Николай из Кузы - О просеивании Алькорана - 2. 4

Юлиан Смирнов
                Николай из Кузы 
                О просеивании Алькорана               

                Книга вторая
                Глава четвёртая
                Каким образом мы восходим
                от плодородия разумной природы
                к плодородию природы божественной


Дабы возвыситься посредством чувственно воспринимаемых к плодородию разума, а от плодородия разума к божественному плодородию, заметь: узрев, что столь красивые и разнообразные устроения городов, храмов, военных лагерей и сооружений, столь различные ткани, картины и наряды, столь разные языки, науки, искусства, книги, сладостнейшие гармонии, тонкие на вкус отвары, идеально упорядоченные государственные устройства, законы и многое иное, которому нет числа, – творение простого, но при этом троичного, незримого и ускользающего от чувства разума, от которого все они возникли и которых и вовсе бы не было, если бы они не существовали в нём намного более высоким – интеллектуальным – образом,*1 – и увидев вызывающий огромное удивление разум, взойди*2 от него к его создателю, создателю всего, дабы узреть его божественное плодородие и понять, что интеллигенции,*3 небеса, звёзды, Солнце, Луна, стихии и все те, которые существуют, живут и мыслят, – творение простейшего и плодороднейшего создателя, и что творение есть показывание тех, которые всегда и вечно были в его уме им самим, и в своей способности или знании всегда и вечно были тем же, что и он, и в благоугодности своей воли всегда и вечно были тем же самым, что и он, благословенный Бог, который по своей незамутнённой благости показывает «богатства своей славы»,*4 подобно тому как наделённый богатством разум, дабы явить свою славу, показывает и распространяет себя в своих действиях, а тех, которых он интеллектуально содержит в самом себе, он стремится чувственно развернуть,*5 и развернуть как можно лучшим образом, дабы тем самым распространить себя окрест природы блага и сделать себя тем, к кому можно быть причастным.
И ты узришь простейшего Бога, несказанно богатого, красивого и преисполненного всецелым счастьем славной жизни, явившего из своих богатств светоносные интеллигенции самых разных форм, сияющие звёзды, живые, одушевлённые существа, сладчайшие запахи и благовония, красивейшие цветы и неисчислимое множество иного…
 
                *




                Примечания


*1  Такую философскую позицию вполне можно квалифицировать как «крайний реализм»; и эта наделённая онтологическим, гносеологическим, аксиологическим и метафизическим смыслом формула Николая как нельзя лучше согласуется с его – изложенным им в работе «О знающим незнании» –  учением о совпадении противоположностей в едином и простом Абсолюте.

*2  Преподносимая Николаем в императивном ключе идея необходимости «восхождения» (з бнбвбуйт, ascensio) – сквозной мотив идеалистических философских систем Платона, Плотина, Максима Исповедника…

*3  Учение об «интеллигенциях» – вариация на космологические темы Аристотеля. Ниже Николай говорит о «светоносных интеллигенциях» (licidae intelligentiae), ставя их в один ряд с «сияющими звёздами»…

*4  См. «Послание к Римлянам» 9.23.

*5  Значимую для Николая тему развёртывания можно обнаружить в русле философии Плотина, Северина Боэтия…


                *   *   *   *   *













                Перевод с латинского и примечания Ю.Е.С.               
               
                26.02.2021