Два дня и Святой Георгий ч. 14

Светлана Леонидовна Черникова
 Когда всклокоченные мальчишки поднялись к Максу домой, дверь открыла бабушка, увидела побитую компанию, охнула и побледнела:
- Господи! Где вас так угораздило? Вы что, подрались? Руки-ноги целы? Максим, что ты молчишь? Где вы были?
- Ба, все в порядке, мы тут немножко тренировались, рукопашный бой…все такое… А там по-настоящему надо.
- Я вот вам задам, рукопашный бой! Быстро заходите, раны лечить будем!
Бабушка Макса принесла большую аптечку и принялась доставать оттуда бинты, йод, зеленку и прочие медицинские штуки.
Через два часа умытые и причесанные, с замазанными царапинами и ссадинами, мальчишки сидели на кухне, и пили чай. Посреди кухни стояла на табуретке огромная корзина, а над ней склонилась изумленная бабушка:
- Надо же, чего это Пашка так расщедрился? Только вот днем заходил, говорит, вещь какую-то ты просил найти и ему отдать. А я его не пустила, говорю, пусть Макс сам приходит и ищет, если ему надо. Чего он посторонних просит?  Вечером, говорит, зайду еще. И вот, посмотрите-ка – буженина, икра, ой, Господи, ананас! Да какой большой….Продукты-то все дорогие… А велосипед ты ему зачем давал? У него машина, на что ему велосипед твой? Смотри, Максим, сломает он его, а новый не напокупаешься!
Мальчишки переглянулись и взяли с тарелочки еще по бутерброду с красной икрой.

                Х

 На следующий день друзья подъехали к офису казачьего общества ровно в девять утра. Им не терпелось скорее поехать с атаманом на гору и разыскать наследников Заречнева. Почему-то верилось, что именно сегодня им повезет и что-нибудь прояснится в судьбе пропавшего офицера. Их встретил сам атаман. Ребята оставили велосипеды у крыльца, разместились в машине атамана и отправились в путь.

 Через полчаса были на горе и медленно въезжали в частный сектор по укатанной глинистой дороге. Немного поплутав, остановились возле дома №15 по ул. Партизанской. Все вышли из машины и Лешка постучал в калитку. Минуту спустя дверь в доме отворилась, на пороге показался молодой мужчина лет сорока в тренировочных штанах.
- Здравствуйте, Анатолий Федорович Заречнев здесь проживает? – обратился к нему атаман.
- Ну, здесь. А что нужно? – мужчина недоверчиво оглядел приезжих.
- Я – атаман городского казачьего общества. Хотел бы с ним поговорить об его отце и деде. Мы восстанавливаем историю казачества, некоторые факты хотелось бы уточнить.
- Заходите. Это мой отец – мужчина распахнул дверь и направился в дом,  обернувшись, он предупредил – Но, он себя неважно чувствует сегодня. Поэтому, если можно, недолго.

 Вся компания прошла в дом. Разместились на просторной кухне и стали ждать хозяина. Через несколько минут к ним вышел сухонький старичок с прямой спиной. Он узнал атамана и, обрадовавшись, пожал ему руку.
- Николай Гаврилыч, какими судьбами? Что за хлопцы с тобой? Чай сейчас будем пить. Сережа, неси чаю! – захлопотал старичок.
- Спасибо, Анатолий Федорыч, дорогой! Как сам жив-здоров? - Николай Гаврилович присел на предложенный хозяином стул.
- Я-то в норме, скриплю потихоньку. А вот у тебя, чую, дело неотложное?
- Да, Федорыч. Это помощники мои молодые. Продолжаем восстанавливать память о казачестве в нашем краю. Ты деда своего помнишь? Александра Александровича Заречнева?
- Как же! Помню по рассказам бабушки. Только он не Александр Александрович, а Александр Андреевич. Славный казак был. Погиб в гражданскую. Отец мой – Федор Александрович на войне голову сложил. Так вот и остались одни. Осталась память о них – только пара фотографий. Мать сохранила чудом. Старые они. Сережа, принеси альбом-то!

 Мужчина, уже надевший рубашку, принес старенький альбом с фотографиями и принялся наливать чай. Открыв альбом на первой странице, гости посмотрели на снимки. На одном из них сидел строгий казак в полном походном одеянии с большими усами. Рядом также строго смотрела на них его жена. Милая уставшая женщина с гладко причесанными волосами. На втором фото был уже высокий  солдат в шинели без погон, в обмотках. Что-то неуловимое роднило эти фотографии. Усы солдата, хоть и были не такие пышные, но подчеркивали сходство отца и сына. Наши искатели погрустнели. С фотографии на них смотрели совсем не те лица.
- Ну что ж, спасибо тебе, Федорыч. Бравые казаки были твои родичи!  - поблагодарил Николай Гаврилович
- А ты, я вижу, приуныл, атаман. Ищешь кого? – старичок внимательно посмотрел на атамана.
- Ты понимаешь, нашли тут по случаю фото. Вот оно. Подумали, что дед твой изображен, да промахнулись немного.

 Николай Гаврилович подал фотографию деду. Тот внимательно ее посмотрел, прочитал надпись и задумался.
 - Вообще-то был у нас еще Заречнев. Александр Александрович. Это мне бабка еще рассказывала и мать тоже. Поскольку путали их, братья они были, Антон с Сашкой да мой дед Андрей, все Заречневы.  Да только мой дед с Антоном к красным подался, а Александр  на стороне белых остался. Пропал он без вести. Ничего про него известно не было. Марию его сначала арестовали, детей отдали в детский дом. Потом говорили, что выпустили ее. А про детей ничего не знаю. Похоже, тот это Заречнев. Ох и геройский был вояка, красные за его голову много денег сулили.

 Подошел Сергей, взял фотографию. Долго смотрел, как будто вспоминая что-то. Потом взял в руки сотовый телефон и набрал какой-то номер и сообщил кому-то:
 - Тетка Матрена, ты дома? Сейчас зайду к тебе, можно? Только я с гостями. С атаманом зайду. Хорошо, жди.
Он отдал фотографию атаману и посмотрел на гостей:
 -  У тетки Матрены есть одна фотография, на которой этот же казак изображен. Может это ее родственник? Пойдемте, здесь недалеко, через два лома.

                Х

 Они вышли гуртом и пошли быстрым шагом вдоль покосившихся заборов. Огороды, несмотря на буйство зелени, были ухоженные. Старые яблони протягивали свои ветви за заборы. Подсолнухи желтели головами тут и там. Возле резной калитки они остановились и отдышались. Дверь отворилась, на пороге стояла тетка Матрена – полненькая улыбчивая женщина лет шестидесяти. Приятная и пахнущая свежевыпеченными булочками. Она заулыбалась, засуетилась на крыльце:
- Заходите, гости дорогие! В хату! Не разувайтесь, так идите!
- Здравствуйте, Матрена, как по отчеству? – поприветствовал ее атаман.
- Николаевна – хозяйка, улыбаясь, пытливо смотрела на гостей и  пыталась угадать, какое дело их привело в ее дом.

 Гости прошли в дом и расположились в небольшой кухоньке.
- Матрена Николаевна, дело у нас к вам деликатное. Знаете же, что мы восстанавливаем историю казачества в городе и крае. Посмотрите на эту фотографию, пожалуйста. Не так давно нашли, по случаю, ищем родных.
Он протянул ей фотографию. Тетка Матрена надела очки и взяла ее в руки. Прочитала надпись. Посмотрела на гостей и снова прочитала надпись.
- А откуда она у вас? – тихим голосом спросила тетка Матрена.
- Что, узнала кого? – с надеждой поинтересовался атаман - Вот, пацаны нашли. Расскажут тебе.

 Тетка Матрена ушла в комнату, вышла обратно с небольшим фотоальбомом в руках. Он открыла альбом и достала одну фотографию. На ней был изображен тот же казак, но сидел он вместе с женой и двумя детьми. Наступила тишина.
- Вы, ребята мне расскажите, что да как. Это дед моего мужа. Я его пока не зову, сердце у него больное. Расскажите, а потом подумаем, как сказать ему.
- Тетка Матрена, так дядь Вася ведь Петров! И отчество у него Юрьевич! – озадаченно заметил Сергей -  А здесь Заречнев Александр Александрович.
- Эх, Сережа. В детдоме его отец-то имя новое получил. Отец его был Павел Заречнев и сестренка у того была - была Аня Заречнева. Как мать арестовали как жену врага народа, так их в детдом и отправили. Причем, в разные города. Мать перед арестом, как чуяла, вышивку сделала внутри воротника курточки каждому с его именем. Мастерица была. Кисеты шила, салфетки вышивала. Уже перед войной Павел – Юра  стал искать сестру. И нашел. Аня стала Катей Молоковой. Они разок встретились, но жить рядом не могли. Не родственники, боялись очень, что их как мать посадят. Потом война, Аня – Катя погибла в первые дни войны. А Павел-Юра дошел до Берлина. Женился, сын его – Василий – мой муж. Павел сразу после войны стал искать сведения о своих отце и матери. Мать посмертно реабилитировали. Об отце и слыхом не слыхивал.
Умер он от ран в 55-ом году. И единственная мечта его была найти хоть что-нибудь о своем отце. Не верил он, что отец – враг народа. А Вася мой продолжил искать деда. Он даже сделал, ой, да пойдемте, покажу!
Она вскочила, но потом вдруг остановилась и подошла к окну:
- Василий, иди сюда, гости у нас!

 Из глубины сада вышел пожилой мужчина с прямой спиной и военной выправкой и поздоровался. Когда он повернулся к свету – мальчишки ахнули. Перед ними стоял Заречнев Александр Александрович, только постаревший. Потом, приглядевшись, они конечно нашли отличия от образа на фото. Но, все равно, их не покидало ощущение, что перед ними тот самый  бравый офицер Заречнев!
- Доброго здоровья! Проходите пожалуйста, чем могу быть полезен? – Василий Юрьевич улыбнулся и жестом пригласил гостей пройти в комнату.
- Вася, это Николай Гаврилович, атаман нашего городского казачьего общества. Они историю казачества восстанавливают, можно я им твоих покажу?
- Ради Бога, Матрена, конечно показывай. Только, мало что осталось в память об них – Василий направился в глубину дома.
 - Пройдемте в дальнюю комнату. Сами посмотрите – позвала тетка Матрена.

 Распахнулась дверь небольшой комнатки и на стене все увидели персональную историю семьи Заречневых. На стене в красивых рамочках висели фотографии прадеда с прабабушкой – Александра Александровича  и Марии Тимофеевны,  маленькая военная фотокарточка Анечки Заречневой, Павел Заречнев – военное фото на танковой броне. Награды Павла. Здесь были и ордена и медали. Кое-какие Герка узнал, такие были у его прадеда. Вышитые салфеточки, связаный крючком воротничок…

 Внезапно Герка подумал, что и ему нужно сделать такую стенку. Стену гордости за своих дедов! Мальчишки переглянулись и посмотрели на атамана. Он кивнул.
Откашлявшись, Герка выступил немного вперед и произнес:
- Тогда разрешите добавить на вашу стену еще две награды. Они принадлежали вашему деду Александру Александровичу Заречневу.
Он достал шкатулку и вынул кресты. Лешка и Макс помогли их развернуть.
- Здесь еще кисет и трубка вашего деда – добавил Макс.
- И свечка – негромко сказал Лешка.

 Василий стоял молча и растерянно улыбался. Он посмотрел на фотографию, которую ему протягивала Матрена, на ордена, на трубку, на мальчишек, на атамана и слезы заблестели у него на глазах. Отвернувшись, Матрена заплакала и пошла за валериановыми каплями. Атаман тоже не удержался и утирал украдкой предательскую
слезу. Мальчишки были потрясены случившимся. И тоже еле удерживались, чтобы не прослезиться. Ведь они прикоснулись к вечному. К памяти человеческой, любовно сберегаемой в любых катаклизмах современности. Память и любовь к своим родным и близким, к своим «корням»,  вера в них и забота. И это было наяву, не на словах, а вот оно – только протяни руку.

 Вернулась тетка Матрена, протянула Василию стакан и накапала туда сердечных капель:
- Васенька, выпей, не волнуйся. Мы сейчас все будем пить чай!
- Ребята, Николай Гаврилыч…- сбивчиво заговорил Василий -  я …я .. просто нет слов! Как вы это нашли? Откуда? Столько лет никаких известий, а тут!… Я так благодарен! Чем могу? Вы только скажите! И вообще, к нам в любое время ночью и днем! Вы теперь для нас как родные! Господи, Матрена, да убери ты эти капли! Мне сейчас необыкновенно хорошо! Да-да, пройдемте пить чай! 
 
 Они сидели за столом, накрытым праздничной белой скатертью и пили чай с необыкновенно вкусными булочками.
- Шкатулку мы нашли случайно, она была закопана, наверное, в саду под кустом. А когда берег обвалился в реку ее видно стало. Вот мы ее и подобрали – без лишних подробностей рассказал Герка.
- А вас найти нам помог Николай Гаврилович – добавил Макс.
Хозяин дома рассказал, как и он и его отец долгое время искали хоть какие-то сведения о своем отце и деде Александре Заречневе. Но, все было безуспешно. Понимая, что пропал он безвозвратно в той жестокой битве, они все же надеялись найти хоть какое-то свидетельство о его жизни. И вот такая радость пришла в дом!
 
- Ну что ж, спасибо, хозяевам, да нам пора и честь знать. – засобирался Николай Гаврилович -  Мы встретимся позже! Вы, Василий…хм-хм… Павлович, приходите к нам в городское казачье общество. История вашей семьи трагична, но ее необходимо сохранить для потомков. Она должна быть в нашей Книге Памяти.
- Всего доброго! Нам было приятно с вами познакомиться – Герка пожал протянутую руку Василия.
- До свидания! – Лешка также попрощался с ним.
- Всего вам хорошего, не болейте! – Макс пожелал на прощание всей семье Заречневых.

 Малчишки ехали в машине атамана и смотрели в окна. Еще один летний день клонился к закату. Говорить не хотелось, каждый вынес из этой истории что-то для себя настолько ценное, что не хотелось это расплескивать. Возле офиса они попрощались с атаманом.
- Николай Гаврилович, спасибо вам за помощь! – взволнованно произнес Герка.
- Да, спасибо, мы бы еще месяц его искали, наверное – улыбнулся Макс.
- А тому вашему седому что будет? Он хотел вас обмануть! – неуверенно спросил Лешка.
- Не за что, ребята. Хорошим людям грех не помочь. Вы заходите к нам, я расскажу вам о нашем обществе, с ребятами своими познакомлю. Коней посмотрите. А захотите – научим верхом ездить  – Николай Гаврилович обернулся к Лешке  и, весело улыбаясь сказал -  А седого больше у нас не будет. Не казак он. Уволю завтра, а перед обществом он за свой поступок отвечать будет. Это -  безусловно. До свидания, хлопцы!


 Пацаны поехали по домам. На душе у всех пели птицы. Гордость брала за свой сегодняшний поступок. Но, больше всего, их радовала сама жизнь такая, как она есть. Каникулы еще не закончились, лето было теплым, велосипеды всегда под рукой и не надо было ничего бояться! Герка катил домой, предвкушая, как он все сегодня  расскажет родителям. Как мама будет пугаться, отец хохотать и сердиться. Но, все равно, это будет один из лучших вечеров его пока еще маленькой жизни.
Остановились на углу сквера.
- Ну что, завтра как всегда или отсыпаемся? – поинтересовался Герка.
- Давайте отоспимся! – предложил Лешка.
 - Можно. Но я тут заметил кое-что, когда с атаманом обратно катили….. – Макс загадочно прищурился.

Они громко захохотали. Решение было принято!