Антагонизм

Владимир Лукичев
АНТАГОНИЗМ               
                Статья проблемная. Решение проблемы предполагает выход за пределы устоявшейся теоретической парадигмы, что и будет представлено.
 Термин антагонизм известен с древности и означает anti – против,  agon – борьба. Применяется это понятие, в основном как несовместимость,  очень широко -  в медицине, биологии, психологии, социологии… В данном контексте будем рассматривать антагонизм только как диалектическое противоречие между буржуазией  и пролетариатом, разрешение которого, в конечном счете, ведет к революции, радикальному переустройству общества.
   О диалектическом противоречии написано море страниц, наверное, можно целую пирамиду Хеопса построить. Но всё-таки сохраняется множество очень существенных пробелов, затрудняющих адекватную оценку современной социальной действительности. Требуется более глубокий анализ анатомии и динамики социального антагонизма. На удивление, глубокий, всесторонний анализ антагонистического противоречия отсутствует, за исключением общих посылов и бесконечного повтора цитаты из «Манифеста Коммунистической партии» -   «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетенный находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся   революционным переустройством   всего общественного здания  или общей гибелью борющихся классов».
    Необходим прямой ответ на прямой вопрос: почему в настоящее время в РФ выраженная классовая борьба  в долговременном зачаточном состоянии, или просто отсутствует? Ответов дается множество, но ни один не затрагивает сути проблемы. Почему? Требуется более глубокое, всестороннее изучение диалектического антагонистического противоречия, по возможности, без повтора общеизвестных вещей.
 При ближайшем рассмотрении оказалось, что  имеются вопросы, которые до настоящего времени по-настоящему не рассматривались для изучения сущности антагонизма:   а) становление антагонизма;  б) существует ли он изначально, или это определенный этап развертывания диалектического противоречия?    в) критерии антагонизма,  отличие от других противоречий?  г) единство сторон, их неразрывность;    д) разрешение антагонизма.
   Всё находится в постоянном становлении, развитии. Диалектическое противоречие, как объективный внутренний источник самодвижения, саморазвития не исключение. Развертывание противоречия проходит ряд ступеней. В зависимости от внешних и внутренних условий, а так же закономерностей развития данного объекта, развертывание противоречия может остановиться на любом этапе. Любое противоречие вырастает из тождества.               
Тождество – совпадение, равенство в одном, существенном, при различии в частном. Полного тождества нет и быть не может, даже э/частицы отличны друг от друга, но именно в исходном различии заключается возможность дальнейшего развития.  Их тождество в главном - это элементарные частицы. Несущественные различия. Различия вырастают из одной сущности, тождества, что обусловливает их единство. Пример – дети со своими особенностями, но едины в том, что дети.                Существенные различия нарастают постепенно, содержат в себе нарождающиеся системные качества диалектических противоположностей.                Противоположности характеризуют сложившееся противоречие. Именно взаимозависимость и взаимоотрицание противоположностей и составляют диалектическое противоречие – источник и внутреннюю энергетику саморазвития. 
Чтобы не тонуть далее в этих тяжеловесных категориях, рассмотрим развертывание диалектического противоречия на очень наглядном и доступном примере. А именно, становление огромной автомобильной империи Генри Форда, описанным в книге прекрасного американского писателя Э. Синклера  «Автомобильный король».  (Рекомендую,  не надо будет путаться в сложной политэкономии, всё просто и наглядно).
Тождество. Единым началом в данном случае является автомобиль, точнее его изобретение и производство. Г.Форд  был очень одаренным самородком-изобретателем, организатором производства и, как бы сейчас сказали, выдающимся менеджером. Несколько лет у себя в домашней мастерской, практически в одиночку изобретал «коляску, которая движется без лошадей». Позже появились помощники и  компаньоны. Ими двигала общая цель. Различия в ее достижении, были несущественными. Постепенно, взгляды у компаньонов разошлись и Форд стал единственным хозяином производства,  самостоятельно определявшим стратегию развития.                Производство бурно развивалось, росли прибыли, увеличивалось  число рабочих. Различия становились существенными, заостряясь до конфликтов, но частного порядка. Была работа, стабильность, относительно высокий заработок… Кроме того, администрация предпринимала ряд мер для снижения конфликтности и социальной напряженности.   Но изощренная потогонная система неизбежно порождала непримиримую противоположность эксплуататоров и эксплуатируемых.                Несколько цитат из книги: «Фордовская империя» была не метафора, а факт, не издевка, а социологическое определение. Генри значил больше, чем любой феодальный владыка… для своих вассалов он был вездесущ, он был владыкой не только хлеба и масла, но и их мыслей и идеалов».                «Генри Форд, который был когда-то самым лучшим из хозяев, стал самым худшим. Конкуренты обогнали его и он платил теперь самую низкую заработную плату во всей автомобильной промышленности. Его система эксплуатации была самая жестокая, она вошла в поговорку среди рабочих». Для поддержания «порядка» им  был создан «Черный легион» (разновидность внутреннего фашистского формирования), который жесточайшим образом подавлял малейшие  признаки недовольства.   
Теперь самый сложный вопрос – отличие антагонистического противоречия от неантагонистического, которое, по словам Ленина, «остается при социализме»? При изучении этого вопроса требуется решительно отходить от привычных штампов, давно считающихся  аксиомами.                Первый вопрос: антагонизм – это диалектическое противоречие в целом, или только этап его разрешения?                Поскольку однозначного ответа на этот вопрос не имеется, предлагаем ВОЗМОЖНЫЕ пути его решения.                а) Антагонизм как таковой – формируется только на этапе разрешения антагонистического противоречия, как форма предельного обострения классовой борьбы.  Это косвенно подтверждается словами Энгельса: «Хотя они (французские рабочие) и сознавали неизбежность антагонизма…, ни экономически развитые страны, ни духовное развитие массы французских рабочих, не достигли еще такого уровня, при котором было возможно социальное переустройство». (Э. Предисловие к «Манифесту» к итальянскому изданию 1893 г.).                б) Диалектическое противоречие считается антагонистическим, если содержит в своей структуре ВОЗМОЖНОСТЬ формирования антагонизма, То есть, это   потенциально-антагонистическое противоречие, которое в силу ряда условий, может  и не дорасти до зрелого антагонизма. 
Признаки (критерии выделения) зрелого антагонизма.                Обратимся к Ленину: «Диалектика - есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, - при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, - почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую».  (т.29, с.98).                Вывод однозначный – пролетариат и буржуазия на стадии антагонизма становятся тождественными. Это как? Первый  импульс от этого вывода – покрутить пальцем у виска.                Но, как уже было отмечено, тождество должно быть только в основном, в самом глубоком основании. Что может объединять буржуазию и пролетариат? И буржуазия и зрелый пролетариат – носители СПОСОБА  производства, капиталистического или социалистического. Это самое главное! Пролетариат, как сторона противоречия в этот период, становится самостоятельной, в ней формируется система собственных внутренних противоречий, собственная энергетика самодвижения. Пролетариат становится субъектом исторического процесса.
Во время Октябрьских событий 1917 года Ленин не зря призывал опираться на передовой отряд рабочего класса того времени, а именно, фабрично-заводских рабочих, которые и были носителями элементов социализма. Это выражалось: а) в организации  Советов, «как живого творчества масс»; б) очень широком рабочем контроле на заводах и фабриках; в) в самостоятельном формировании отрядов Красной гвардии, как смутной предтечи зарождения народных вооруженных сил.                Эти идеи высказываются в настоящее время многими исследователями, один из которых известный историк Фурсов А.И.:                «Пролетариат должен подняться до положения национального  класса.» («Манифест»). Это означает, что должен заменить (прийти на смену) более прогрессивный класс, который должен быть носителем, пусть даже в зародыше, элементов нового способа производства, новых социальных отношений, социалистических. Поскольку новое всегда начинается с отрицания старого, то начальный этап построения социализма по сути «системный антикапитализм».
Вторая особенность – разрешение антагонизма проходит в форме конфликта, насильственным путем, совершенно независимо мирный это путь или немирный. История подтверждает, что добровольно уходить в историческое небытие никто не хочет.
Третья особенность – при разрешении антагонизма пролетариата и буржуазии уничтожаются обе стороны, хотя процесс исторически длительный. Диктатура пролетариата составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и обществу без классов.               
Четвертая особенность - в антагонистическом противоречии ОДНА из сторон оказывается определяющей, довлеющей. Пример - буржуазные отношения формируют отношения рабочих между собой, сохраняющих капитализм.  Маркс: "Условием существования капитализма является наёмный труд. Наемный труд держится исключительно на конкуренции рабочих между собой".
Пятая  особенность – если стороны антагонизма сохраняют в себе достаточно устойчивые элементы старого способа производства, то возможен возвратный антагонизм, т.е. контрреволюция, что мы сейчас и переживаем.

Стороны антагонизма обладают противоположными векторами движения – становящимся прогрессивным и уходящим реакционным, которые вполне реально могут разорвать, уничтожить социум. Сегодня как никогда колоссально возросла роль субъективного фактора. Признаем с горечью – отстает бедолага, утопает в разговорах в пользу бедных, в маниловских  мечтаниях о честных выборах…

Современная Россия с точки зрения классового антагонизма.

Вывод крайне неприятный - классовая борьба отсутствует. Противоречие между капиталом и рабочим классом (пролетариатом) находится только в стадии становления. Незрелой, деформированной квазибуржуазии, противостоит столь же незрелый, деформированный, становящийся пролетариат. Конфликты между наемным персоналом и работодателем имеют место, но их трудно квалифицировать как классовую борьбу, т.к. гасятся временными подачками.
Сейчас очень много споров, неизменно заходящих в тупик, что такое современный рабочий класс, пролетариат, почему он не борется? Ответ обычно стандартный – ленивая интеллигенция плохо вкладывает в сознание рабочих идеалы социализма.
Со времени Маркса прошло много лет и многое КАЧЕСТВЕННО изменилось. В то время понятие рабочий и пролетарий были синонимами. Сейчас считается пролетарием примерно то же самое – наемный работник, продающий свою рабочую силу, за вычетом прибавочной стоимости.    Отсюда вывод – большинство населения пролетарии, в первых рядах которых,  идут железной поступью батальоны офисного пролетариата.
Начнем с определения исходных понятий.                Рабочий – это  занятый в сфере материального производства и обеспечения производных функций. Не обязательно наемный.  В современной РФ  рабочий класс как таковой в стадии становления. Причудливо сталкиваются сложные процессы: а) разложение советского рабочего класса в сословия и социальные группы до маргиналов и бомжей; б) становление нового рабочего класса, которое всегда  связано с развитием промышленности, но которая  сейчас в руинах и продолжает добиваться, то процессы носят очень витиеватый, слабопредсказуемый  характер. Как ему «вносить» социалистическое сознание? Хотя занятых в сфере материального производства 65-70 млн. чел, включая временных, безработных и т.п.
Пролетариат. Вопрос сложнее. В настоящее время термин рассматривается как СОСТОЯНИЕ  - продающий рабочую силу, ограбленный прибавочной стоимостью.  Необходимо применять новый подход. Изменился характер труда, он стал более наукоемкий,  «культуронасыщенный», духовная составляющая вытесняет непосредственно материальную. В советское время даже был термин «рабочий-интеллигент».                Но раз изменился характер производства, изменились и отношения между рабочим  и хозяином, значит, наполнилось и  новым содержанием понятие пролетарий. Необходимо по-новому взглянуть на диалектическое противоречие. Противоречие – это взаимодействие, отношение противоположностей. Необходимо рассматривать пролетариат не как состояние (неимеющий и угнетаемый), а как ОТНОШЕНИЕ.                ПРОЛЕТАРИАТ – МОГИЛЬЩИК БУРЖУАЗИИ.. Вспомним 1917 год – власть захватил не весь пролетариат, а его авангард, фабрично-заводские рабочие (гегемон гегемона, пора вернуть в научный обиход эти термины). А. Грамши выдвинул концепцию культурной гегемонии, носители которой и похоронят капитализм, так как являются носителями элементов, ценностей будущего общества.
В структуре современного пролетариата имеет смысл выделить два уровня. а) традиционный, индустриальный, частично постиндустриальный, который растерял свою революционность, остается врагом капиталистов, но пассивным, приспосабливается к обстановке; б) новый пролетариат, гегемон революции (пока не осознающим себя таковым), МОГИЛЬЩИК капитализма. Носители ценностей, культуры, гуманизма будущего общества.     Это  авангард,  новые, становящиеся  субъекты исторического действия. За ними будущее!                С ними и надо вести работу, помогать, организовывать.
 
                Интересные тезисы. Без комментариев, просто для знакомства.
Гегель:                «Освобождение рабов было величайшим благом для их господина» (Философия права).  «Если праздное господство – это тупик, то работающее рабство, напротив, есть источник всякого человеческого, общественного и исторического прогресса. История – это история трудящегося раба». (Феноменология духа). Труд раба освобождает, хозяин становится зависимым, порабощенным трудом своего раба.

Лукичев В.А. г. Благовещенск-на-Амуре  2021г., февраль.