Свидетели прошлого

Галина Соловейкина
В каждой музейной фондовой коллекции есть экспонаты, вызывающие особый интерес, тем более, если их можно охарактеризовать как художественное произведение и исторический документ одновременно. К таким, без сомнения можно отнести небольшую, но очень яркую и по содержанию, и в оформительском плане, коллекцию плакатов, хранящуюся в фондах нашего музея, изданную в начальный период  Первой мировой войны.
Плакат, согласно определению,  – это печатное рекламное или агитационное издание, в котором присутствует краткий текст, стихотворное четверостишие или краткий слоган, призыв, и относится к специфическому виду графики. Плакат является носителем информации, касающейся всех сторон общества: политики, экономики, культуры, защиты природных ресурс. Это хорошо было знакомо людям, живущим в СССР. Плакат стал для советского человека привычным, повседневным предметом, одним из многих, которые его окружали в быту, школе, на предприятии. Но так было не всегда.
Как и многие, привычные для нас сейчас вещи и предметы, плакат имеет долгую, тысячелетнюю историю. Информационно-агитационные афиши-объявления стали использоваться для поисков беглых рабов  еще в Древнем Египте. Позже, в Древней Греции и Риме, по мере развития торговли, культуры и искусства получили распространение листовки сопровождающие рисунками и текстами для информации интересных торговых предложениях, а также для оповещения населения о предстоящих спектаклях. Но это была предыстория современного плаката в том виде, который дошел до нашего времени. Годом появления плаката принято считать 1866 год, когда французский художник Жюль Шере основал в Париже собственную небольшую литографную мастерскую и сформулировал основные принципы искусства оформления плаката, которые актуальны по сей день. Три основных принципа: броскость, которая достигается, прежде всего, за счет контрастных и ярких цветов, возможность для зрителя воспринимать изображение «за мгновение», и лаконичность и концентрацию его внимания. С этого времени плакаты стали использоваться в основном в качестве рекламы товаров и услуг.
В русский язык это слово – «плакат» пришло из французского (placard) и немецкого (das Placate) языка. Как самостоятельный вид графического искусства плакат в России стал формироваться в конце XIX в. и до начала Первой мировой войны использовался как реклама товара или определённой услуги. В это время русский рекламный плакат существовал в трех направлениях: торгово-промышленном, социально-политическом и зрелищном. С началом Первой мировой войны в отдельную тематическую разновидность плаката выделяется политический плакат, и в частности агитационный. С этого времени плакаты превращаются в самое массовое и действенное средство информационной борьбы. Они обращаются к гражданскому населению с агитационными призывами о мобилизации в армию, подписке на военные займы и оказание благотворительной помощи раненым и беженцам. Воинам, сражавшимся в окопах, стараются поднять боевой дух. По характеру изображений плакаты этого периода времени были приближены к лубочному типу, народной картинке, отличающиеся простотой образов и понятным текстовым содержанием. Плакаты сатирически изображали немцев и их союзников, рассказывали о подвигах русских солдат и офицеров.  Они были призваны воспитывать патриотические чувства у населения Российской империи. Плакаты печатались огромными тиражами более, чем в 60-ти  издательств: в Риге, Одессе, Казани, Петрограде, Ростове-на-Дону, Саратове, Нижнем Новгороде и др. городах. Только в Москве насчитывалось 20 издательств: И.Я.Виноградова, Е.Ф.Челнокова, Е.Коновалова и К, И.М.Машистова. Самое крупное и известное московское издательство принадлежало Ивану Дмитриевичу Сытину.
Особой популярностью в народной среде в этом жанре искусства пользовались плакаты и картинки с образом первого георгиевского кавалера этой войны – донского казака Козьмы Крючкова.
Донские казаки всегда олицетворяли собой мужество, героизм, высокий боевой дух, профессиональную военную подготовку, и самое главное, беспрекословное служение Отечеству. На фронты Первой мировой войны Дон выставил 125 тыс. воинов, 40% всей казачьей конницы России. 36 тысяч нижних чинов донских казаков и 193 офицера были удостоены высших Георгиевских наград в виде орденов Святого Георгия и Георгиевских крестов, Георгиевским наградным оружием, а также медалями «За храбрость». Первым русским воином, награжденным Георгиевским крестом 4-й степени, в только что начавшейся войне, был донской казак К. Крючков, а три его товарища, Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков, медалями. Этот бой, ставший известен всей стране, произошел 12  августа 1914г. неподалеку от городка Кальвария. Во время сторожевого дозора, четыре казака неожиданно столкнулись с разъездом немецких улан, численностью 27 человек, которых возглавлял офицер и унтер-офицер. Казаки, непривыкшие отступать, несмотря на численное превосходство противника, вступили в бой. К. Крючков один вступил в бой с 11 немцами. На поле боя осталось 22 трупа, двое немцев были ранены и взяты в плен, трое спаслись бегством. К. Крючков, как и все товарищи, получил многочисленные ранения. В госпитале на его теле насчитали 16 ран. В госпитале К. Крючкова навестил командующий русской армией – генерал Павел Ренненкампф, поблагодаривший казака за доблесть и мужество. О подвиге казаков было напечатано во всех российских газета, сюжет батальной сцены публиковали многочисленные плакаты и рисунки, портреты Крючкова были повсюду: на почтовых марках, открытках, на пачках папирос, и даже на конфетных обертках, под названием «Геройские». Одних только лубочных плакатов  на тему боя четырех казаков против 27 германцев можно насчитать в количестве 37. Первую мировую войну Козьма Крючков закончил в звании вахмистра полным Георгиевским кавалером и тремя медалями «За храбрость». Хорошо знавшие его нижнекалмыцкие  хуторяне о нем, как о воине говорили: «Все Крючковы храбрецы. Такая уж семья!»
Неизбежно с течением времени происходят перемены как в жизни отдельного человека, так ив общества в целом. Соответственно меняются ценности и идеалы. Герои и символы, отражавшие ту или иную историческую эпоху сменяются новыми. Но преданное служение Отечеству, мужество, героизм и самопожертвование, присуще русскому человеку. Художественные образы на плакате воплощают в себе историческую действительность и доносят ее до массового зрителя. И благодаря плакатному искусству можно проследить этапы развития общественно-политической, экономической и культурной жизни страны.