Cтрасти по памятнику

Сергей Бессонов
Голосование москвичей за памятник на Лубянской площади ярко показывает, что еще очень многие не в состоянии принять историческую данность, примириться с историей своей собственной страны, примириться с прошлым.

Казалось бы, как можно быть против восстановления незаконно снесенного памятника? Напомним, что памятник Ф.Э. Дзержинскому был снесен в августе 1991, и иначе, как вандализмом случившееся назвать сложно. Но нет… Вот уже главный редактор «Эхо Москвы» А. Венедиктов говорит о каком-то «красном реванше»(1)

На канале «Москва 24» возбудился известный журналист В. Познер : «Почему надо ставить ему /Дзержинскому/ памятник, в связи с чем? Я ума не приложу. Мне кажется, что это не просто странно, это просто недопустимо.» (2)

Хотя всем известно, что именно «железный Феликс» основал ту самую службу, главный офис которой до сих пор находится на Лубянке. Именно поэтому памятник Дзержинскому и был установлен в этом месте в 1958 г.
 
Но почему бы тогда В. Познеру не выступить в Париже за снос памятников Робеспьеру и Дантону? Последний, кстати, требовал рубить по голове в день… Может быть, правда, господин Познер не в курсе… Ему можно выступить также за отмену национального французского гимна «Марсельезы», где поется: «К оружию, граждане! Стройтесь в батальоны! Пусть нечистая кровь напоит нашу землю!» Вы хотите петь такой гимн? А французы поют до сих пор, положив руку на сердце, и ничего…

Да и гробницу Наполеона заодно можно потребовать вынести из Пантеона. Нельзя, ведь, отрицать, что этот тиран окончательно добил Францию: он проиграл все войны и закончил начатое революцией уничтожение мужского населения страны. А если еще припомнить слова, сказанные им в юности своему другу Буррьену: «Я сделаю твоим французам столько зла, сколько смогу!» - то вообще можно сказать, что свое обещание Бонапарт выполнил…  Но почему-то В. Познер, имеющий французское гражданство, этого не требует, и считает подобное вполне нормальным. А вот памятник Дзержинскому его очень сильно обеспокоил…

А, ведь, Октябрьская революция была не менее великой, чем Французская… Более того, Французская Революция не была первой буржуазной революцией. До этого буржуазные революции уже свершились во Фландрии, Голландии и Англии. Октябрьская же революция была первой в мире и оказала огромное мировое влияние. Это была первая попытка построить справедливое бесклассовое общество.
 
Да, была большая кровь, как и в результате почти всех революций. Только революционеры в нашей стране были совсем другими. Их гоняли по ссылкам и тюрьмам. Ф.Э. Дзержинский писал в анкете 1921 г.: "Арестовывался в 97, 900, 905, 906, 908 и 912 годах, просидел всего 11 лет в тюрьме, в том числе и на каторге (8 + 3), был три раза в ссылке, всегда бежал". (3) Увы, это был человек с идеалами не меньшими, чем французские революционеры. Он боролся за освобождение трудового народа, боролся с врагами Советской власти, с преступностью, беспризорностью… Такое было время. Да и «красный террор» был ответом на «белый террор». Это тоже всем известный факт.

А вот факт менее известный, о котором рассказал великолепный русский и советский писатель В.В. Вересаев.(4)

В 1923 г. он читал главы из своего романа «В тупике» перед членами Совнаркома, т.е. перед Дзержинским, Сталиным, Кубышевым, и другими. Присутствовал также Каменев. Не было только Ленина, Троцкого и Луначарского.

Роман этот об известных событиях в Крыму, о которых снял свой шедевр Никита Михалков под названием «Солнечный удар». Разумеется, после чтения на писателя набросились с критикой, поскольку он нелестно отразил в романе действия ЧК. Особо его критиковали Каменев, Д. Бедный, Сытин… Одобрительно высказались 2 человека – Сталин и Дзержинский. Автор приводит слова Дзержинского в его защиту: «Что касается упрека в том, что он /Вересаев/ будто бы клевещет на ЧК, то, товарищи, между нами – то ли еще бывало!» В итоге роман был одобрен к печати…

Нужно добавить, что писатель, будучи свидетелем крымских событий, воспользовался случаем и задал Дзержинскому вопрос о причине уничтожения сдавшихся белых офицеров. Дзержинский ответил, что была сделана «очень крупная ошибка», поскольку в Крым направили «товарищей с совершенно исключительными полномочиями», не ожидая от них подобной жестокости. Речь шла о так называемой «пятаковской тройке», в которую входили Пятаков, Землячка и Бела Кун. Из ответов Дзержинского Вересаев сделал вывод, что главным виновником был Бела Кун.(5) (Н. Михалков в своем фильме «Солнечный удар» отвел эту роль Землячке.)

Давайте же перестанем воевать с прошлым, а уж тем более, с памятниками.
------------------------
1. https://svpressa.ru/culture/article/290276/
2. 3. https://rg.ru/2014/02/04/feliks-site.html
4. 5. В.Вересаев, Сочинения в четырех томах, библиотека «Огенек», Москва, издательство «Правда», 1990 г., т.1, стр.600-601.