Главный по ГСМ. Часть 2

Дмитрий Шишкин
Этот очерк опубликован в книге «Человек и эпоха. Ромен Магарил», Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2023. Стр.221-225.

***

Главный по ГСМ
Часть II

Начало здесь: http://proza.ru/2007/04/07-130

Работа, работа, работа… Хорошо, когда работа приносит не только  материальное, но моральное и эстетическое удовлетворение. Знатоки говорят, что, если твоя работа является ещё и твоим любимым хобби, то тебе просто повезло по жизни. К чему это я?
Каждый отпуск, будучи в Тюмени проездом с Севера, я старался зайти в родной Тюменский индустриальный институт (ТИИ) имени Ленинского Комсомола (примечание: именно так указано в наших дипломах!). Просто было желание пройтись по знакомым с 1977 года коридорам, по скрипучему всё так же паркету, заглянуть в аудитории, а, если будет удача, то и увидеть знакомых преподавателей. 
В одно из таких посещений, а это был май 2016 года, мы с моим однокурсником - Андреем Савченковым (кстати, доцентом и кандидатом технических наук) встретили на лестнице Магарила Ромена Зеликовича – декана химико-технологического факультета ТИИ в нашу бытность там студентами с 1977 по 1982 г.г.
Ромен Зеликович, не торопясь, поднимался на 4-й этаж. Увидев нас, он улыбнулся.
-Здравствуйте, Ромен Зеликович! Как дела? Как здоровье?
-Добрый день! Всё прекрасно! Я покурить на улицу выходил. В здании запретили курить… Иду на кафедру! Да, да. Я продолжаю работать! Сейчас я консультант на  кафедре переработки нефти и газа. И продолжаю заниматься научной деятельностью.
Тогда у меня и подтвердилась вышесказанная мысль! Человеку 85 лет, и он с прекрасным настроением, бодро идёт на любимую работу! Вот оно СЧАСТЬЕ!

Вспомнилось и то, что любимыми сигаретами Ромена Зеликовича в советское время были сигареты «Космос» в твёрдой пачке. Дорогие. Аж, 70 копеек за пачку! Одни из самых лучших сигарет, изготовленных в СССР. Это не является пропагандой курения и рекламой! Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья! Когда Магарил читал нам лекции, то перед ним всегда стояла пепельница. И он даже мог прикуривать одну сигарету от другой,  пока нас вразумлял…

Большой заслугой Магарила Р.З. была полное укомплектование в 1970-е – 80-е годы лабораторий для получения первичных практических навыков химиками-технологами. Высокий уровень технического обеспечения процесса обучения студентов химико-технологического факультета (ХТФ) поддерживался, в т.ч. и за счёт спонсорской помощи нефтегазовых предприятий всей большой Тюменской области, с которыми, при  непосредственном участии Магарила Р.З., установились постоянные партнёрские взаимоотношения, в т.ч. с привлечением некоторых бывших студентов ХТФ, которые к этому времени стали руководителями этих предприятий.
Я помню, как в июне 2007 года Ромен Зеликович с большой гордостью показывал нам, во время небольшой экскурсии, прекрасно оборудованные лаборатории и аудитории ХТФ в 1-м корпусе ТИИ!
Огромный авторитет Магарила Р.З. среди нефтяников и газовиков СССР и Российской Федерации всегда способствовал тому, что студенты ХТФ ТИИ могли пройти очень качественную практику, в т.ч. преддипломную, на нефтегазовых предприятиях г.г. Ангарска, Волгограда, Нижнего Тагила, Омска, Перми, Саратова, Стерлитамака, Тобольска…
Уже в 1990-х годах, с ликвидацией системы распределения по гарантированному трудоустройству студентов, окончивших ВУЗ, Магарилом Р.З. была организована процедура целевого принятия студентов по инициативе предприятий, а также встреч представителей потенциальных работодателей со студенчеством, с целью облегчить последним выбор и поиск работы в дальнейшем.

Студенты нашего – 1982 года выпуска – неоднократно собирались на юбилейные даты – 20, 25, 30 и 35-летие окончания института. И всегда на этих встречах мы были рады увидеть Ромена Зеликовича! Знаю точно, что в 2017 году наш Декан тоже с нетерпением ждал встречи с нами!
Мне кажется, что благожелательность нашего Декана, как администратора и руководителя, «вершителя судеб» студентов – запомнили многие. Ведь, Магарил Р.З. принимал участие в решении таких животрепещущих для нас вопросов, как выплата стипендий, выделение мест в общежитии, выдача направлений для пересдачи экзаменов на повышенную оценку, отчислений из института и зачислений обратно, и т.д.  и т.п. Я думаю, что многие вспомнят такие примеры из своей жизни… Во время своих постоянных встреч с комсомольским, профсоюзным активом курсов, старостами групп, студентами  - Ромен Зеликович всегда интересовался учебными, бытовыми, семейными (да, да – семейными!) проблемами, условиями проживания в общежитиях и т.д.  Необходимо отметить, что эти разговоры всегда велись им не формально для галочки, а очень уважительно и доброжелательно, чувствовалось, что тебя слушают и слышат.
10 июня 2017 года бывшие студенты групп НП-77-1-2 и ТСН-77-1-2 аплодисментами встречали Ромена Зеликовича в родных стенах главного корпуса института на ул.Володарского д.38.
Вот что он сказал нам тогда (далее идёт текст расшифровки с видеозаписи):
«Здравствуйте, коллеги! Я надеюсь, что большинству из вас знания и дипломы, полученные у нас, помогли. А кому не помогли, то и не помешали! (общий возглас в аудитории: «Помогли, конечно!») Во всяком случае, ваши дипломы «весят» гораздо больше, чем дипломы современных студентов (аплодисменты). Этому есть две причины, и обе они зависят от государства.
Мы перешли с Советской системы образования на американскую, которая всегда была много хуже. Это первая причина. А вторая причина в том, что оплата труда в ВУЗах такая, что желающих остаться после ВУЗа в аспирантуре, чтобы потом работать в ВУЗе, очень мало. А раньше  это были лучшие из студентов. Вот, например, как присутствующая здесь Любовь Васильевна Трушкова… (все улыбаются). А сейчас таких нет… И пополнение преподавательского корпуса очень не важное.
Кстати, Соединённые Штаты Америки намного впереди нас по технологиям, но это потому, что американцы скупают по всему миру серьёзных учёных. А сами американцы с колыбели воспитываются, как будущие бизнесмены. Я убедился, что уже на 2-м курсе, в аспирантуре – всюду, лучшими являются бывшие наши, переехавшие туда. И даже преподаватели жалуются, что, если в классе есть выходцы из России, то трудно преподавать, т.к. они понимают почти столько же, как и сам учитель.
Вы меня знаете, как декана, зав.кафедрой и лектора. Надеюсь, что, как к декану и зав.кафедрой у вас нет особых претензий. Что касается лекций, то я бы мог их читать и лучше, если бы я к ним готовился (общий смех). Обычно я соображал, что сегодня надо читать, по пути из кабинета к вам в аудиторию… А основной своей работой я всё-таки считал науку, и больше времени уделял ей. Кстати, с августа 1964 года я оказался в индустриальном институте по двум причинам. Я был заместителем директора по науке Омского научно-исследовательского, конструкторско-технологического института, и начал понимать, что я превращаюсь в чиновника. И никаких возможностей заниматься наукой у зам.директора нет. А в это время в центральных газетах СССР появилось два сообщения о том, что: 1)едущих на работу в Тюмень с любой должности – не задерживать; 2)объявлен конкурс по Тюменскому индустриальному институту. И я очень доволен тем, что приехал в Тюмень. Правда, в 1964 году Тюмень иначе, как «столицей деревень» не называли… (улыбки на лицах присутствующих). Но я получил возможность заниматься научной работой только той, какой я хотел. На этом пути я кое-чего добился! Я воспитал двух докторов наук и 22 кандидата наук. Опубликовал 13 монографий и учебных пособий. А количество статей и патентов я никогда не считал. Но мне недавно передали, что в развитых странах на мои статьи есть более трёхсот ссылок.
Но вполне удовлетворённый своей научной работой, я всё-таки, наверное, уже в последние года два пришёл к мысли, что самое главное в моём труде это то, что с моим участием воспитаны сотни хороших инженеров. Особенно натолкнуло меня на эту мысль следующее. Пришёл ко мне давний выпускник – совершенно твёрдый троечник. После 4-го курса я его отчислял из института, потом восстанавливал. И он мне говорит: «…Я работал в одной смене с инженером, и, к своему удивлению, обнаружил, что я в профессии знаю больше, чем он – краснодипломник, окончивший другой ВУЗ…». Я не буду называть этот ВУЗ. И то, что сегодня наши выпускники многого достигли в своей карьере и  в жизни, поддерживает меня в этой мысли.
В заключении своей речи я хочу всем пожелать благополучия, и главного – здоровья! Здоровья вашим детям и внукам! Спасибо! (аплодисменты) На этом я вас покину, если вы не возражаете (аплодисменты)…».

В конце той нашей встречи - мы в очередной раз пересмотрели видеосюжет – оцифровку с цветной киноплёнки, снятой во время вручения нам дипломов 20 июня 1982 года на кинокамеру «Кварц 2х8С-3», принадлежавшую моему старшему брату Сергею (тоже, кстати, бывшему студенту ТИИ с 1973 по 1978 г.г.).  За эти 4 минуты 29 секунд экранного времени Ромен Зеликович не только успел вручить всем нам дипломы об окончании института, но и понянчиться с девятимесячной девочкой Машей – дочкой Михаила и Ольги Атаевых! И даже подарить Марии цветочек! 
И это были последние минуты нашего пребывания в ТИИ в качестве студентов… Славное и счастливое было время!!!
Нам в напутствие Ромен Зеликович тогда произнёс: «Ваш курс мне запомнился, как очень дружный и сплочённый! Вы сейчас не понимаете, и только потом поймете, что студенческие годы проведенные в институте – это лучшие годы в вашей жизни. В этих стенах нашего с вами института вы получили, наряду со специальным образованием, главный ориентир в жизни! Как вы воспользуетесь полученными знаниями в своей дальнейшей трудовой жизни, зависит от каждого из вас! Науки, которые вы изучали, связанные с переработкой нефти и газа, химической технологией синтеза – сложные, современные и важные для промышленности СССР. Наша страна во многом здесь является передовой. Двери нашей кафедры всегда открыты для вас, и мы будем рады вам. По любым вопросам, возникшим у вас в работе, мы будем стараться подсказать и помочь вам в их решении! Желаем успехов!!!».
          В 16-30 20 июня 1982 года (согласно стрелкам на часах при входе в институт, что было запечатлено на этой киноплёнке) - мы вышли уже, как дипломированные специалисты... ВСЁ! Начался новый этап в жизни бывших студентов...

Что характерно, а, ведь, Ромен Зеликович в 1982 году был моложе нас в 2017-м !!! Вот так!

Последняя встреча Ромена Зеликовича со своими выпускниками состоялась 14 июня 2019 года. Это были студенты ПЕРВОГО ВЫПУСКА химико-технологического факультета, окончившие Тюменский индустриальный институт ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ НАЗАД, т.е. в 1969 году!!!

PS  Благодарю Атаева Михаила Хашимовича (НП-77-1), Атаеву Ольгу Алексеевну (ТСН-77-2), Белкина Константина Владимировича (НП-77-2), Николаева Николая Генриховича (НП-77-2), Прибыщук Татьяну Робертовну (НП-77-2), Пуртова Павла Анатольевича (НП-77-1), Савченкова Андрея Леонидовича (ТСН-77-1) за помощь в подготовке этого очерка.

На фотографии: Магарил Ромен Зеликович.

21.02.2021 г.

PS  С глубоким прискорбием сообщаю Читателям о том, что 11 ноября 2020 года на 89 году жизни Ромен Зеликович умер после болезни. Вечная ему память и Царствие Небесное...  С уважением, благодарные ученики.