Поле никудышних
" Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!"
Всякому человеку, любящему поэзию знакомы строки из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Это одно из самых знаменитых произведений литературы, и одно из самых значимых в литературе Мира вообще. Ибо это сказ о царстве мёртвых.
Во все времена эта тема волновала человека своей тайной, загадкой, страхом и любопытством. И совершенно особым почтением в литературе пользовались литературные герои, посетившие царство мертвых и вернувшиеся на землю: Орфей, Тесей, Одиссей, а в недалёкие времена к мифологическим героям присоединился писатель Даниил Андреев.
Поэма Данте называется комедией. В данном контексте "божественная" синоним - «необыкновенно прекрасная». Это название объясняется счастливым окончанием Поэмы. Ибо после всех чистилищ душа попадает в рай. Но всякая ли душа? И для всех ли это прекрасно? Нет конечно. К сожалению – нет. Однако будем думать и помнить, что это всё-таки литературное произведение. Вымысел автора.
Основана поэма на философских представлениях того времени, этот вымысел направлен на описание пути человеческой души после смерти. И все мучения, дошедших до Рая, описываются подробно и сурово. Безусловно, то, что происходит на самом деле Там, не знает никто. И вряд ли происходящее вообще сможет быть описано человеческим языком. Мы имеем дело с поэтическим произведением, не чуждым некоего пророчества.
Собеседником и проводником поэта оказывается великий итальянский поэт Вергилий. Именно он ведёт Данте по кругам мучений. В третьей песни они приближаются к страшным воротам, на которых написано «Входящие, оставьте упованья». ( или "Оставь надежду всяк сюда входящий")
Прежде, чем герои проникли в места мучений, они шли мимо поля, полного душ. Это было поле «никудышних», наполненное душами тех, кто не достоин Ада. И я подумала - "КАК ЭТО? даже Ада? А что - может быть что-то страшнее? И что же сделали эти несчастные? А НИЧЕГО они не сделали. Ничего ужасного. Но вместе с тем и ничего доброго. То есть ничего не сделали. Жили себе и жили. Никому не помогали, никого не приютили, никого не одели и не накормили. Жили как амёбы. А следовательно, не могут войти в Рай. Но и Ад их не принимает... Герой Данте просит Вергилия остановится и поговорить с ними, но проводник ему отвечает: " Не надо, они даже слова твоего не стоят!"
«…То горестный удел
Тех жалких душ, что прожили, не зная
Ни славы, ни позора смертных дел.
Их память на земле невоскресима.
От них и суд, и милость отошли
Они не стоят слов: взгляни — и мимо!"
Сурово. Жёстко. Страшно. Даже слов не стоят эти несчастные. Они бегают по кругу, вопят, кричат о пощаде, и ничего не могут сделать. С ними вместе печальное состояние делят ангелы, которые при восстании Люцифера против Бога не приняли ни одной из сторон.
Жестоко. Непонятно. Неподвластно разуму. Кто-то из критиков сказал: «Божественная комедия» написана не для того, чтобы пугать бедных человеков муками ада или прельщать льготами рая. Поэма предлагает маршрут освобождения, преодоления пут телесности и злых чувств."
То есть Данте не хотел напугать. Но всё-таки напугал. Сразу захотелось побежать и что-то делать, кому- то помогать, кого-то спасать, за кем-то ухаживать, только бы не попасть на то проклятое поле. Только бы не быть равнодушной!
Поуняв свои мысли и страхи, я подумала, что русский пророк Фёдор Михайлович Достоевский был всё-таки много милосерднее великого поэта Данте, ибо в своих произведениях он всегда оставлял надежду на Божие милосердие. И даже самый последний алкоголик Мармеладов говорит великие слова:
" А пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал. ОН Единый, ОН и судия. Приидет и всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных… И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: «Выходите, - скажет,- и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего…» И Прострет к нам Руце Свои, и мы припадем… и заплачем… и всё поймем! Тогда всё поймем! И придем! И припадем - ГОСПОДИ! Да придет Царствие ТВОЕ!"
Февраль 2021 г.
© Copyright:
Нина Богдан, 2021
Свидетельство о публикации №221022501792