Старинная Усть-Цильма

Татьяна Жегличева
   Смотрю на тебя Усть-Цильма с высокого берега,находясь уже в Москве,а помню все так,как-будто это было вчера.
   Наша геофизическая партия расположила свою базу в деревне,в пяти километрах от села Усть-Цильма.По прибытии на место оказалось,что я буду все время находиться на базе,а моя восьмилетняя дочка,которую я взяла с собой,должна ждать меня с работы в общежитии,места в котором нам предоставили для проживания,в самом центре села Усть-Цильма.В нем поселились все женщины нашей партии и здесь же была оборудована камералка. Оставлять девчонку одну в селе Усть-Цильма,хотя бы и с частичным присмотром на весь день,не входило в мои планы,И я вознамерилась снять жилье в самой деревне.
Мне говорят:
-Там уже фактически деревни этой нет,многие дома раскатаны на бревна и перевезены в село Усть-Цильма,а в деревне осталось несколько домов,по одному живущему старичку в каждом.Да они-старообрядцы и на постой не берут никого.
Но я полна решимости,а главное  знаю,что мне нужно.И я,не теряя времени,оставив дочь и вещи в камералке,бегу вдоль берега Печоры в эту самую деревеньку с надеждой найти жилье.
Хожу,зову...,никто из домов не выходит, и стало мне казаться,что здесь действительно никто уже не живет.А дома здесь стоят особенные,северной постройки,двухэтажные,рассчитанные на жаркое лето и холодную зиму,с огромными амбарами для сена,упирающиеся задками в подьем горы.
И когда я совсем теряю надежду найти жилье,появляется из одного дома пожилая женщина.
Говорю ей чуть ли не со слезами в голосе:
-Доброго дня,возьмите на постой!
-Не берем!-отвечает и сразу уходит.
Я уже не сдерживаю слезы,но все- таки иду к последнему в деревни,самому  крайнему дому.Опять кричу,зову:
-Есть кто?
Выходит ко мне старушечка,старенькая -пристаренькая,согбенная вся,с горбом на спине,лет под девяносто ,смотрит на меня такими добрыми глазами,слушает,наклонив голову,что я говорю ей:
-Бабуль,пусти на постой,а то хоть в Москву обратно лети,дочку бросить не могу,а мне надо работать и чтобы она была со мной и все время рядом.
Помолчала бабуля,подумала и говорит:
-Не берем!
Как же я говорила-уговаривала ее...не сказать,не рассказать...И сдалась таки,согласилась взять на постой,моя милая старушечка.
Повела меня за собой через избу в терраску-пристройку к дому:
-Вот здесь надо ть жить!
Притащили мы свои раскладушки,спальники,марлевые пологи-накомарники,
натянули их над раскладушками и стали устраиваться в пустой этой комнате:я,дочка и еще наша радистка.В первую ночь проснулись как-то все разом, открываем глаза и видим,что вся пристройка плотно наполнена комарами,таким густым,мутным,гудящим облаком.Позвали бабулю.
Перекрестилась она и говорит:
-Сроду такого не видывала,видать на новеньких налетели,жилье то пустует какой уж год.
Побрызгала чем-то и к утро все комары куда-то исчезли.
И стали мы жить-поживать у бабушки.Я целыми днями нахожусь у аппаратуры на базе и работаю спокойно-дочка со мной.Было ей с кем пообщаться и поиграть,ещё две семьи взяли своих детей в экспедицию.
А сейчас я остановлюсь на описании удивительного дома,в котором мы жили.Старый,но видно что сработан основательно на долгую жизнь.А сам дом и сама наша бабушка были как из какой-то удивительной старины и у меня все время возникали перед глазами репродукции к сказкам А.С.Пушкина:терема,одежды всякие многослойные,кокошники,..Утварь домашняя была у бабушки такая, какую можно найти лишь в историческом музее,а здесь хозяйка пользуется всем этим в обычной каждодневной своей жизни и я, живя здесь,все это могу потрогать,разглядеть поближе.
А уклад жизни нашей хозяйки тоже особый,размеренный,трудовой,..Одна работа сменяет другую.Утром обязательно затапливается печь и  бабушка печет шанешки,они особой формы и способ выпечки местный,свой,а после этого надевает на нос круглые очечки,с бельевыми резиночками за уши,и читает очень толстую церковную книгу у окна.Потом сидит за ручной швейной машинкой и шьет красивые рабочие рукавицы,украшая их обрезками кожи,сукна,цветными лоскутками.Повесит рукавицы на гвоздики над дверью,ходит и сама  на них любуется.А и вправду-какая красота!
Потом подвязывает кожаный фартук,садится на крыльце и на коленях расчесывает овечью шерсть специальными щетками,потом стирает ее,красит в разные цвета,развешивает сушиться-такое это очень уж хлопатное дело,а позже,на чудесной прялке,старинной,с красным росписным узором,прядет уже нитки,из которых потом вяжет изделия.
Подсаживаюсь к ней:-Бабуль,научи!
-Ну дак,пробуй...
Пытаюсь как-то подладиться,повторить ее движения пальцами,закручивая нить на веретено...,но оно из рук ускользает,все время падает... не получается так сразу,без навыка...
Бабушка смеется:
-Вот потеха,так потеха!
Говорит она,а выговор особый,употребляет слова старинные,у нас таких нет в обиходе.Жаль,что не записывала за ней и многое память растеряла.Но я не отступаю и продолжаю настойчиво учиться прясть нитки и у меня все-таки стало получаться.
Жила бабушка в доме одна.Не бросала свой дом.Растила под окнами только картошку,окучивала ее.Смотреть на это было невозможно и тогда мы бросались к ней,брали из рук мотыгу и помогали,а она стояла и улыбалась.
Семнадцать родов было у нее.В живых осталось только двое детей.Видели как-то приплывал к ней на лодке уже очень пожилой мужчина.Внучки приходили, приносили ей хлеб и прочее...Иногда бабушка брала маленькое детское ведерко и со словами:
-Ягоду то брать надо ть,-шла за черникой,набирала немного,приходила очень усталая,ложилась и охала.Но все равно,отлежавшись,вставала и все по дому продолжала делать.Такая знать порода ее-не сдающаяся.Вечером под лампой вязала из своей пряжи теплые разноцветные варежки с искусным и сложным рисунком.Варежки и рукавицы носила сдавать в сельпо,выручала за них какие-то деньги.Жили мы с ней дружно,Что нам выделялось на пропитание делились с ней.Как-то продала нам ведро картошки.В магазине ничего из еды не продавали,был только хлеб и халва в жестяных банках.
-Пойдем,сама наберешь!
Поднимаемся,на склоне горы у нее земляная яма,типа погреба,с прямоугольным лазом:
-Лезь,-говорит,-набирай в ведро.
Сползаю в яму на животе,спрыгиваю,как в бездну,не глядя.Как отсюда буду вылезать,пока не ведаю.Помещение пустое,только в углу лежит намного картошки.Бабушка бросает мне ведро,начинаю набирать в него и вдруг вижу крысу,Пробежала она быстро по стенке туда-сюда,остановилась и смотрит на меня.Я застыла от ужаса,но успела взглянуть наверх,лаз где-то высоко надо мной и виден мне только кусочек неба.Высота приличная,как я сюда спрыгнула непонятно.Так и стою,застыв,боясь шевельнуться,не зная что делать.Крыса постояла и быстро скрылась в норке.Я взяла палку,я ее только что заметила.С палкой как-то по-спокойнее мне стало,Жду,.,но крыса больше не появлялась.И тогда...Надо ли описывать как я взлетела вместе с ведром картошки и вылезла на свет божий.Но,о! Мы уже были с картошкой и можно было жить дальше.
Но был период и голодали мы.И тогда моя девчонка взяла у наших рыбаков удочку и пошла к берегу Печоры.Стоит и ловит усердно рыбу.Принесет в пакетике свой улов,каких-никаких рыбешек,нажарим,хлеба побольше,чаем запьем...
Хвалим-не нахвалимся рыбачку:
-Кормилица наша!Умница!Без тебя бы померли с голоду!
А девчонка моя горда и счастлива,не просто помогла маме-накормила!
А вот еще хочу описать какую необычную одежду носила наша бабушка:вначале надевала нижнюю рубашку,потом еще одну,на это -сарафан,на сарафан что-то такое с рукавами,весящими по бокам,потом фартук,потом другой фартук до пояса из плотной ткани и...за работу.
Страшная кончина жизни настигла эту удивительную женщину,вечную труженицу.Привезли весть о случившемся с ней,что якобы открыла она по доброте своей душевной дверь сбежавшим зэкам. Убили ее зимой.Это уже когда нашей базы там не было.
Господи!Не могла она заслужить такую смерть!Не справедливо это!Но случаи бывают в жизни страшные и лагерей слишком много в этих краях.
Так и стоит перед глазами ее дом,огромная ширина реки Печоры,крутые ее берега,поросшие густым лесом и богатые ягодами,поля и старинные кладбища-погосты на самых высоких местах.
А мы продолжаем геофизические работы.И у нас ещё лето,жара страшная!
Каждый день мы с интересом следим за рекой.В середине ее появилась вдруг и стала расти на глазах желтая полосочка,песчаная отмель,которая
все ближе и ближе приближалась к нашему берегу и вот,наконец-то,соединилась
с ним и мы теперь ходим до воды долгим песчаным пляжем:постирать или так прогуляться. Очень хочется побыть в жару у реки и просто на воду поглядеть.
А теперь немного истории этих удивительных мест,что удалось узнать-просто интересно очень.
   В ста километрах от полярного круга река Печора делает свой последний изгиб на пути к Северному Ледовитому океану.Здесь,в излучине,окруженная суровыми северными лесами и стоит это старинное русское село Усть-Цильма.Какое же здесь удивительное небо и какой невероятной красоты зори.До поры Северного сияния мы не дожили,отпустили нас с дочкой к первому сентябрю в школу.А по рассказам это что-то!Селу-480 лет.В селе живут до сих пор прямые потомки древних новгородцев.Живут по старинке,по самой-самой стародавней.Веру чтут старообрядческую.А почему стало мне это еще интереснее,что узнала я относительно недавно,что крестили меня в старообрядческой церкви в подмосковной Верее,что под Можайском,а мама моя ездила молиться в старообрядческую церковь на Рогожской заставе в Москве,где ее и отпевали после смерти.Да и крестик мой, серебряный,тоже необычной формы.
Об Усть-Цильме писать-что сказ сказывать.
Все село в деревянных настилах.Идешь по такому "тротуару"по улице села и любуешься каким- нибудь пряничным домиком,расписанным и тонко сработанным.Стоишь и уходить не хочется.Сказка для глаз.
Пришли сюда люди,по историческим данным в четвертом тысячелетии
до нашей эры,ну а новгородцы появились уже в одиннадцатом веке.Новгородских промышленников привлекало пушное богатство и доходный рыбный промысел.Река-то  очень богатая!В 1330 году князь Иван Калита посылал сюда людей для отлова охотничьих птиц,особенно кречетов.А в 1492 году открылось еще одно богатство-медно-серебряное рудное поле.С того времени Россия сама стала добывать и плавить металлы и чеканить монету из своего серебра.В 1542 году новгородец Иван Ластка основал Усть-цилемскую слободу на правом берегу Печоры под горкой,на гари-где лес выгорел.Облюбовав место для жилья,получил на 100 лет от Ивана Грозного жалованную грамоту,навербовал 12 крестьянских семей на жительство.А те со своим домашним скарбом,скотиной,семенами и божественными книгами отправились в дальний путь.Потомки их и сейчас живут в селе.Новая слободка начала жить. Новоселы наладили крепкое хозяйство.Огороды сажали,ячмень сеяли,сено скоту по два раза за лето косили,научились у местных  держать оленей и ловить рыбу.Сейчас сюда можно только самолетом долететь,а раньше оказывается был здесь торный зимний тракт.Ездили отсюда на морские острова Баренцевого моря-бить морского зверя и на ярмарки успевали в сказочно-богатую Мангазею(русский город в Западной Сибири на правом берегу реки Таз,назван по имени местного племени ненцев.Сейчас называется Туруханск Красноярского края).В 1620 стала Усть-Цильма таможенным пунктом ,где регистрировалось движение в Сибирь и обратно.Усть-Цильма росла,раскинувшись на несколько километров вдоль Печоры.В 1843 году в ней было 240 домов,а уже в 1880 году-1100.В двадцатом веке на долю Усть-Цильмы выпали те же радости и горести,которые испытала вся Россия,но смогла отстоять и сохранить свою самобытность.Привезенные духовные рукописные книги переписывались,перечитывались,новые собирались и это очень влияло на грамотность жителей.Так приумножалось духовное богатство края.В каждой семье были духовные книги.Книги привозились отовсюду.
Когда в конце семнадцатого века на Руси произошел раскол,здесь появились скиты старообрядцев.Тут то и выяснилось,что жители Усть-Цильмы свято хранившие верность заветам предков оказались приверженцами старой веры,которую сохранили и по сей день,как и рукописные книги."Беглецы веры" уходили от преследований в глухие печорские дебри.Немалое значение для приверженцев старой веры имел тот факт,что на Печоре,в Пустозерском остроге,был мучим  в заточении и казнен огнем великий расколоучитель Аввакум с "союзниками".Но гонения только укрепили старую веру.Усть-Цильма стала "старообрядческим гнездом" на Печоре.
И нам еще повезло,что
попали мы на местный праздник Красная горка,который приходится на вершину трудового года,отдых перед покосом.Как правило, Красная горка выпадает на Петров день.
Из сундучков всех семейств достаются старинные прабабушкины сарафаны из китайской парчи и роскошные с золотом шали.Начинается праздник.Девочки в специально сшитых костюмах пятнадцатого века принимают участие в соревнованиях "на самую лучшую".Мамы,бабушки в нарядах,строго выдержанных фасонов и каконов 15 века.А цвета то какие:красные,золотые,темно-зеленые..."Горка" проходит вечером.Идут по центральной улице поселка несколько километров нарядные женщины по деревянным настилам.
Шелестят шелка,переливается разноцветьем сарафаны.Идут и поют.Ситцевых сарафанов здесь не найдешь.Не растет здесь лен.Наряды шьются только из дорогих привезенных тканей,а украшения у всех: броши,бусы,ленты,цепочки.На большой луговине мужчины и женщины встают в хоровод,он растет,собирая всех жителей села,закручивается в спираль,опять в круг,разбивается в шеренги.Люди пляшут,поют старинные песни,частушки.Такое веселое гулянье продолжается допоздна.А потом все идут к реке,к месту,где было первое поселение,справлять"Петровщину"-трапезу,в которой участвуют и духи предков.Стоят белые ночи.А завтра всех жителей ждет сенокосная пора.
Улетать не хочется отсюда.
Так бы и осталась жить в этих краях.
Но дочке надо в школу и мы возвращаемся домой в Москву.

         Здесь по старинке
         жить бы стала.
         В Москве
         легко,простора
         мало.
         А здесь такая
         красота:
         Без края высота
         небес
         И ширь чарующей
         реки,
         Лесов обильны
         приношенья
         И так сильны
         людские
         отношения.
               
                1982 год            

                ***