Немецкий юноша в России

Нина Битяй
МАРТИН ДАЯНАНДА: «Я ПРИЕХАЛ С ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ. И ОНА ОТВЕТИЛА МНЕ ТЕМ ЖЕ»

Сейчас этот юноша из Германии понимает, что всех иностранцев, собирающихся приехать в Россию, надо предупреждать о том, что здесь придется пройти тест на выдержку. Что ему будут задавать много вопросов. Что некоторые из них будут выводить его из себя. И что отвечать на них ему придется каждый день в течение нескольких лет… А тогда 15-летний подросток, сносно говорящий, но совсем не умевший писать по-русски, впервые открыв двери русского колледжа, ничего этого не подозревал… Знакомьтесь: житель Сосновой Поляны Мартин Даянанда.

Откуда ты родом?

Он вошел – скромный паренек, по одежде ничем не отличающийся от наших молодых людей, на вид лет 19–20. Так и оказалось.
– Давай начнем плясать от печки: кто ты, откуда родом, ну и… ху а ю пэрэнтс?
Молодой человек с интересом стал разглядывать мое жилище, ища, по-видимому, пресловутую печку. Я засмеялась:
– Это идиома, означает «сначала».

Так началось наше необычное – для него и для меня – интервью.
– Отец у меня цейлонец (Шри-Ланка), владел шестью языками, поэтому спрос на него был всегда. Он хорошо зарабатывал в Саудовской Аравии, в Японии, а потом попал в Германию. Там он задержался: получил гражданство и вскоре познакомился с мамой. А с мамой ситуация еще интереснее. Она росла в Грузии в детском доме и до сих пор не знает своих биологических родителей. Когда ей было 12 лет, в Грузию приехала отдыхать ленинградская пара. У них не было детей, и моя мама им приглянулась. Они подружились и решили удочерить девочку. Так сирота Марина оказалась в Ленинграде. А ее приемных родителей я очень люблю и называю дедушкой и бабушкой, потому что они с большим теплом отнеслись к маме, а потом и ко мне. Русские… Они для меня родные люди – а как иначе?

Его матери было непросто адаптироваться в Советском Союзе: русский язык давался 12-летней девочке из Грузии с трудом. Потом такие же языковые трудности повторит ее сын. А вот и взрослая жизнь. Германия. В земле Нижняя Саксония недалеко от Ганновера уютно раскинулся городок Хамельн, известный уже много веков благодаря гриммовской сказке о крысолове. Здесь уже несколько лет живет Маринина подруга и собирается выйти замуж. На свадьбу по приглашению приезжает Марина и знакомится с красивым цейлонцем, будущим мужем и отцом Мартина.

Германия: «Я наступаю на грабли»

Молодые люди поженились, и вскоре у них родился Мартин:
– Отец много работал, а мама все время была со мной. У моей мамы внутренний мир необыкновенный. Она дала мне очень много. Русский язык тоже ее заслуга. Я помню, что в четыре года я уже знал русский алфавит и начинал читать. Впрочем, когда пришло время идти в детский сад, я понял, что не всегда понимаю сверстников – вот и вылез мой ужасный немецкий!
Все дети, достигшие шестилетнего возраста, начинают обучение в начальной школе. Мальчику пришла пора поступать в начальную школу – не берут из-за несносного немецкого! Настойчивая мама, отчаянно любящая своего единственного сына, обегала с десяток школ, и только в одной Мартину дали шанс.

В Германии обязательно 10-летнее школьное образование

В целом система рассчитана на 12–13 лет, подразделяется на три ступени: начальное, среднее I ступени и среднее II ступени. Начальная школа, как и у нас, рассчитана на четыре года. После начальной школы происходит разделение детей по способностям на три разные группы. Наиболее слабые ученики направляются для дальнейшего обучения в так называемую «главную школу» (Hauptschule, I ступень), где обучаются 5 лет. Основная цель этой школы – подготовка к малоквалифицированной профессиональной деятельности. Здесь дается базовое образование.
После окончания главной школы молодой немец может начать работать или продолжить обучение в системе профобразования. Ученики со средними результатами идут в школу II ступени, в «реальную школу» (Realschule) и обучаются там 5 лет. После окончания реальной школы можно устроиться на работу, а наиболее способные могут продолжить обучение в 11-м и 12-м классах гимназии. Также там, как и у нас, существуют спецшколы.

Окончил гимназию – получаешь аттестат, дающий право на поступление в университет. Среднее образование II ступени заканчивается только в гимназии в 11-м и 12-м классах. Ученики 13-го класса гимназии считаются абитуриентами. В этом классе они готовятся к учебе в вузах. Окончившие 13-й класс сдают экзамены по основным школьным предметам (Abitur). Уровень обучения в 12-м и 13-м классах и уровень выпускных экзаменов в гимназии очень высок, поэтому вступительные экзамены в немецкие вузы не проводятся. Принимают туда по средней оценке в аттестате и, кроме того, учитывают социальные факторы. Если претендентов в вуз больше, чем мест, то принимаются лучшие, а остальные записываются в очередь; они могут получить место для обучения в следующем году. Есть там и училища – профессиональные, специальные и высшие.

Как же Мартин вписался в немецкое школьное образование? Начальная школа закончена. Заметим, что система там шестибалльная, высший балл – единица. У Мартина – большинство оценок – тройка (это чуть выше нашей тройки, уже неплохо). Впрочем, учительница рекомендовала мальчику идти в среднюю школу низшей ступени. Отсюда путь к карьере закрыт: на низшей ступени ребята, не способные к дальнейшей учебе, становятся низкоквалифицированными рабочими. Мартин, желавший «грызть гранит науки», обиделся:
– Я же пытливый, любознательный! Я же за эти четыре года уже научился хорошо говорить по-немецки!!! Да и мама сказала: «Ни в коем случае!».
В итоге он пошел в среднюю школу II ступени. В 5–6 классах было тяжеловато, а с 8-го Мартин взялся за ум, и учеба уже давалась легче. Закончив 10 классов, задумался: а что дальше?

Два месяца и «мильон терзаний»

Мама вдруг заявила, что хочет на время вернуться в Россию, потому что должна теперь ухаживать за постаревшими бабушкой и дедушкой. «Как хочешь, а я должна!», – заявила она сыну. И для 15-летнего подростка наступило время раздумий, нет, переживаний! Как это она уедет? А кто за ней там присмотрит? А его друзья? Ведь их немало!!! А самый близкий друг?
«Страдания молодого Вертера» продолжались два месяца. Наконец он принял решение: «Я еду с тобой, мама!». Забегая вперед, скажем, что мудрая мама, оценив любовь сына к России, согласилась с его выбором. А сама… Сейчас она живет на две страны – то в Германии, то в России.
А Мартин, приняв это непростое решение, ни разу не пожалел:
– Каждое лето с малых лет я приезжал сюда к бабушке и дедушке. Я вспоминаю свое детство с большим теплом: мы бегали по каким-то дачным дорогам в Горелово, допоздна, по канавам, по какому-то леску. В общем, я рад, что я из той генерации, из счастливого детства. Смотрю сейчас на 10-летних мальчишек – все висят в телефонах, планшетах – того здорового образа жизни, той беготни, тех подвижных игр, как у нас, у них нет!!!

Раньше он приезжал в Россию на летние каникулы, теперь лето проводит в Германии. Все течет, все меняется…

Россия: «Я на эти грабли уже
не наступал, я по ним танцевал!»

Россия. Образовательные страсти теперь стали русскоязычными. Да-да, 15-летний подросток, адаптировавшись к немецкой школе, уверенно говоривший и писавший по-немецки, знавший разговорный русский язык (с мамой на русском, с папой на немецком), полностью разучился писать по-русски!!! Опять подсуетилась мама: предложила сыну поступить в Академию индустрии красоты «Локон». На самом деле это колледж, но какой! «Локон» – одно из ведущих учебных заведений города по подготовке кадров в области парикмахерского искусства и декоративной косметики. Уже более четверти века колледж снабжает профессиональными кадрами петербургские парикмахерские и салоны. Но мысли-скакуны бешено носились в подростковой голове «нового русского»:
– Как? Я – парикмахер? Не мужское это дело! Это несерьезно!!!

А куда деваться парню, не умевшему писать по-русски? Поступить помог рисунок – юноша хорошо рисовал. Мама долго говорила с директрисой колледжа и убедила ее, что в написании русских текстов он быстро догонит одноклассников. Снова поверили в потенциал Мартина, снова ему дали шанс. За первые две недели он научился писать по-русски, причем во время уроков. Повезло с одноклассниками: они с пониманием отнеслись к юноше, больше того – с открытой русской душой, с любовью. В итоге первый курс был закончен с тремя четверками (в том числе по русскому), остальные пятерки. На втором курсе началась практика:
– В первые несколько дней я пережил настоящий ужас: никогда не прикасался к чужим волосам, а тут… Бедные девчонки! За волосы дерну – извини, извини!!! Расческу жесткую схвачу – извини, извини! Девчонки, как подопытные кролики, все терпели и… улыбались!!! Спасибо им. Но я и к этому адаптировался. И со временем у меня вся эта парикмахерская практика стала получаться лучше, чем у них.

Да. Наш Мартин умудрился обогнать девчонок по плетению кос из пяти и шести прядей. Чтобы получить хорошую оценку, быстро освоил каре, массивные стрижки, укладки, инструменты, материалы и прочую атрибутику салонов красоты:
– Я приходил в «Локон», как в семью: и учителя меня полюбили, и одноклассники. Я всегда чувствую хорошую ауру. Это способствовало тому, что я стал участвовать в различных конкурсах.

Взросление в мире прекрасного

Взрослел Мартин. Постепенно пришло понимание того, что красота – важная часть имиджа человека, что это важная составляющая гармоничной личности. И «Локон» взрослел на его глазах – среди аналогичных колледжей он стал лучшим в России. А тут как раз грянул международный фестиваль «Невские берега», и «Локон» из года в год стал занимать первые места в самых различных номинациях, пять последних лет – все гран-при! В 17 лет представитель «Локона» Мартин Даянанда участвовал в этом престижном фестивале в номинации «Дизайн одежды». Как подойти к нынешнему тренду? Чем удивить? Не отталкиваясь от существующих брендов, Мартин придумал образ «Герой нашего времени». И удивил: у него третье место!

Мартин понял, что его будущая профессия связана с творчеством, а творить он любил с детских лет. Упорная учеба, тяжелые курсовые, почти всегда по ночам, диплом – и вот результат: второй курс юноша закончил на «отлично», причем единственный из 30 одногруппников! Три года учебы – и у Мартина красный диплом как память о «Локоне»!

Сейчас Мартин – студент первого курса Лесотехнического университета. Он выбрал факультет ландшафтной архитектуры. Креатив? – Да. Перспектива? – Да. Творчество? – Да. И это то, что ему нужно. Самое трудное – сделать выбор. А потом сразу наступает облегчение. Так и у нашего героя:
– Здесь по сравнению с колледжем совершенно другой уровень, и студенты другие, умные, начитанные, но я почему-то (тут Мартин засмеялся – то ли от смущения, то ли волнуясь)… закончил первый семестр с отличием… то есть по всем предметам, даже по физкультуре)))… Хотя знаю, есть у меня слабое место: я почти не знаю русскую литературу. Я в Германии был безбашенным паркурщиком, спортом занимался, а книг почти не читал. Знаю, что мне теперь надо много читать, и именно на русском языке, я хочу постоянно увеличивать свой лексический запас. Сейчас это у меня в планах.


Вопросы, вопросы…

– Твои товарищи удивляются тому, что ты поменял страну?
– Всю жизнь русские считали, что Германия – благополучная, богатая страна. Так что когда они узнают, что немец добровольно переехал жить в Россию, они просто негодуют! Я как будто пошатнул их устоявшееся мнение, и они требуют оправдания, почему я тут. Они спрашивают: «Как ты вообще можешь тут жить, в Германии же больше денег!». Это не так. В общем, этот вопрос меня достал, и я обычно отвечаю так: «Надо всегда трудиться, в любой стране, и тогда ты добьешься успеха». Такое заявление обычно не вызывает отклика, и я считаю, что победил.

– Какие обычаи у нас тебе понравились?
– Мне нравятся многие ваши обычаи. Например, купание в проруби в Крещенье. Я знал, что бабушка будет против моего купания в ледяной воде, поэтому решил действовать втихаря: ушел, сославшись на подписание каких-то документов. А на самом деле мы с приятелем помчались к Петропавловской крепости, где я – впервые! – попробовал на вкус это самое Крещенье. Ощущение незабываемое!!!

– А пятки были в мазуте?
– Нет, пятки были чистые!!!

– Что ты ценишь в людях?
– Я живу душой. Я чувствую людей (это мне передалось от мамы). И у русских это на первом месте. Русский менталитет мне гораздо ближе, чем немецкий. Народ там холоднее, прагматичнее.

– Чем отличаются русские от немцев?
– Душа. Вот простой пример. Если вы спросите у немца, как пройти к магазину, он скажет: «100 метров прямо, 50 налево, и направо». Всё!.. Стоит мне в России спросить, как попасть в «Пятерочку», и начинается!!! Вот эта открытость, чего там мне не хватало… Мы разговариваем и незаметно переходим на другую тему, а потом прощаемся, как старые знакомые!!! Я такой же, поэтому я здесь.

– Русские пьют водку в большом количестве. Это миф или правда?
– Миф. Кто-то больше, кто-то меньше. Немцы пьют больше пива, а русские – больше водки.

– Как ты относишься к санкциям Запада?
– Санкции нас (Россию) только укрепляют. Россия становится все более независимой. Я убежден: Евросоюз скоро развалится. И не надо тут даже вспоминать пророчества Ванги. Посмотрите, сколько в Германии беженцев. Через пять лет их будет больше, чем немцев! Сегодня теряется наша национальная идентичность, и это катастрофа. Растет недовольство, и не только в нашей стране... Убежден, что Германия может выжить только в дружбе с Россией. Как человек, который любит Россию, я думаю о ее будущем. Я считаю Россию великой страной, и у нас здесь все будет стабильно, лучше, чем где бы то ни было.

***
Вот и всё. Улеглись волнения подростка, утихомирились переживания возмужавшего юноши. Жизнь продолжается. На первом курсе колледжа ушел в мир иной его любимый дедушка, а недавно умер отец – узнать о том, что сын поступил в университет, ему не хватило всего двух недель. Все это Мартин уже пережил. Почти каждый день он навещает свою бабушку, благо живет рядом, а она еще совсем боевая: не зря ведь всю жизнь отдала испытаниям боевых ракет на флоте! Он с надеждой смотрит в будущее, потому что уже понятно: у такого любознательного паренька оно есть.
Что мне понравилось? Когда он говорит о России, то всегда так – «мы». Молодой человек уже не отделяет себя от нас, и это здорово. А помните, как всё начиналось? С низшей ступени средней школы, и никакой перспективы. В России у него выросли крылья. В добрый путь, Мартин!