Образ чеченца в фильме Невзорова Чистилище

Андрей Иванович Ляпчев
Художественный фильм "Чистилище", - снятый А.Г. Невзоровым по собственному сценарию, -  первые зрители увидели в 1997 году, а действие происходит в городе Грозном 4 января 1995 года...
Сам Невзоров утверждал: "Это действительно тот первый случай, когда я ничего не придумал, а просто все виденное своими глазами запомнил и воссоздал. У меня нет вымышленных героев, а все имена - подлинные".
Высказывание несколько странное: ещё до начала съёмок "Чистилища" Невзоров стал знаменит, как автор многочисленных документальных репортажей. Неужели в каждом документальном репортаже ему приходилось что-то придумывать? И разве может  человек, привыкший что-то придумывать даже в документальных репортажах, вдруг резко отказаться от этой привычки при работе над художественным фильмом?..
Я не собираюсь "цепляться к словам", готов согласиться, что "ничего не придумал" - это всего лишь метафора, которую не нужно воспринимать буквально... Но в фильме есть персонаж, вымышленный практически полностью: бывший хирург грозненской больницы, а ныне "командир подразделения вооруженных сил республики Ичкерия Дукуз Исрапилов"...  Здесь "подлинной" является лишь фамилия: "Исрапилов". Одним из дудаевских командиров был Хункар-Паша Исрапилов. Невзоров его никогда не видел, но маститому репортёру  чем-то понравилась фамилия...
Каким образом хирург стал командиром подразделения не поясняется. Бой происходит на развалинах той самой больницы, где когда-то работал Дукуз, больница уже "пять раз из рук в руки переходила", но не понятно, участвовал ли Дукуз в предыдущих боях. Нет и намёка на то, что Дукуз мстит за погибших товарищей, за разрушенный город... Его волнует совсем другое: неподготовленность российских солдат к штурму Грозного, угнетенное моральное состояние плохое материальное обеспечение врагов... Вроде бы радоваться должен, а он переживает...
Радует Дукуза другое: возможность похвастаться дорогими вещами,  которые у него есть. Вот здесь всё "от души"... Он самодовольно сообщает русскому полковнику: "У тебя рация - говно, а у меня - японский радиосканер. Понял!" Демонстративно закуривает дорогие сигареты. Перед лейтенантом-танкистом Дукуз хвалится своими часами: "Это "Ролекс", пять тысяч долларов! Ты видел когда-нибудь пять тысяч, лейтенант!? Это полчемодана!"
Но здесь Дукуза явно "занесло". Конечно, если пять тысяч долларов десятицентовыми монетами - полчемодана наберется. Но и на Кавказе, и в Москве в обращении были банкноты, а не разменная монета. Пять тысяч долларов стодолларовыми купюрами - это всего пятьдесят бумажек, полкорешка, легко в кармане поместятся... Вообще непонятно, откуда и зачем в фильме появились эти "полчемодана"...
Не буду дальше гадать, есть у Дукуза и умные высказывания. Вот, возможно, пожалуй, лучшее: "Я тебе пришёл рассказать, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришёл ко мне домой. Это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку. А ты, ты за что дерёшся здесь, лейтенант?"
И ведь действительно: многие чеченцы могли тогда сказать так!..
Многие, но не все.
Настоящий Хункар-Паша Исрапилов, к примеру, до начала Первой чеченской войны дважды воевал "в чужом доме, на чужой земле": в Абхазии и в Нагорном Карабахе. Так что здесь принципиального отличия между ним и русскими офицерами нет...
А киношный Дукуз - он ведь только  декламирует... За что он дерётся - по фильму непонятно. Почему в "его доме" собралось столько мрази? В его "подразделении" чеченцев немного, в основном отморозки из разных стран, которым нравится отрезать головы и гениталии живым людям, мочиться на трупы... Дукуз называет своё воинство: "Мои орлы... воины Аллаха". Но это он кривляется...
Дукуз не понимает, что такое "честь", "совесть", "отвага". Он предлагает своему врагу, тому самому танкисту-лейтенанту,  за деньги предать товарищей: "Я перед тобой не буду кривляться. У нас в армии Ичкерии с танкистами сложности. С хорошими танкистами. Соображаешь?"
Сам Дукуз не мог сообразить, что кто-то способен отказаться от "заманчивого предложения". И когда российский танкист вместо того, чтобы перейти на сторону противника, открывает огонь по наёмникам, у Дукуза начинается какая-то бабья истерика...  Хотя в нескольких сценах Дукуз говорит по-чеченски, истерит по-русски, "позабыв родную речь"...
"Орлам Дукуза" удаётся взять в плен израненного танкиста, потерявшего руку и обе ноги. (Здесь со стороны Невзорова явный перебор в натурализме.) И бывший хирург приказывает... распять отважного врага. Иного способа излить своё бешенство "злой чечен" не находит...
А зачем? Зачем распинать?
Когда-то в Древнем Риме такая казнь считалась позорной, но это было очень давно. Ни мусульмане, ни, тем более, христиане такую смерть недостойной не считают... Понятно, что Невзорову в то время был нужен подобный символ, но уж очень вычурно получилось...
Почитатели Невзорова, - а они и сейчас ещё имеются, - могут заявить: "Да среди чеченцев ещё хуже были!"
Что "хуже были" - поверю. И хуже были, и лучше были... "Таких" не было.
У Невзорова получилась глупая карикатура с претензией на "правду"...

Дополнение от 28.02.2021

Генеральным продюсером фильма был знаменитый российский олигарх Борис Абрамович Березовский (БАБ).. Он платил и он определял идейное содержание, сверхзадачу "Чистилища".
Многие люди относились к этой войне резко отрицательно и обвиняли в развязывании войны Ельцина, тогдашнего Президента России. Березовский был сторонником Президента. В фильме зрителям внушается, что политическое решение о начале военных действий было правильным. Вся ответственность за многочисленные жертвы среди российских солдат ("груз 200") лежит на руководстве министерства обороны во главе с Павлом Грачевым, из которого сделали главного "козла отпущения". Что характерно: жертвы среди мирных жителей в фильме не показаны. (Вот такая "правда о войне".)