Экстрим на пассажирской ракете

Анатолий Бызовской
Белые чайки Печоры, пассажирские суда на подводных крыльях. Это ласточки, несущиеся над водой со скоростью шестьдесят километров в час. Но, за этой красотой, скрывается тот нелегкий труд судоводителей, которые управляют этими судами.

Особенностей управления этими судами, очень много – это и скорость, и ограничения судового хода по ширине, в межень мелководье, неимоверные радиусы закруглений судового хода, интенсивность движения судов, работающие земснаряды… углубляющие судовой ход.

И остановить моментально, в критических случаях, такое судно на скорости и с пассажирами на борту, просто невозможно. И такая практика, управления этими судами, приходит со временем. Поэтому, на эти суда назначались специалисты, со стажем работы, и отличными характеристиками. И весь командный состав это – капитаны, капитаны дублеры.
 
Ракеты работают на участке ПЕЧОРА – НАРЬЯ–МАР, это участок протяженностью восемьсот километров. Вначале пробовали проходить это расстояние за один день, но это четырнадцать часов пути, получается в нарушении режима рабочего времени, и пришлось отказаться.

 Сейчас, пассажиры и команды, отдыхают в середине пути на пассажирском дебаркадере, где есть гостиница для пассажиров и комнаты отдыха команд. И рейс становиться протяженностью в двое суток.

 С годами, как-то все узаконилось и пришло в норму. Пассажирские "РАКЕТЫ", в свой первый рейс, выходят, когда начинает спадать уровень воды на Печоре, и устанавливаются в населенных пунктах пассажирские пристани. Так и наша РАКЕТА, уже делала второй рейс и никаких неожиданностей уже не должно быть. Пассажиры на пристанях менялись, а кто-то ехал до конечного пункта.

 До Нарьян-Мара оставалось уже менее ста километров пути, когда погода начала портится, подул северный ветер разгулялась волна, пошел мелкий, противный дождь. Но ничего критического не было. На такой волне, РАКЕТА с легкостью скользила по ним, слегка вздрагивая.

Мы стоим на пристани, деревни Медвежка, на борту у нас шестьдесят человек - полная загрузка. А на пристани стоят тридцать человек со следующей деревни, "Хангурей". Как я, понял, их привозили готовить, после весеннего паводка, сенокосные угодья.

Деревня, находится в двенадцати километрах отсюда, а кроме, как по воде туда никак не добраться. На улице идет мелкий дождь, температура здесь в Заполярье - плюс шесть градусов. И с такой мольбой в глазах, эти люди, просили довезти их до дома, что вопреки, всех правил и норм, мы сжалились – не предполагая, что нас ждет впереди. Посадили на борт.
 
 С такой нагрузкой Ракета, конечно - на "крыло" не выйдет, как и не взлетит самолет. Крылья имеют одинаковый принцип и геометрию. Но, "Ракета", еще может только приподняв корпус, скользить по воде со скоростью сорок км в час.

 Расстояние здесь всего двенадцать километров, и на все про все нам надо, чтобы пройти это расстояние всего около двадцати минут.

 Мы отошли от пристани, через километр, река делает крутой поворот под девяносто градусов и мы, повернув – оказываемся навстречу дующему штормовому ветру.

 Участок, прямой и ветер здесь разгоняет волны, огромных размеров, и они своей мощью встретили наше судно. Благодаря устройству РАКЕТЫ, что «крылья» под водой, судно на волну не поднимается, а она накрывает корпус судна и расплескивается через рубку. Развернутся, просто невозможно, борт теплохода, такой волне, подставлять нельзя.

А впереди волны шли с нарастающей высотой и силой.  Стоять и не двигаться мы тоже не можем, нам просто не хватит в таком режиме надолго топлива. За штурвалом стоял капитан - дублер, исполняющий обязанности в этом рейсе – капитана. От волнения и не зная, как нам быть, руки у него дрожали, лицо было серого цвета.

 Я старше его на пару лет, побывал во многих передрягах и хладнокровно пытался, что-то придумать. Слева от нас был довольно большой остров, за островом летом сухо, но сейчас там пески залиты водой.

Я, встал к штурвалу, и мы решили попробовать уйти за остров. Не подставляя борт волнам, а идти немного вразрез им, мы начали тихонько туда пробираться. И спустя какое-то время мы были уже за островом, здесь уже было практически тихо. Обогнув остров, перевалили к подветренному берегу мы смогли подойти к пристани.

 Пассажиров едущих до этой пристани - высадили, а что делать дальше! Электричества на пристани нет, топлива для работы двигателя в обрез, на борту шестьдесят человек, а на улице всего плюс шесть градусов.

 До Нарьян-Мара осталась одна остановка, последний населенный пункт. А впереди – "Оксинское плесо", самое глубокое и широкое место на Печоре. Чтобы там пройти нечего и думать. На той стороне, на песках волна поменьше, ширина здесь около двух километров.

И мы решаем, как и первый раз тихонько вразрез волн, пересечь этот бурный поток волн. Волны накрывали корпус судна и перелетали через рубку, но "РАКЕТА", тихонько пробиралось к тому берегу. Мы, благополучно добрались до противоположного берега и по залитым пескам, где волна не имела такой силы, дошли до следующей пристани, она находилась за песками в старице.

Куда ни ветер, ни волны не попадали. Топлива, для работы дизеля, оставалось не более чем минут на десять, его в трубке показания уровня уже не было видно. И к нашему счастью, здесь стоял, выгружался сухогрузный теплоход нашего пароходства. И мы сразу подошли к нему.

 Без всяких проволочек, мы получили нужное количество топлива и пошли к пристани. Произвели высадку, посадку пассажиров, а затем стали решать, как быть дальше. На пути к конечному пункту, стоят два больших острова, которые ограждают попадание тех огромных волн, которые беснуют на плесе.

 И мы решаем, спокойно воспользоваться этим преимуществом. И прячась за этими островами, движемся вне судового хода, что вопреки правил - приходим к намеченной цели в порт – Нарьян-Мар.

Через двое суток мы были в Печоре.  Я, остался на четырехдневный отдых А, Владимир так звали моего командира прошлого рейса с капитаном ушли в рейс. Но через день домой пришел посыльный – Срочно прийти в пароходство!

Я, узнаю, что сегодня за штурвалом "РАКЕТЫ", умер – капитан-дублер Володя Хозяинов. А, мне на вертолете срочно вылететь к месту стоянки "РАКЕТЫ". Я, прилетел, а Володю обратным рейсом доставили в Печору.

Видимо предыдущий рейс, со всеми экстремальными условиями и переживаниями, оставили свой след в организме Владимира. А, когда они подходили к месту тех событий, трех дневной давности – это напряжение которое было видимо внутри – «Взорвалось.»

 Просто, повторно в представлении этого экстрима- "Ракеты" на волнах -  сердце Владимира не выдержало. Хотя погода была в этот день идеальной.