих строк , что игуменье Тамаре  «нужно было кормить детей молочными продуктами, поэтому в монастыре некоторое время существовала своя небольшая ферма». Выгон для нескольких коров находился к югу от монастырских построек, неподалеку от кладбища, засаженного маслинами. На любительских фотографиях 50-х годов можно видеть матушку Тамару, прогуливающуюся в монастырском саду с разными девочками, в том числе с маленькой  девочкой Cоней и   ее любимым теленком "[3].   

Соня  и другие девочки  желали показать матушке  Тамаре настоящего павлина, крупного гуся, индюка, осленка или лошадь с жеребенком. Этих животных на непродолжительное время и специально для демонстрации юным воспитанницам  привозили по просьбе игуменьи некоторые родственники арабских девочек.  Любопытная Соня  задавала матушке наивные вопросы, например, такой  «Чем отличается конь от лошади и осла?».

Вспоминая игуменью Тамару, схимонахиня Христина говорила  о матушке:  "Она была очень простая. Хотя она была наша настоятельница, но она, бедненькая, ничего, никому никакого замечания не делала" [4]. 
 
Спроси что-нибудь  схимонахиню Христину  о матушке Тамаре,  то сразу заметишь, как  ее смуглое и морщинистое лицо начинает светлеть. Спина ее выпрямляется, как у английской королевы, и на отличном русском языке она, правда, при хорошем расположении духа, может поведать краткую историю о том далеком времени, когда вo главе обители находилась матушка Тамара.
 
Время на Елеоне незаметно  листало страницы  жизни  схимонахини Христины. Одно из последних ее послушаний проходило в храме-часовне святого Иоанна Предтечи на месте обретения его главы. Сюда ее  направили из соборного храма, где схимонахиня Христина однажды не выдержала и отчитала при всех  одну паломницу за ее неподобающий внешний вид. "Вот меня и "понизили", сняли с "королевского трона " для моего же смирения,"- признавалась  матушка.

Схимонахиня Христина снискала искреннюю любовь  не только родных ей по духу сестер Елеонской обители, но и  всех тех паломников, кто успели познакомиться и кратко  пообщаться с ней  не в главном храме, а  на новом  ее месте послушания — в храме-часовне. Здесь она сама часто  спрашивала русских священников: "А Вы откуда будете, батюшка?"

Так это случилось и с протоиерем Геннадием (Беловоловым) из Санкт-Петербурга. Во время завязавшейся беседы с монахиней он спросил старицу:

— Матушка, да вы, наверно, родились монахиней?

— Не знаю… Я знаю точно, что родилась грешной и умру грешной… Надеюсь, что только Бог может меня простить..."[5]. 
 
Схимонахиня Христина поведала отцу Геннадию  и о последних часах жизни    ее                любимой игуменьи Тамары:

— А вы знаете, что матушка Тамара умерла прямо на наших руках, на моих и матери Екатерины. Это было в ее игуменской келье… Как раз в день Успения… Ее в этот день, кажется, причащали. Она сильно болела перед смертью, уже не говорила. <...> И вот когда она умерла, то ее голову положили на мои колени, и я ее держала как живую, боясь пошевелиться. А мать Екатерина и наша больничная, мать Марфа, начали ее поворачивать, а я им кричу: «Осторожно, осторожно — ей может быть больно!» А ведь мне было уже 35 лет, я не могла поверить, что она умерла! Все думала, ей больно будет. Забыла, что она уже умерла, и ее телу уже ничего не будет больно. И это осталось в моей памяти навсегда. Она умерла в 1979 году, в половине четвертого после обеда"[6].
 
...В февральский день, когда схимонахиня Христина отошла ко Господу, я  сразу же позвонил в Москву и сообщил печальную новость своей знакомой Веронике Рогозиной (род. в 1960 году),  часто паломничавшей в  Святую Землю и останавливавшейся в Елеонском монастыре:

   — Я не очень хорошо знала матушку  Христину. Oна несла послушание в часовне усекновения главы Иоанна Предтечи. А мы являемся прихожанами московского храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братеево. Поэтому  с паломниками часто бывали  в часовне и общались с монахиней Христиной. Однажды я шла в свободное время из гостиницы к трапезному храму и увидела эту добросердечную матушку, сидящую на лавочке возле храма. Я подошла, поздоровалась с ней. Она пригласила присесть рядом. Показала мне деревянных верблюдиков, вырезанных из дерева - такие забавные поделки. Она рассказала, что купила их  для мальчиков, детей своих родственников, кажется — племянницы.

Монахиня специально заказывала эти игрушки одному арабу, который  наконец доставил просимое.

— Вот теперь надо сходить, деньги отнести. Мальчишки будут довольны, — произнесла она, — я радуюсь.

Я предложила сходить вместе, так как мне спешить  было некуда, поэтому  могла  составить ей кампанию. Мы вышли из ограды монастыря и направились к "Стопочке", где  продавец-араб  собирал со всех плату за посещение святыни. Я тогда тоже купила там  сувенирчики своим мальчишкам. Заодно вместе с матушкой Христиной помолились и приложились к святому месту. Данью нас  в этот раз не облагали... Помню, я чувствовала там  ту радость, которую испытывала и монахиня за своих маленьких родственников. Ее радость передавалась и мне.

Однажды на сайте Сретенского монастыря в альбоме фотографий  о поездке монахов и учащихся семинарии на Святую землю, я увидела фотографию монахини Христины. Было приятно, как будто-бы встретилась с нею вживую.

<...>

В другой   поездке по Святой Земле я   посетила с группой  новые для меня места, в том числе храм на месте исцеления Спасителем десяти прокаженных. Это был приходской храм для местных арабских жителей. После Евангельского чтения и молитвы в нём, мы вышли какими-то изменёнными и преображенными. А перед отъездом там нам предложили чай и  что-то ещё, не помню уже. Примечательно то, что предлагала нам отдых и питьё одна из многочисленных родственниц матушки Христины, как помнится, её племянница, прихожанка этого храма. Потом я узнала, что матушка  Христина тяжко больна. У нее рак. Она долго и упорно лечилась. Приняла схиму.  Её просили молиться об имеющих немощи винопития.

   Вот такие мои совсем небольшие штрихи к портрету схимонахини Христины. У меня остались очень светлые воспоминания о ней... Упокой, Господи,  с миром душу новопреставленной рабы Твоея схимонахини Христины! И прости ей вся согрешения вольные и невольные".

   Несмотря на тяжелую болезнь, схимонахиня Христина никогда не падала духом и до последних своих дней была добра  и благочестива. У постели больной  поочередно находились елеонские сестры и читали  акафисты и молитвы. Схимонахиня мучительно уходила из жизни.

Появление моей  книги  "Игуменья Царского Рода" о матушке Тамаре было бы невозможным без участия многих елеонских монахинь, в том числе и схимонахини Христины, в разные  помогавшие в работе над рукописью.  Схимонахиня Христина оказывала поддержку, бескорыстную помощь и предоставила в дар не только  ценные  материалы об игуменье Тамаре, но и несколько исторических фотографий о жизни обители и лично о своей  долгой жизни на Елеоне.

    Да упокоит Господь  душу cхимонахини Христины  в селениях праведных! Вечная память  о  новопреставленной елеонской старице Христинe! 

Примечания

[1] Беловолов Г., протоиерей. Княжна Романова - Игумения Горы Елеонской// Электронный ресурс "livejournal"

[2] Там же.

[3] См.: Холодюк А. Игуменья Царского Рода. Княжна Татьяна Константиновна, Елеонская игуменья Тамара.— М.: Издательство Фонда Великого Князя Сергея Александровича, 2018.

[4] Беловолов Г., протоиерей.  Княжна Романова - Игумения Горы Елеонской...

[5] Там же.
   
[6] Там же.