Эзотерическая Концепция мироздания в моём прочтени

Пермский
         Эзотерическая Концепция мироздания в моем прочтении

1. Методология построения умозрительной модели мироздания

Невозможно построить умозрительную модель рассматриваемого предмета, не определившись с методом построения этой модели.
Содержательной стороной модели выступает знание о предмете исследования, излагаемое в умозримой модели. Формальной же стороной выступает логическая система выражения модели в языковом тексте. Текст, знаково обозначающий содержание умозримой модели, выступает формальной логической системой,  описывающий умозримую модель по правилам логики.

1.1. Диалектический способ/метод описания мироздания. Логика и «реальность».

Я придерживаюсь диалектического способа описания предмета рассмотрения. В этом способе предмет рассматривается в единстве своих полярных признаков, свойств. Полярные свойства исключают, отрицают друг друга, при этом находясь в неразрывной связи между собой, в единстве их принадлежности одному предмету. В таком описании предмет оказывается разом нетождественным своим свойствам и тождественным им. Так, предмет не является целым, ибо целое – это не частное, а в предмете мы обнаруживаем множество частностей. Но и предмет не есть (не сводится) частное, ибо части предмета заключены в предмет как в целое. Так что же есть предмет – целое или частное? Он есть разом и то и другое. Он есть третье целого и частного – единство, заключающее в себе и целостность и частность (участненность).
Особенность логического описания мироздания заключается в том, что в логике всё элементное содержание системы-модели мироздания выступает в одном статусе «реальности», как элементы одной логической системы. Эти равные по статусу элементы логической системы есть понятия, которые в логике фигурируют обозначающими их словами, терминами. И это принципиальная особенность любой формальной модели. Всё, что есть вне логики, в логике представлено словесными обозначениями соответствующих понятий умозрения человека.
То есть логика является способом выражения мыслимого человеком мироздания в форме словесно-знаковой, схематической модели мироздания.

1.2. Монизм Единого и дуализм проявленного мира.

Коль методом описания мироздания в логической модели избрана диалектика, следует рассмотреть вопрос соотношения принципа монизма/недвойственности и дуализма/двойственности в предлагаемой концепции.
Недвойственность заключена в понятии Единого, Абсолюта, в котором мир сокрыт (потенциален) до своего проявления к существованию (актуализации). В Едином отсутствует какое-либо разделение на двойственность полярных пар, в которых полюсы исключают друг друга. Отсутствует поляризация различного. Всё в Едином пребывает нераздельно слитно – в потенции.
Дуализация возникает при проявлении к существованию мира. Разделение Единого на предметное многообразие  мира, на полярные признаки предметов мира есть переход в модели мироздания от монизма Единого к дуализму проявленного (актуального) мира.

2. ГНОСЕОЛОГИЯ

Теперь следует перейти от методологии к гносеологии моей концепции.
Нужно рассмотреть вопрос, что есть принципы-основания мира.

2.1. Абсолют.

Этот принцип есть ответ на вопрос, что является Субстанцией (Источником, Причинным основанием) мира.
В концепции эзотеризма (главным образом теософии) Абсолют есть безличный принцип (в отличие от авраамических концепций). В философии западного мира аналогом Абсолюта выступает понятие Субстанции causa sui.
Абсолют имеет множество поименований. Это и Единое/Одно, и Беспричинная Причина/Бескорний Корень, Абсолютная идея, Абсолютное Я Фихте.  Наличие множества имен у Абсолюта/Субстанции свидетельствует о наличии безличного принципа в основании различных концепций выдающихся представителей западной философии и философских течений востока, представляющих собой вариации-трактовки некоего эзотерического Единого Учения о мироздании.
В современной российской философии Абсолют представлен понятиями Умопостигаемый Универсум Е.М. Иванова, Универсус событий А.В. Болдачева, которые я анализирую в своей работе «Анализ концепции сознания в квантовом мире по статье Иванова Евгения Михайловича «Наука и идеализм»» и работе «Темпоральность и её место (статус) в системе философских категорий» по книге А.В. Болдачева «Темпоральность и философия абсолютного релятивизма»,

     2.2.  Пространство и время, или  два аспекта Абсолюта – его Абсолютные Пространство и Движение. Сознание.

Этот двуаспектный принцип отвечает на вопрос, где располагается мир и как возможно его изменение-развитие. Проявление мира свершается в Абсолютном Сознании, в котором предметы мира пребывают и претерпевают изменение/движение на протяжении их проявленного существования. Сознание есть место-пространство, в котором пребывают предметы/явления/события мира. И во втором аспекте Абсолюта Сознание есть Движение/Время – способ существования предметов в их переходе из одного пространственного состояния в другое, известный как становление, или процессуальность предметов в их событийном существовании.

2.3  Периодичность (Проявление-Исчезновение).

Второй аспект Абсолютное Движение представляет мир как всеобщую периодичность триады «возникновение-существование-исчезновение». Этому принципу периодичности проявления соответствует выражение «ничто не вечно под луной», или «всё, что имеет начало, имеет и конец».
Для мира в целом эта периодичность движения-времени именуется двумя фазами. Фаза проявления Абсолютом  мира к существованию и фаза поглощения мира Абсолютом. На санскрите фазы именуются манвантарой и пралайей.

2.4.   Субъект-Объектный мир в Сознании.

Как только от Абсолютных Принципов – исходных аксиом эзотерической концепции - переходим к проявлению мира, вступаем в область дуального. Духа/субъекта нематериального и материального объекта. Сознание, как место расположения/вмещения  мира, включает два аспекта Абсолюта дух/субъект и материя-субстрат/предмет-объект.

2.5.  Различение субъектом объектов - основное гносеологическое отношения субъекта и объекта.

Проявление мира к существованию заключается в различении объектов субъектом из их нераздельной слиянности в Абсолюте в раздельное существование в сознании субъекта.

 2.6.  Субъект-Брама и субъекты существа. Индивидуальное сознание.

Поскольку проявление предметного мира к существованию есть прерогатива субъекта/духа то в масштабах мира в целом (в нашем понимании - вселенная), то мир-вселенная различается как объект вселенским духом – вселенским Субъектом Брамой, или вселенским Логосом (Космическим Разумом). По мере дифференциации мира из слиянного единства Абсолюта и умножения предметного многообразия мира мировой дух (Субъект Брама) также дифференцируется на условное разделение на мириады частностей – субъектов, пребывающих в каждом предмете мира (в каждой сущности и каждом существе). А Сознание вселенского Субъекта Брамы дифференцируется на индивидуальные сознания субъекта каждого существа.  Точнее говоря, индивидуальность сознания и субъектности обретается начиная с уровня организации существ, именуемых высшими животными и человеком разумным.

  2.7.  Объектность мира. Сложность субъектов.

Объектный предметный мир, как отмечено выше (2.5.), есть следствие различения Субъектом/субъектами. В этом различении объектов, различения объектного мира субъекты находятся в неодинаковом положении по отношению друг к другу. Одни субъекты различают множество объектов (человек), другие несравненно меньше объектов способны различить (животные, растения, микроорганизмы). Этот разный статус способности субъектов к различению определяется различной сложностью субъектов. Самый сложный из субъектов – это вселенский Субъект/Дух-Брама, или вселенский Логос. Он различает в качестве объектного мира всё предметное многообразие вселенной. Человек по сравнению с Брамой различает ничтожно мало (что и выражается в высказывании «знаю, что ничего не знаю»). Зато по отношению к субъекту-человеку такие субъекты как микроорганизмы также различают ничтожно мало.
Каждый субъект различает свой объектный мир в своем сознании соответственно собственной сложности.

     2.8.  Различение: Восприятие-Умозрение

Различение субъектами объектов имеет, по крайней мере, две модальности.
Модальность восприятия. Это различение объектов субъектом в их пространственно-временной форме и разных модальностях ощущений. Результатом такого различения субъектом с некоторого уровня его сложности выступают такие объекты как чувственные образы-гештальты психики, именуемые в дальнейшем феноменами.
Модальность умозрения. Это ментальное различение субъектом (уровня сложности человека) объектов.
Ментальность – это понятийная сфера субъекта-человека в отличие от психики, понимаемой мной как чувственная сфера субъекта-человека. Я использую как синонимы умозрение и ментальность субъекта-человека.
Это различение подразделяется на два вида.
Различение вещей-феноменов посредством подведения этих объектов под их понятие. В восприятии в результате такого различения мы имеем не просто феномен, а поименованную в соответствие с понятием вещь, под которое феномен подпадает. Мы различаем в восприятие разные вещи (феномены с их именами), отсылающими различенную вещь к понятию, под которое феномен вещи подводится нашей ментальной способностью к различению.
Объекты, различенные умозрением субъекта – это ноумены-понятия и ноумены-понятийные конструкты (определения, предположения, гипотезы, концепции и прочее).
Каковы модальности различения объектов субъектами с уровнем сложности ниже, чем у животных с развитой психикой, мне неизвестно. Равно как можно лишь догадываться каковы модальности различения объектов субъектами с уровнем сложности большей, чем у человека.
То, что человеку доступно в его сегодняшнем состоянии (уровень сложности человеческого субъекта) в качестве объектов-феноменов, по мере усложнения субъектной сложности человека будет расширяться за счет тех объектов, что на сегодня доступны лишь умозрительно-понятийно. Примером служит различение человеком сегодня ауры существ лишь в её умозрительном понимании как ноумена-понятия, но для единиц людей, уже сегодня имеющих субъектную сложность выше, чем у остального человечества, эта аура представлена в их сознании как зримый ими объект-феномен  - разноцветный ореол вокруг физических тел людей и животных.

    2.9.  Субъект и его тела.

Субъект для различения объектов обладает своими инструментами этого различения. Эти инструменты субъекта в эзотеризме именуются телами субъекта. Это объекты, которые, как и все прочие объекты, имеют субстрат, то есть материальны. Но по отношению к субъекту такие объекты выделяются среди прочих различаемых субъектом объектов. По определению А. Болдачева («Тело - это привилегированный объект действительности субъекта») я тела объекта именую привилегированными объектами, или (это уже идет вразрез с концепцией Болдачева) инструментами различения субъектом прочих объектов его объектной действительности.
К телам субъекта относятся физическое (терминал), астральное (психическое), ментальное (тело ума – рассудок и разум), причинное (тело мудрости – накопления духовного опыта субъекта). Есть ещё ряд тел, части которых в эзотеризме даны имена, а части даже не даны (не названы) имена. Эти тела просто по младенческому состоянию человечества не раскрываются по их содержанию – их суть человеку сегодняшнему просто недоступна.

     2.10.    Воля.

Наличие у субъекта привилегированных объектов – тел субъекта – позволяет субъекту как различать разные по модальности объекты (феномены и ноумены), так и воздействовать на различенные объекты, совершать с ними разнообразные действия. В том числе и «творить» объекты (предметы культуры - артефакты). Эта способность субъекта воздействовать на различенные им объекты через привилегированные объекты-тела субъекта мной именуется волей, или волением, субъекта.

     2.11.   Приватность и доступность сознаний субъектов. Индивидуальность и общность миров субъектов.

Согласно методу рассмотрения предмета исследования в неслиянном единстве его полярных сторон следует признать, что сознания субъектов как изолированны, закрыты, приватны друг другу, так и доступны, имеют общность для разных субъектов. Чем это обусловлено, какие для этого есть основания? Приватность сознаний субъектов мы хорошо знаем по поговорке «чужая душа - потемки». Ведь не будь приватности сознания – не осталось бы места для индивидуальности, неповторимости переживаний и мыслей каждого человека. Но означает ли это, что приватность абсолютна? Нет. Если бы это было действительно так, то ни один человек не мог бы ни понимать мыслей другого, ни сочувствовать другим (обладать эмпатией). Невозможна была бы и совместная деятельность, совместные знания и культура.
Так что же выступает основанием общности объектных миров разных субъектов? Этим основанием, по мне, выступает сущностное единство всех субъектов, которые лишь условно раздельны в их принадлежности Единому Субъекту – вселенскому Логосу, Браме, а в конечном счете причастности к Абсолюту – слиянному единству Всего. В индуизме это отношение субъектов к Абсолюту как их условное вычленение из Единого заключено в выражении Тат Твам Аси (ты есть То). Вот эта общность, единородность всех субъектов и является основанием их относительной закрытости (приватности) друг другу (иначе не было бы возможным даже условное их разделение, индивидуальность) и их относительной доступности, открытости друг другу, общности сознаний.
Эта сторона открытости субъектов друг другу через их сознания нам известна на примере восприятия близкими людьми состояния друг друга (особенно проявляется у близнецов). Это нам известно и из доступности сенситивам чужих мыслей и чужих переживаний.

2.12.   Переход к онтологии. От сложности субъекта к сложности объектного мира.

Теперь необходимо совершить переход от гносеологического рассмотрения предмета исследования, в котором мы выясняли какие есть основания у мира, на которых мир возникает к существованию и где, собственно, мир существует, к самому существованию, бытию мира.
Первый вывод, следующий из гносеологии для онтологии мира – это признание, что мир устроен в соответствии с иерархией субъектов по уровням их сложности. Чем более сложен уровень субъекта, тем более сложен и различаемый субъектом объектный мир.
 
     2.13.    Понятие умвельта субъекта.

Если для Субъекта Вселенского Логоса его объектным миром выступает вся вселенная, то для человека-субъекта его объектным миром является мирок его восприятия и ментальности/умозрения.
Но язык не поворачивается именовать миром ту объектную действительность, которую способны различать низшие существа – животные, что проще по устройству, чем высшие животные; растения; грибы; бактерии. Для таких «миров» существует понятие умвельта как окружающей среды существ, объекты которой они различают как свою объектную действительность. Это понятие ввел на «Философском штурме» А. Болдачев с подачи термина П. Крупкиным. 
Второй гносеологический вывод. Итак, миры представлены в сознаниях человека и существ более высокой субъектной сложности. В сознаниях существ с субъектной сложностью ниже, чем у человека «объектные миры» - это умвельты, окружающая среда, доступная объектному различению субъектов этих низших по отношению к субъекту-человеку существ.

     2.14.    Понятие объектной действительности субъекта.

Сквозное понятие для различаемых субъектами объектных миров и умвельтов предложил А. Болдачев.
 Это понятие объектной действительности субъекта. Для Субъекта Брамы – это весь вселенский объектный мир, пребывающий в Сознании Брамы. Для субъекта-человека – это объектный мир, различенный им в его восприятии и умозрении, пребывающий в сознании человека.  А для бактерии – это объектный мир-умвельт с объектами, которые способна различить бактерия в своем «сознании» - вместилище ею различенных объектов.
Третий вывод из гносеологии. Мир представлен иерархией уровней объектных действительностей разных по сложности субъектов (вселенского мир Субъекта-Брамы, миры субъектов-людей, умвельты субъектов-существ со сложностью уступающей субъекту-человеку).

     2.15.    Понятие трансцендентности и имманентности субъекта своей объектной действительности.

Согласно методу рассмотрения предмета исследования в неслиянном единстве его полярных сторон следует признать, что субъект как трансцендентен своей объектной действительности, так и имманентен ей. В самом деле объектная действительность субъекта (ОДС) существует в силу различения всех составляющих её объектов субъектом. И поскольку результатом активности субъекта по различению субъектов является бытие, существование ОДС, то сам субъект в этом отношение не является существующим, ибо он есть источник существования, а существующие объекты есть следствие активности этого источника. Или субъект – это не объект (не объектное существование, а источник существования).

3. ОНТОЛОГИЯ

3.1. Бытие мира.

Переход от слиянности Всего в Абсолюте к проявлению дифференциации мира в его предметную множественность, сотканную из полярных неслиянных свойств (цельности и частности, системности и элементности, единства и множественности и прочих полярностей) есть основание бытия мира, происходящего из состояния не-бытия, не-проявленности мира в Едином/Абсолюте. Этот переход есть проявление мира Абсолютом, или в терминологии эзотеризма  - эманация мира Абсолютом.

3.2. Мир - двуединство духа-материи.

Проявление мира к бытию заключается во взаимоотношении духа/субъекта и материи/объекта. Любая сущность и любое существо мира есть неслиянное единство духа и материи, субъекта и объекта.

3.3. Дуальность мира через два полюса мира.

Переход от монизма Субстанции/Абсолюта к проявлению Абсолютом мира осуществляется через проявление активности двух полюсов мира – полюса духа и полюса материи. Взаимоотношение духа и материи проявляет из Единого (Субстанции-Абсолюта) предметное многообразие мира. Это взаимоотношение движет, развертывает мир из состояния слиянного единства всего предметного содержания мира в Едином в мир дифференцированный на множество предметов/вещей, явлений, событий. Каждая вещь мира есть (теперь в отличие от состояния слиянности Всего в Едином) неслиянное единство духа и материи. Полярность духа и материи касается как мира в целом, так и каждой вещи мира. Эту полярность я рассматривал в разделе 2 «Гносеология» как основание проявления вещей к существованию в мире (объектной действительности).
Дуальность мира и его предметного многообразия касается не только отношения духа и материи, субъекта и объекта, но она сущностное свойство мира и вещей. Мир и его вещи представлен неслиянным единством и таких полярностей как конечное и бесконечное, целое и частное, внешнее и внутреннее, трансцендентное и имманентное, приватное-индивидуальное и совместное-общее и другими.

      3.4.     Вещь. Идея, облеченная в субстрат/материю. Сущность и явление вещи.

Мир представлен предметным/вещным разнообразием. Как мы знаем из гносеологического рассмотрения, вещи возникают к существованию как объекты, различенные Субъектом/субъектами.
Вещь представляет собой объект, облеченный в восприятии субъекта плотью/субстратом из ощущений различных модальностей и пространственно-временной формой восприятия. Сущность вещи – её идея, представленна субъектом в качестве понятия вещи, под которое подводится чувственный/материальный субстрат вещи (феномен).  В итоге вещь есть единство сущности-идеи и материального/чувственного субстрата (феномена), в котором вещь является субъекту в восприятии. На языке психологии субстрат вещи – это чувственный образ-гештальт. На языке метафизики вещь есть неслиянное единство сущности (понятия вещи, идеи) и явления (феномена - чувственного/материального субстрата).
Итак, сущность вещи представлена её понятием – идеей, а явление вещи представлено её материей-субстратом – феноменом, чувственным образом-гештальтом

      3.5.   Вещи-феномены и вещи-ноумены. Понятия и понятийные конструкты. Субстрат понятийных объектов.

К объектом различенным субъектами с субъектного уровня сложности высших животных и человека поимо вещей-феноменов добавляются вещи-ноумены. Из п. 3.4 уже понятно, что помимо объектов-феноменов (явлений вещей) в предметном проявлении мира участвуют и объекты-ноумены (понятия, составляющие сущность чувственных вещей).
Понятийные объекты представлены на двух структурных уровнях ментального тела/тела ума субъекта человека.
Нижний уровень ума сложен из понятий, выступающих шаблонами-идеями (в терминонолии форума Философский штурм – ноушен, notion), под которые подводятся-классифицируются феномены и становятся собственно феноменальными вещами – поименованными феноменами. В индуизме такое неслиянное единство идеи и материи-субстрата в предметах мира называется нама-рупа (имя-форма).
Нижний уровень ума в простейшем виде представлен кроме человека и у высших животных.
Высший уровень ума слагается из понятийных конструктов. Это продукты мышления человека – разнообразные определения феноменальных вещей, выдвигаемые в мышлении гипотезы-предположения, конструируемые на основе предположений понятийные модели предметов, событий мира и умозрительные картины-модели мира в целом.
Понятийные конструкты есть идеи-сущности, которые доступны человеку в его мышлении – оперировании объектами-понятиями. Они есть вещи-ноумены. Они имеют проекции и в предметную область феноменальную в форме образов человеческого воображения. Это эйдосы-прообразы феноменальных вещей.
Субстратом (материей) этих ноуменальных объектов является мысль/мыслеформа.

     3.6.   Вещи неживые сущности и живые существа мира. Неживое и живое в отношении к сущности и явлению.

Мир в проявлении представлен не просто объектами (феноменами и ноуменами). Он подразделяется и по такому принципу на два рода: сущности/неживые объекты и существа/живые объекты. Такое разделение имеет основание в том, что существа/живое имеют принципиальное отличие от сущностей/неживого такое как обмен веществ, самовоспроизведение, клеточное строение.
Но это разделение на два рода объектов вместе с тем и относительно, условно. Ибо все объекты имеют своим источником существования Субъекта/субъектов. Все объекты доступные различению в восприятии (астральным/психическим телом) в соответствии с субъектным уровнем сложности человека существуют в сознании человека как объекты, наделенные сущностью (подпадающие под понятие) и явленные, феноменальные (в субстрате психического образа-гештальта). См. в словаре в конце текста различие омонима сущность-1 и сущность-2.
Те же объекты, что недоступны феноменальному различению психикой человека (не явлены в восприятии), существуют в сознании человека исключительно как сущности (идеи, представленные в сознании человека понятиями). Вернусь к примеру с аурой. Для обычного человека (не сенситива) аура существует в его сознании исключительно как определенная сущность – умозримое понятие. Для субъектов (сенситивов) со сложностью выше, чем сложность обычного человека, аура представлена в их сознаниях как сущностью – понятием, так и явлением – зримым феноменом ореола сияния вокруг физического тела человека.

      3.7.    Иерархия планов бытия.

Существующий/проявленный мир (помня о его происхождении из различения Субъектом/субъектами), представлен иерархией планов бытия, на каждом из которых пребывают предметы-объекты, отвечающие уровню субъектной сложности существ, на них обитающих.
Мир Субъекта-Брамы представлен всем предметным/объектным многообразием вселенной, всей иерархией планов бытия мира. Мир лягушки представлен тем предметным многообразием, что она способна различить-воспринять соответственно её уровню субъектной сложности.
Мир человека представлен, согласно его субъектной сложности, объектами-феноменами и объектами-ноуменами/понятиями.
Объект-феномен представлен в полноте его сущности и явления: с различенной сущностью вещи в её понятии и с различенным явлением вещи в её феноменальной данности.
Объект-понятие – это ноумен-сущность, лишенный феноменального его различения субъектом-человеком (в приведенном примере – аура для обычного человека). Ноумен в статусе вещи есть соединение (со-положенность) идеи-понятия и образа воображения-эйдоса идеи.

      3.7.   Энергия, движущая миром. Активность, взаимодействие тел и существ мира. Фохат.

Помня о том, что все неживые сущности и живые существа мира есть неслиянное единство духа и материи/субстрата, а в существах дух представлен различающим субъектом, следует рассмотреть активность, взаимодействие в мире.
Субъект/дух обеспечивает существование/жизнь сущностям и существам посредством энергии, именуемой в теософии фохатом. Фохат выступает связующим принципом между нематериальным духом/субъектом и материальным субстратом любой сущности или существа мира.
Взаимодействие тел-сущностей и тел-существ мира обусловлено присутствием в них духа и влиянием духа на субстрат/материю тела-сущности или тела-существа посредством энергии, фохата.
Фохат – всеначальная энергия в мире.
На каждом плане бытия фохат представлен определенным видом энергии. На ментальном плане  представлен энергией мысли, на астральном плане – энергией психической, на физическом плане – физическими энергиями и силами. На примере лампы-светильника можно провести аналогию воздействия духа на тело. Дух планеты имеет в качестве посредника-фохата планетарное электричество, которое обеспечивает свечение-жизнь светильника пока через лампу проходит фохат физической природы – электричество. На уровне психическом/астральном разновидностью фохата выступает психическая энергия, именуемая в индуизме праной. На уровне ментальном разновидностью фохата выступает энергия читта.

      3.8.   Закон Кармы, или причинно-следственные связи (ПСС) в мире.

Все действия, активность, сменяющие друг друга события в мире обусловлены  Законом Кармы.
Для тел и существ, не обладающих свободой воли, закон кармы представляет закономерность ПСС.
Закон кармы иначе можно назвать законом воздаяния за действия, или законом вовлеченности в земную жизнь существ (человека), обладающих свободой воли.
Сфера действия законы – это границы существования существ, наделенных свободой воли от момента наделения их свободой воли до момента подчинения такими существами своей воли (своеволия – что хочу, то и ворочу) Божественному Закону (в индуизме - дхарма).

      3.9.   Психофизическая проблема.

Вопрос взаимодействия тел, которыми обладает субъект как своими инструментами различения и действия в мире, породил психофизическую проблему.
Психофизиологическая проблема (англ, mind-body problem) — философский и психологический вопрос об отношении психики (или психических явлений) к телу (физиологическим явлениям);
Варианты решения в западной философии сводятся к трем.
Вульгарный материализм – психические явления производятся физиологией мозга как его функция, подобно тому, как печень производит желчь.
Дуализм – психические явления строго параллельны физиологическим явлениям и независимы от них. Две субстанции параллельно порождают одна физиологические явления, а другая – психические.
Субъективный идеализм. Все явления одной духовной природы и всё физиологическое есть не более, чем фантазии ума.
Решение психофизической проблемы с позиции эзотеризма в следующем пункте.

     3.10.    Иерархическое взаимоотношение тел субъекта. Низшая теневая система высшего.

Как следует из раздела гносеологии, соответственно уровню субъектной сложности, существа мира включают большее или меньшее количество тел. Для неживой природы тела – это физико-химические системы – минералы. Для простейшей формы живого - одноклеточных микроорганизмов – к их физическому телу добавляется примитивное, зачаточное психическое тело, способное реагировать-различать воздействия объектов-раздражителей. Для высших животных кроме  физического и психического тел добавляется зачаточное примитивное ментальное тело. Ну а для человека присуще наличие физического, психического и ментального тел. А также в зачаточном состоянии человеку присуще тело мудрости/будхи.
Тела существ находятся в иерархическом взаимоотношении низшего и высшего уровней организации в рамках существа как интегрального целого.
Каков механизм взаимоотношения низшего уровня организации (низшего тела субъекта) с высшим уровнем (высшим телом)? Этот вопрос исследовал пермский философ В.В. Орлов.
Следует обратиться к работе В.В. Орлова «Парадокс теневой системы» (В сб. Философия пограничных проблем науки. Вып. IV. Пермь, 1970):
«Теневая система есть…посредующее звено или механизм перехода от низшего к высшему… Идея теневой системы может быть выражена…в следующей форме: каждый «шаг» высшего должен быть обоснован соответствующим «шагом» низшего. … Являясь необходимым элементом объяснения развития,…понятие теневой системы приводит, однако, к парадоксу… развития.
В генетическом плане парадокс состоит в том, что теневая система во времени должна предшествовать высшей (интегральной) системе, но…, являясь теневой, т.е. завися от высшей системы, она должна формироваться в соответствии с ещё не возникшей системой высшего, которая в свою очередь формируется на основе теневой системы. В актуальном плане парадокс теневой системы заключается в том, что изменения на уровне теневой системы должны предшествовать изменениям на уровне собственно высшей системы, однако первые…должны определяться характером последних. Поскольку высшее не является пассивным сопутствующим феноменом (эпифеномен), высшее должно обладать способностью инициации собственных процессов».
Постановка вопроса о парадоксе теневой системы низшего в рамках интегральной системы высшего есть по сути формулировка проблемы развития как возникновения нового, отсутствующего в старом.
Взгляд В.В. Орлова на решение парадокса теневой системы (в той же работе):
«…решение парадокса теневой системы было предложено А.Н. Кобловым (1970). Известно, что в определенном аспекте развитие выступает как взаимодействие актуального и потенциального содержаний. Исходя из этого представления, А.Н. Коблов предлагает считать, что парадокс предварения теневой системой системы высшего (понятом в интегральном смысле слова, т. е. включающего в себя и свою основу – теневую систему) есть результат развертывания потенциального содержания низшего, в силу чего теневая система и собственно высший уровень одновременно и во взаимодействии друг с другом определяются и направляются этим процессом актуализации потенциального содержания низшего».
Обобщенное выражение концепция теневой системы получила в статье В.В. Орлова «Предмет, структура и проблемы философской теории пограничных наук» (В сб. Философия пограничных проблем науки. Вып. V. Пермь, 1972):
«Высшее и низшее…суть различные системы, находящиеся в отношениях, выражающих процесс развития. … Переход от низшего к высшему есть возникновение высшей системы из низшей с сохранением последней и её включением в высшую систему.  …низшее реорганизуется в соответствии со структурой высшего уровня и образует третью, своего рода промежуточную, но относящуюся к низшему уровню систему. Эта система является проекцией высшего уровня в низшем, своего рода эквивалентом высшего в низшем, изоморфна высшему и была условно названа…теневой системой. Понятие теневой системы…позволяет…объяснить как переход низшего в высшее, так и существование низшего в составе высшего уровня, «пригнанность» или согласованность низшего и высшего».
В других работах понятие теневой системы низшего дополняется понятием матричного копирования высшего с шаблона, матрицы, роль которой выполняет теневая система. Следует отметить, что формирование самой матрицы (низшей теневой системы), на базе которой функционирует высшее (каждый шаг высшего имеет соответствующее обоснование в изменениях теневой системы), есть результат не абстрактно понимаемого развития низшего, а результат определяющего влияния на низшее собственно высшего уровня организации. Развитие включенного низшего как теневой системы есть результат воздействия на низшее сферы собственно высшего уровня, которое распространяет действие своей высшей природы (как силы, закона) на низшее, направляя процесс реализации потенциального содержания низшего в адекватную своей природе специфическую разновидность низшего.
Переход от низшего к высшему есть не буквальное порождение низшим высшего (гусеница окуклилась и низшее породило высшее – вылупилась из кокона бабочка), а есть вступление низшего в сферу действия законов высшего, определяющих переход по высшему плану, проекту в низшей теневой системы высшего в такую актуальную специфическую организацию низшего, на базе которой актуализировалось собственно высшее (живой организм-клетка, базирующийся на сложнейшей низшей теневой химической системе органических химических соединений, организованных в систему и функционирующих в интересах и под контролем высшего биологического интегрального – биологического организма – клетки). Переход от низшего к высшему (от химического к биологическому, в частности) не есть самодостачочный процесс самоорганизации, а есть процесс реализации высшего по эволюционной программе, который (переход) осуществляют разумные силы эволюции (от элементалов до Дхиан Коганов по Тайной доктрине). Те конструкторы и движители эволюции, которые осуществляют в ходе эволюции переходы от низшего к высшему, от старого к новому, от прошлого к будущему, незримы и неведомы человеку в его настоящем состоянии развития. Они предстают для человека на языке науки силами, или законами, природы, для эволюционистов – эмерджентностью и саморазвитием, а для верующих людей – промыслом Божиим.

     3.11.    Предметный мир в экстенсивном и интенсивном планах организации.

Организация предметного многообразия мира выступает в двух аспектах: экстенсивном и интенсивном.
В экстенсивном плане мир представлен совокупностью предметов, форм организации природы мира в порядке увеличения распространенности низших форм организации мира по отношению к высшим. Низшие формы организации составляют для высших форм внешнюю среду обитания, основу существования высших форм.
В интенсивном же плане мир представлен конвергентной системной иерархией форм организации в последовательности сужения распространенности высших форм организации мира, имеющей пределом человеческую социальную форму организации мира на вершине конуса развития в интенсивном плане аккумуляции содержания природы мира.
Эти два противоположных направления проявления мира (стремящееся к бесконечности распространения во вселенной предметное разнообразие низших форм организации природы мира и стремящееся к пределу интеграции, аккумуляции содержания мира организация на высших планах бытия мира) развертывают, дифференцируют предметный мир в его эволюции из начальной точки слиянности всего содержания мира.
Финалом, кульминацией эволюции выступает социальная человеческая форма мира на физическом плане бытия мира, в которой достигнут предел конвергенции в развитии. Социальная форма организации природы мира развернута (на Земле) на базе одного биологического вида Homo Sapiens, аккумулировавшего всё богатство содержания предшествующих низших форм организации мира.

     3.12.    Дивергентное и конвергентное предметное многообразие мира.

Развертывание-проявление мира  в направлении возрастания предметного многообразия вселенной есть дивергентное развитие мира. А усложнение существ по ходу эволюции мира от простого (одноуровневого) к сложному (многоуровневому) есть конвергентное развитие мира. Всё более высокоорганизованные существа по своему предметному разнообразию и распространенности в мире сокращаются по отношению к существам с низшими уровнями организации.

     3.13.    Древо организации-развития мира.

Это взаимоотношение  конвергентной  и  дивергентной  направленности  развития  и  организации  мира развертывает (проявляет к бытию) всю полноту содержания мира в схематично-символичное «древо организации-развития» мира. Конвергентное направление развития формирует «магистраль» - ствол древа, идущую от исходной простоты организации тел (минералов) и существ (одноклеточных организмом) мира к последующему всё большему усложнению организации существ мира (по биологическим царствам и типам, классам и отрядам, семействам и родам с вершиной в одном виде Homo sapiens). А дивергентное направление – формирует «тупики развития» - крону древа. Это предметное многообразие на каждом плане бытия – уровне организации мира.  В целом взаимоотношение конвергентной  и  дивергентной  направленности  развития  выступает полным проявлением/развертыванием к бытию всего предметного содержания мира.

     3.13.    Ценотический аспект организации мира.

Совместное сосуществование предметов разных уровней организации мира получило в биологии и географии выражение в понятии – биогеоценоз (ввел географ В.Н. Сукачев в 1940 году; это предмет экологии – стык географии и биологии). Это понятие по своей сути выходит за рамки биологической и географической науки и является универсальным для характеристики организации предметного многообразия мира. Понятие сосуществования предметов разных уровней развития-организации применимо ко всему проявленному мирозданию и составляет ценотический аспект мира.
Ценотический аспект мира есть выражение экстенсивного плана организации мира. В данном аспекте для низших уровней организации мира характерно количественное преобладание пространственной распространенности их предметного многообразия по отношению к высшим уровням организации. Зато для высших уровней организации характерно преобладание содержательной сложности предметов по отношению к предметам низших уровней организации мира.
Такими ценозами выступают на химическом уровне организации мира химиоценозы (сосуществование разных химических элементов в сообществах, именуемых минералами, горными породами, реками, озерами, морями, атмосферой). На биологическом уровне – разнообразнейшие биоценозы. На социумном уровне – сосуществование и взаимодействие человеческих культур.
Организация объектов мира не сводится к конвергентной закономерности последовательности основных уровней мира от низшего к высшему. Наряду с этой закономерностью, присущей экстенсивному плану развития-проявления, мир организован также и в соответствии с дивергентной закономерностью развертывания своего внешне-предметного содержания (относительно внутренней интенсивной сложности содержания предметов мира) в существовании системно-иерархической организации - сосуществовании разных предметных уровней мира (или вышеупомянутый ценотический аспект природы мира), объединенных в космический порядок вселенной.
Принадлежащие разным уровням интенсивного плана организации мира (основным уровням мира – физическому, химическому, биологическому, социумному) предметы составляют сообщества, системы, организованные из таких разноуровневых элементов. Эти системы представляют собой комплексные объекты мира, имеющие пределом всеобъемлющую комплексную форму-систему – Вселенную, или организованный Космос.
Примерами таких ценозов выступают биогеоценозы (включают элементами ценозы химические, биологические и географические), планеты, или геологические ценозы (сосуществование ценозов химических, биологоческих, социумных), звезды, галактики, вселенные.
Итак. Экстенсивный план организации выступает бытием внешнепредметной формы выражения содержания мира. Он выражает сосуществование предметного многообразия основных уровней организации мира во вселенной. Это сосуществование характеризуется специфическими закономерностями системно-иерархической организации комплексных форм мира и может быть названо ценотическим планом организации предметного многообразия мира.

     4. ОНТО-ГНОСЕО ЕДИНСТВО МИРА

     4.1.  Онто-гносео-качели С.А. Борчикова

Сергей Алексеевич внес в дискурс форума ФШ термин «онто-гносео-качели». Этому термину отвечает понятие взаимного обращения онтологического и гносеологического способов рассмотрения предмета философских дискуссий.
Сергей Борчиков, 7 Май, 2018 - 18:12, ссылка
Онто-гносео-качели. Забавно, я открыл подобную закономерность много лет назад и назвал ее - онто-гносео-качели. Более того, в онто-гносео-качелях не только форма и содержание меняются ролями и фукциями, но и сами онтология с гносеологией переходят друг в друга, поочередно детерминируют друг друга.

    4.2.  Онто-гносеологический принцип рассмотрения мира.

Поскольку нет иного варианта (способа) рассмотрения мира кроме отношения к миру человека как субъекта, различающего объект (мир), то любая онтология (рассмотрение мира в его бытии) неизбежно есть следствие, производность от способа её рассмотрения человеком-субъектом. То есть рассматривает любой вариант онтологии никто иной, как субъект-человек. А отношение субъекта (человека) к объекту рассмотрения (миру) есть исходное гносеологическое отношение. Но рассматривая мир «сам по себе» (в его бытии), человек/субъект тем самым условно разделяет единое мироздание на бытие мира (якобы отдельное от субъекта – того кто собственно рассматривает мир) и человека-субъекта (логически отделенного, абстрагированного от рассматриваемого бытия мира).
В результате бытие мира, любая онтология мира привязана к субъекту, различающему/рассматривающему в своей логической концепции модель мира. И любая онтология выстраивается субъектом, исходя из его взгляда, понимания мира (принятых им аксиом-постулатов в основание той или иной онтологической модели мира).

   4.3.  Духовная/субъектная иерархия мира.

Далее следует исходить из принципа, что субъект не солипсичен, не единственный, а в мироздании существует  множество субъектов, образующих субъектную/духовную иерархию. Субъектом, различающим весь мир-вселенную, выступает вселенский Логос, или на санскрите Брама. Брама-Субъект и вселенная-объект – это первая дуальность, первое «разделение» нераздельности Единого, Абсолюта на субъект-объектное отношение. Как мир-вселенная представлен предметным множеством галактик, звезд, планет, геологических тел и живых существ на планетах, так и Брама представлен мириадами субъектов, различающих, дающих существование своим объектным мирам (объектным действительностям). Это духи/субъекты галактик, звезд, планет, природных тел и живых существ.

   4.4.  Сложность субъектов – основа субъектной иерархии мира.

Иерархия духовных сущностей простирается от простейших элементалов (духов стихий природы) до Вселенского Субъекта Брамы. Объектной организации мира соответствует духовная иерархия мира. Каждый объектный уровень организации мира различается к существованию своими соответствующего уровня сложности субъектами.

   4.5.  Выражение сложности/иерархичности субъектной стороны мироздания в сложности тел субъектов и объектных действительностей субъектов.

О сложности или простоте субъектов того или иного уровня духовной иерархии мы можем судить по сложности их объектных тел-инструментов различения и воздействия субъекта на свою объектную действительность и по сложности различенной субъектами их объектной действительности.

   4.6.  Принцип единства и раздельности субъектов по уровням организации мира

Каждый вышерасположенный в духовной иерархии мира субъект/дух/логос представляет собой неслиянное единство субъектов нижележащего уровня духовной иерархии (подобно тому как физическое тело человека есть неслиянное единство жизней миллиардов малых жизней – клеток человеческого тела).

  4.7.   Субъектные действительности в аспекте иераричской организации планов бытия мира.

Сложность субъектов выражается в составе их тел-инструментов различения и действя в объектном мире. Объектный мир-вселенная подразделяется на планы бытия, на которых субъекты проявляют свою активность различения и действия.

  4.8.   Доступность различению субъектов той объектной действительности (плана бытия мира), что соответствует раскрытости/активности тел субъекта.

Объектный мир  выступает неслиянным единством иерархии этих планов, доступных субъекам к различению и действию на них согласно сложности тел субъектов. Тех их тел, что раскрыты к активности.
Сами планы бытия мира – это физический мир, астральный мир, ментальный мир (нирвана) и более высокие миры. Субъекты/духи «обитающие» на этих планах бытия (различающие объектную действительность этих планов и способные к действию на этих планах) – это те субъекты, что имееют раскрытыми свои тела (энергетику соответсвующих центров-чакр), поволяющие субъектам пребывать на тех или иных планах бытия.
Для субъектной сложности человека возможно пребывание на физическом плане бытия (с различением объектов этого плана и действием на этом плане бытия). Частично человек-субъект пребывает на астральном плане во время сна (осознавая свое пребывание там лишь обрывочно, как запомненные фрагменты сновидений). На ментальном плане бытия человек-субъект пребывает лишь своей интуицией, позволяющей усваивать в ум и в сознание человека новые для него идеи, представленные в уме человека понятиями и их конструктами.

4.9. Различение объектной действительности в предметной области натурфилософии  и предметной области метафизики.

Предметная область натурфилософии представлена в сознании человека феноменальной содержательной составляющей (контентом) – чувственно различаемыми объектами-феноменами, которых всесторонне изучают естественные науки. Понятия в этой предметной области тесно связаны с природными феноменами (вещами, явлениями, событиями), существующими в пространственно-временной форме восприятия их субъектом-человеком. Природные феномены подводятся под соответствующме понятия, которые своими терминами поименовывают природные вещи. Все рассуждения про закономерности интенсивной и экстенсивной организации природы мироздания, ценоитическом аспекте мироздания и теневом механизме соотношения низших и высших уровней иерархической организации природы мира явяются предметной областью натурфилософского описания-объяснения мироздания.
Предметная область метафизики представлена в сознании понятиями высшей степени абстрактности-обобщения, под которые непосредственно не подводятся напрямую феномены, а подводятся понятия феноменов. Таким образом, метафизические понятия – это понятия под которые подводятся простые понятия-шаблоны. Понятие шаблон – это умозрительное обобщение феноменов через подведение их под шаблон, обозначаемый словом-термином. И этот термин поименовыает все феномены, подводящиеся субъектом (в умозрении субъекта) под данный понятие-шаблон. Например, все феномены, обладающие определенными качествами вкуса, зримой формы, запаха, текстуры подводятся под понятие «яблоко» и мы их поименовываем яблоками. Вот такое соединение феномена с его поименованием и образует феноменальную вещь, поименованную умом словом-термином – именем.
Метафизические понятия обобщают-поименовывают-подводят под себя простые понятия-шаблоны. Эти понятия слагаются из объединения простых понятий в понятийные конструкты: определения, концепты, понятийные классы-множества. Например, понятие сущего объединяет в свой понятийный классс понятия всех феноменов-вещей через концепт-определение сущего.

Добавление.
Категория Ничто.

В моей трактовке (основанной на осмыслении буддийкой вариации эзотеризма) мир-Реальность подобен Пустоте-Ничто, в котором человеку нечего различать по причине нераздельной слиянности ВСЕГО в Реальности. Чтобы различать предметы мира, человек наделен (кем наделен здесь не рассматриваем, абстрагируемся вслед за буддизмом)  умом. Благодаря уму/умозрению человек способен видеть-умом, или умозрить, различать из нераздельности ВСЕГО в Реальности мира якобы раздельные, или иллюзорно раздельные, предметы в их причинно-следственных связях (ПСС), в их бытии (темпоральной сложности, представленной в восприятии хрональностью смены одного события другим). И эта работа ума по представлению мира многопредметным, бытийственно связанным в нескончаемые ПСС, есть усвоение, схватывание Реальности через её другое – через иллюзорную данность Реальности (нераздельности и неизменности) в иллюзорном «разделении» на взаимосвязанные и событийно переходящие друг в друга (эволюционирующие) вещи мира.  Или это есть представление мира-Реальности умозримой иллюзорной моделью.
Так что такое в иллюзорном умозрительном представлении есть вещь? В умозрении вещь есть понятийная модель, расписывающая-дербанящая единство вещи на систему элементов-признаков вещи, связывающих вещь с прочими вещами мира как вписанными умом «внутрь» вещи элементами её системы, так и полагаемыми «вне» вещи в статусе системы, в которую элементом входит сама рассматриваемая вещь. А если мы полагаем вещь (по примеру Канта) вне умозрения человека, что она будет собой представлять сама-по-себе? Она будет представлять собой то самое Ничто-Пустоту, из которой человек своим умозрением иллюзорно усматривает вещь-для-нас со всеми её признаками и ПСС с прочими вещами, извлеченными человеческим умом из Реальности-Ничто.
Чтобы человеку видеть (от слова видение) Реальность он должен заглянуть за рамки иллюзорности представления мира в модели человеческого ума в саму Пустоту, Ничто. Моделирующий иллюзорную реальность ум этому помеха. Потому в реальной медитации медитирующий останавливает нескончаемый бег своего ума по цепочкам ПСС и погружается в Ничто, Пустоту.
Что такое есть способность видения единства в разном, неизменности в меняющемся?
Это, как выражается (очень по философски, а не «что взять с инженера – он же не обучен философии», - по сути всему в жизни человек обучается сам, хотя и с помощью, с подсказкой) Александр Болдачев, видеть хрональность событий – одно, а видеть темпоральность – совсем другое.
Что мы видим хронально на примере с бабочкой или с желудем дуба? Мы видим как из яйца (одной вещи) появляется-выползает гусеница (другая вещь), а из желудя - росток. Затем видим гусеница  (вторая вешь) превращается в куколку (в третью вещь). Далее куколка (третья вещь) превращается в бабочку (четвертая вещь), которая возвращает нас к исходному состоянию хронального цикла, отложив яйца, а росток превратился в дуб, который дал вновь первую в хрональном видении вещь – желудь.
Но ведь бабочка не станет бабочкой если мы четыре хронально данные вещи (яйцо, гусеница, куколка и собственно бабочка) не объединим в одну вещь, которую умом поименуем «бабочка, данная в развитии-онтогенезе». Так этот иной взгляд на вещь, иное видение вещи в единстве её изменений, не дербанящий вещь-бабочку на четыре раздельные вещи, есть темпоральное видение сложности вещи-бабочки. Этот пример с бабочкой есть аллегория-аналогия с видением мира как суммы раздельных вещей, следующих-заменяющих друг друга в хрональной череде событий мира и иным видением мира, в котором вещи лишь условно раздельны и за ними сокрыт темпорально сложный единый мир со-положенных вещей – их единство вне-хронально-временное.

Словарь терминов

Мировой, или вселенский, Логос (в индуизме Брама/Брахма) – это первое условное разделение Единого-Абсолюта на Дух и Материю, Субъект и Объект. Логосу противостоит объектный материальный Мир.

Мир – иллюзорное проявление вечных идей, пребывающих в Абсолюте посредством связывания-воплощения идей с материальным субстратом в вещный объектный Мир.

Вещь – со-положенность материального субстрата-носителя нематериальных идеи и духа. Дух идею платоновского мира идей осмысливает в понятие, под которое подводится материальный носитель различенной-осмысленной в понятие идеи.

Материальный носитель, или субстрат, для воплощения идеи – это психические образы, или феномены, сотканные из разных модальностей ощущений и пространственно-временной формы чувственного восприятия на астральном объектном плане-уровне проявленного бытия Мира. На более высоком уровне бытия Мира – это мыслеформы, облекающие идеи платоновского мира идей в материальный субстрат на плане бытия Мира, именуемом нирвана.

Мысль – материальный носитель-субстрат понятий, осмысленных-различенных субъектом в понятия идей платоновского мира идей.
Дискурс – рассуждения о предмете рассмотрения с использованием терминологии, соответствующей рассматриваемой предметной области. Дискурсы философский, научный, обыденный и прочие, включающие терминологию рассматриваемой предметной области.

Сущность – слово-омоним, имеющее два разных значения, обозначающее два разных понятия.
Сущность-1 – это антоним слова-термина явление, обозначающее главное, что определяет суть вещи.
Сущность-2 – это термин, обозначающий неживые объекты, воспринимаемого субъектом мира. Это антоном термина живое существо.

Система категорий  (СК) – это априорная основа ума человека, задающая направленость и саму возможность для человека мыслить. Она априорна в том смысле, что предопределяет возможность мыслить в рамках ею создаваемых для мышления. Закладывается СК по мере пробуждения ума взрослеющего человека. Пополняется по ходу жизни человека через усвоение человеком всё новых для него категорий. Добавление новых категорий в СК человека расширяет его понятийную сетку.
 
Понятийная сетка - мышление осуществляется в границах понятийной сетки на основе СК. Человек не может помыслить то, чему нет понятий в его понятийной сетке, а сама понятийная сетка сплетается из разного сочетания, соотношения системных категорий СК человека.

Понятия шаблоны (notion) – это смысл-сущность объектов-феноменов, подводимых умом под эти понятийные шаблоны. Понятие шаблон – это умозрительное обобщение феноменов через подведение их под шаблон/ноушен, обозначаемый словом-термином.

Понятийные конструкты – это системы понятий-ноушенов, слагающих понимание определений ноушенов, всевозможные гипотезы, концепции и теории.

Различение – Это творение-проявление Мира из его потенциальности в Абсолюте. Логос-Брама различает-творит Мир, будучи Духом-Субъектом, воплощающим идеи платоновского мира идей Абсолюта в преходящие материальные вещи проявленного Мира.

Умозрение – различение субъектом объектов-ноуменов/понятий посредством своего инструмента в проявленном мире – ментального тела человека, или ума.
Восприятие – различение субъектом объектов-феноменов/психических образов посредством своего инструмента в проявленном мире – астрального/психического тела, или чувственности.

Человек-субъект – это человек, рассматриваемый в аспекте его субъектности. Человек как Целое – ни субъект, ни человеческие тела (физическое, астральное-психика, ментальное-умозрение/ум), а неслиянное единство со-положенность субъекта и его тел.

Юнит – термин, обозначающий единичного представителя любого множества живых существ. Предложен А.В. Болдачевым для замещения термина индивид, имеющего явную коннотацию с живыми существами высоких уровней организации.