Как святой земли русской попал в Латгалию

Татьяна Колосова
В один из своих приездов в Прейли (город в восточной части Латвии), как обычно, заглянула в Прейльский музей истории и прикладного искусства. После обмена новостями со знакомыми сотрудниками, историк Наталья повела меня в зал экспозиций. Очень ей хотелось показать выставку, посвященную староверам Прейльского края. Там были использованы как мои материалы, так и учителей, и учеников 2-й средней школы. А еще - моих родственников из деревни Санаужа. После рассматривания фотографий, долгих обсуждений и воспоминаний, повернулась я к другому стенду. Мои шаги привычно были направлены к фотографии народного композитора Яниса (Ивана Андреевича) Иванова. Но яркий луч солнца сбил мой шаг, он прямо указывал на другой предмет под стеклом соседнего стенда. Взгляд упал на невиданную доселе фигурку сгорбленного монаха.

- Откуда это у вас? - спросила я у Наташи. - И что это за монах?
Глаза уже нашли надпись мелким шрифтом подле фигуры -"о. Нил Столбенский".

- Эту фигурку привезли староверы из Сибири, а к нам попала из Рудзатской стороны.

- ... Знаешь, Наташа, что-то мне подсказывает о неправильной информации. Во-первых, такие одежды носили монахи из Псковско-Печерского монастыря. Первая моленная в Рудзатской стороне, точнее в имение Элеонорвиле, была создана купцом из Псковской губернии Петским, много позже и немного подальше появилась другая моленная - в деревне Разбегаевка, ее более знают как Малоколны.

Память унесла меня в прошлое... однажды я оказалась в гостях у Петра Иванова из деревни Регентово. Когда-то деревня принадлежала Варкавской волости, но по последней административной реформе - оказалась в Ливанском крае. Помнится, показывал он старинные фотографии псковских купцов. Во второй половине 19 века приезжали они в Латгалию за льном. И однажды один из них присмотрел староверочку Марину. Из богатого рода она была, дочь Василия Ларионовича Друговейко, одного из руководителей Москвинской старообрядческой общины. Присмотреть-то присмотрел Афанасий Филиппович Петской себе невесту, так еще и в жены позвал. А Марина с батюшкой разлучаться не хотела. Вот жених с помощью будущего тестя и купил землю в Рудзатской стороне. Там строил и развивал свое хозяйство. В их большом доме долгое время была домашняя моленная. В главной зале молился сам хозяином с семьей, а вот во второй комнате - другие староверы. Иконостас состоял из больших и дорогих икон. Ходит молва, что даже духовного наставника привезли из Псковской губернии.

Афанасий Филиппович со времен заслужил не только уважение людей, но и высокого положения в обществе. Он входил в Двинскую уездную управу по делам земского хозяйства и был земскoй гласный.

Сам ли Афанасий Филиппович или его наследники, наверное, и привезли фигуру известного монаха. Связь с родными местами они не теряли, помнили свое имение в Большой Петской волости Славского района Псковской губернии.

Вот так могла попасть в Прейльскую сторонку фигура монаха.

- А давай-ка заглянем в Интернет! Может там что интересное найдем.

Мой "друг и помощник" выдал нам несколько ссылок.
Нил Столобенский - святой Русской православной церкви, основатель Нило-Столобенской пустыни. Причислен к лику святых как преподобный.
После прочтения и сравнения разных ссылок мы остановились вот на этом материале, с которым вы можете ознакомиться самостоятельно:
http://akafist.ru/saints/nil-stolobenskij/kratkoe-zhitie

* Латгалия, Латгале - восточная часть Латвии, когда-то входившая в состав Витебской губернии Российской империи.
 

© 2018 Tatjana Kolosova-Peresta All Rights Reserved