Богиня Любви

Ирина Воропаева
 
          День обещал быть самым обычным. Сергей спешил по делам, сливаясь с потоком людей, также спешивших по делам, уже поглощенный стоящими перед ним задачами, еще не отделавшийся от мыслей о доме, где он, возможно, опять забыл выключить свет в ванной, но, скорее всего, все-таки выключил, - и вот, это произошло на станции метро, когда он ждал на перроне поезд, одновременно запихивая в карман проездной билет и вытаскивая оттуда же носовой платок, а она спускалась вниз по лестнице.

Подхваченный золотистым пояском красно-коричневый свитер - искусно вывязанный геометрический узор показался аллюзией на эллинский мотив, дошедший до современности, избежав забвения и тлена. Солнечно-русые волосы. Медлительная важность походки. Недоуменный взгляд, обращенный прямо на него, Сергея, слишком очевидно застывшего перед этим сиюминутным чудом, явившемся ему в озарении ослепительного искусственного света на фоне толчеи часа пик, а поезд уже клацнул механическими челюстями дверей и стремительно удалялся в разверстый зев туннеля… все, упустил, но даже не заметил, как… и тогда она ему улыбнулась. Нет, иначе - словно снисходя с высоты трона сиятельной юности, одарила его улыбкой.
***

         - Находки из кургана, совсем недавние. Я писал об этом обзорную статью. Считаю, что мне с этим тогда повезло…

Выставка была великолепной, не по богатству и многочисленности экспонатов, но по их значимости, определяемой подлинной принадлежностью к полумифической эпохе, когда мир еще не утратил простора первозданности, и ковыльное серебро, колеблемое знойными ветрами, заливало сарматские степи, чтобы где-то за далеким горизонтом окунуться во вспененную соль морского прибоя.

Хотя событие имело место несколько месяцев назад, но Сергей все еще не забыл тот восторг, который оно у него вызвало, и при возможности с удовольствием продолжал делиться впечатлениями. В этот же раз возможность выдалась вообще особенная, в связи с чем восторг удваивался.

- Статуэтка Афродиты, играющей на арфе, жемчужина коллекции. Подумаешь, всего-то кусок обожженной глины. И невелика совсем, и никаких особых изысков. Но композиция, пластика… Какая поза, сколько достоинства и неподдельной грации. Достаточно одного взгляда, чтобы понять и проникнуться - бесспорно, богиня. Я просто заболел ею тогда, не мог наглядеться и был счастлив, что удалось купить копию. Пусть подделка, и грубовата, но не пластмасса какая-нибудь, тоже керамика, натуральный материал. Возьмешь в руку – кажется, что ладонь согревается. А цвет… Красные глины, из которых делается терракота, насыщены железом, отсюда этот цвет – чистый, радостный, праздничный, живой. И посмотри – поверхность пористая, подобно коже, будто бы тоже дышит.

- И ты говоришь, что во мне есть сходство с этой терракотовой Афродитой? Я была бы такой, только если бы на солнце обгорела.            
- Не внешне, по сути, по тому теплу, по той экспрессии, которые в тебе заключены. Хотя и внешне – те же плавность линий, округлость форм… Достаточно одного взгляда – богиня. Ты моя богиня. 
***

          Словно в стылый осенний вечер сидишь возле печки в деревенском доме. Красно-золотой огонь горит, слепя глаза, и жар окутывает мягким согревающим покрывалом, проникая внутрь так глубоко, что начинают плавиться кости. И приятная тяжесть, и сладость дремотного меда, и время остановилось… Ты понимаешь, что происходит ворожба, древняя, первобытная, но не можешь, да и не хочешь ей противиться, и вот тебя уже почти нет - есть только пламя, идущее навстречу, вовлекающее в себя, целиком, без остатка, и его дыхание – дыхание живого вулкана, ставшее твоим. Так обжигают глину, чтобы она приобрела прочность камня. Но даже если человек – персть земная, согласно преданию, то легко ли выдержать огненный обжиг?            

          Сначала все шло замечательно. Случайная встреча с прекрасной незнакомкой в условиях перегруженного утреннего метрополитена с неожиданной простотой и естественностью переросла в близкие отношения. Люба была чудесной девушкой: общительной, умной, откровенной, деятельной, жизнерадостной и, оправдывая свое имя, любвеобильной. А до чего собой хороша! Целый век смотри – не насмотришься. Еще вчера Сергей о такой подруге мог лишь мечтать, в связи с чем потерял голову и чувствовал себя так, словно зимой зацвели сады.

Но сады продолжали цвести с прежней интенсивностью, а голова понемногу начала вставать на место. Люба пронизала все его существование своим колоритным присутствием. Она была с ним всегда и везде, постоянно звонила, неизменно находилась рядом, влияла на его быт, работу, знакомых, заполняла все мысли, определяла все чувства. Ему стало казаться, что он теперь смотрит на все вокруг ее глазами, что его без нее словно бы уже и нет вовсе. И однажды он испугался, что она его не просто подчиняет – поглощает, и даже подумал о том, что в старину подобное состояние недвусмысленно называлось «околдовала».

- Но, если мы любим друг друга, о каком личном пространстве ты вдруг забеспокоился? – спросила она его, когда он вдруг не вытерпел и выложил все, что накопилось, и оказалось, что это в основном раздражение и протест. - Если мы вместе, то при чем здесь твоя мама с ее подозрительностью и Марина, которая до сих пор не сумела выйти за тебя замуж? Как можно не жить под одной крышей, и что такое семья без детей? Я не понимаю.

И круглый подбородок Любы задрожал также, как и ее голос.

- Только не плачь! – взорвался Сергей. – Этого еще не хватало. 
***

          Осколки терракотовой Афродиты лежали на полу, словно лепестки осыпавшейся красной розы. В разломах глина была такой же яркой, как и на поверхности, наводя на мысль не только о царице всех цветов и цветке богинь, но и о крови, которой положено пульсировать внутри живого существа.

- Люба собирала свои вещи и случайно разбила статуэтку.
- Она ушла?
- Нет, что ты, это не в ее стиле. Сидит на балконе, на свежем воздухе, тебя дожидается. Здесь ждать не захотела.   

Выслушав мамино сообщение (хорошо, что в качестве комментариев использовались только интонация и взгляды, впрочем, весьма говорящие), Сергей помедлил, прежде чем выйти на балкон.
- Решила уйти – так пусть уже идет. Какие тут еще разговоры? С души воротит… Но как же так - мы в самом деле расстаемся? И до такого дошло! Однако пути назад нет, все равно это уже была не жизнь… Что делать, если отношения себя исчерпали.

Вздохнув поглубже, Сергей подошел к балконной двери и отдернул легкую штору. Но на балконе было пусто. Видно, Люба передумала относительно заключительного объяснения и ушла, настолько незаметно, что ни пол не скрипнул, ни дверь не хлопнула. Только ветерок прошелестел теплым дуновением июля над оранжевыми настурциями в керамических вазонах вдоль перилл.

Вот так и случилось, что прощальный разговор не состоялся, в полном соответствии с нежеланием Сергея его проводить, но затем вместо него имела место другая беседа – не в этот час, в другой день, после многих истекших дней и ностальгически оплакавших разлуку осенних дождей, и не с Любой, а наедине с самим собой и без необходимости произносить слова вслух.   
***   

         - Богиня Любви, могущественная! Взываю к тебе, заклинаю тебя, приведи ко мне того, соедини меня с тем, кто возжелает меня, откроет мне сердце и разделит со мной ложе и жизнь!

- Это что-то из языческих заклинаний, скорее, их современная адаптация.
- Не так важно, главное – посыл.
- Я никогда не говорил ничего подобного.
- Может быть, и не говорил, но я услышала тебя. Это были твои мысли, твои чувства. Ты позвал Любовь в свою жизнь. Ты ведь хотел именно такой Любви, полной страстного влечения, пылкой, искренней, глубокой, настоящей.
- Да, вероятно.
- Любовь - такая же природная стихия, как и любая другая. Люди, являясь частью природы, отдалились от нее и плохо понимают некоторые вещи. Нужно подумать, прежде чем привлекать к себе эту силу: готов ли тот, кто просит о любви, принять ее, со всеми радостями и печалями, которые она принесет; готов ли беречь ее подобно ценнейшему сокровищу, служить ей, не только приобретая, но и отдавая - ни много ни мало всего себя. Ты не подумал, и ты не был готов.
- Но я понял теперь и в следующий раз не совершу ошибку.

На этом месте, хотя диалог протекал в фантазийном формате, являясь плодом воображения, Сергею показалось, будто богиня слегка усмехнулась, и это означало, что следующего раза не будет: упущенного не воротишь. Он похолодел от ужаса, однако затем справился с собой – и оставил себе надежду. Ведь склеил же он разбитую статуэтку, и сарматская Афродита снова красуется на книжной полке в его комнате, рдея пламенным красно-коричневым цветом терракоты, наигрывая на своей арфе вечную мелодию любви.   
01.02.2021
***   ***   ***

Иллюстрация: статуэтка богини Афродиты, играющей на арфе-тригоне.
Высота изделия – 12,7 см, материал – терракота. Первая половина I в. н. э.

Была обнаружена в 2015 году специалистами ГАУК РО «Донское наследие» при проведении охранно-спасательных раскопок курганного могильника «Камышевахский XI» в связи с запланированным строительством аэропортового комплекса «Платов» в Аксайском районе Ростовской области.

Этому раритету посвящена отдельная историческая заметка из цикла публикаций Азовского музея-заповедника к 2500-летию Боспорского царства: «Предметы культа Боспорского царства», «Терракотовая Афродита из сарматского кургана».
http://www.azovmuseum.ru/news/24682.html