Время накажет

Юрий Костин 2



Всем известно (кому это интересно), что Российская Федерация растянута на одиннадцать часовых поясов, а на весь наш мир, на нашу поместительную планету приходится двадцать четыре часовых пояса. Но Подобных России многочасовых поясов больше нет. После революции 1917-го года, названной Великой, декретом молодого пролетарского правительства все часовые пояса были упразднены и было предложено жить по одному времени – по петроградскому, где тогда заседало правительство. Это тогда показалось удобной мерой для начала строительства Нового мира, названного Коммунизмом, аналогом церковному Царствию небесному. Но мы речь ведём не об этом. Да и часовые пояса позднее вернули, потому как неудобно жителям Сибири, Западной и Восточной, а уж тем более Дальнего Востока жить по тому времени, по которому живут те, кто находится от них в тысячах километров. А практика государственного времени существует до сих пор, где живут по тому часовому поясу, на который приходится столица. Другим государствам не приходится размещаться так продолжительно, как россиянам, и они привыкают. Это всё так, но мы хотим поговорить о времени не географическом, а социальном и – немного – политическом.
Как это – политическое время? Один из примеров мы уже привели, когда после социалистической революции хотели заставить всю страну жить по своим временным представлениям. Потом, правда, одумались, чтобы лишний раз простых людей не раздражать. Сперва ведь были добрыми, но потом стесняться перестали, ну, да вы про всё это и сами знаете, если знать вам хочется. Мы-то речь поведём немного про другое.
Страны чаще всего проводят грамотную внутреннюю и внешнюю политику, динамично развиваются и уверенно движутся в Будущее. Будущее, это понятие скорее философское, чем конкретное и определённое. Мы ведь, в большинстве своём представляем, как будем жить через какое-то время. И оно, в наших представлениях, Будущее то есть, весьма и весьма хорошее. Но надо ведь чем-то руководствоваться, чтобы оно состоялось. Надо прилагать большие усилия, уже сейчас, чтобы наша жизнь менялась, руководствуясь нашими представлениями, о которых мы уже успели сказать. Заметили ли вы эти титанические (или какие есть) усилия со стороны тех, кто стоит во главе государства? Мимо нас как-то всё это проходит незаметно. Но можем мы невнимательно наблюдаем.
Может ли государство ничего не делать для своего развития, а просто топтаться на месте? Теоретически – это парадоксально и бессмысленно, потому что цели любого государства как раз и заключаются в развитии, хотя бы для того, чтобы не зависеть от, к примеру, полезных ископаемых, которых у некоторых (мы не станем утверждать, что у большинства) государств нет и им приходится развиваться за счёт иных способов. И ведь как-то это у них получается. Сколько угодно примеров. Взять ту же Восточную Европу. Не так уж много у них природного сырья, а ведь живут люди, и даже прилично живут. Это значит, что у них есть цели развития и схемы выполнения этого развития.
Но есть и обратные примеры. Взять тот же Афганистан. Какой он был тыщу лет назад, таким и остался. Может, есть какие-то изменения в столице, но это только для того, чтобы как-то общаться с прочим миром. Или Сомали. Или Бутан. Или Туркмения. Можно и дальше приводить примеры. Есть государства, а лучше сказать – страны, где время, кажется, остановилось и дремлет на обочине жизни.
То есть, получается интересная картина, где одни государства спешат развиваться, делают для этого огромные усилия, всеми силами приближают то Будущее, которое становится Настоящим, а другие предпочитают топтаться на месте и не делать почти ничего. Мы тут уже подчеркнули, что так делают страны, а не государства. Чем меньше в стране государства или чем хуже оно исполняет свои обязанности (что должно быть отмечено в конституции), или меняет свою конституцию, как поношенные носки для сегодняшних нужд, тем больше такое государство проигрывает в свой жизни, чем дальше отстаёт от тех, кто действительно старается.
А может ли быть так, что государство начинает двигаться, но не вперёд, как это должно, а назад? Парадоксально, но бывает и такое. Это более характерно для колониальных государств. Представьте себе некую метрополию, которая черпает из своих колоний полезные ископаемые, облагает эти территории дополнительными налогами, но не спешит вкладываться в местную промышленность и экономику. Постепенно на этих территориях становится хуже с рабочими местами. В любой местности имеются люди способные, даже – талантливые, образованные. Именно от таких и зависит развитие данной территории. Но эти способные люди видят, что им надо затратить втрое больше усилий, чем в метрополии, а там предлагают им рабочее место, пусть и за меньшую плату, но всё равно это больше, чем получается дома. И эта таланливая молодёжь тянется в гораздо более развитую метрополию, усиливая ту собой и своими талантами и – одновременно – ослабляя свою местность, читай – малую родину. То есть помимо полезных ископаемых и дополнительных налогообложений, мы имеем дело с постоянным оттоком талантливой молодёжи. Почти то же самое происходит и с красивыми (может даже и умными) девушками, которым есть что предложить жителям той развитой метрополии, то есть себя, свою красоту, своё умение вести домашнее хозяйство и прочее. А ведь есть ещё и служба в армии, когда молодой человек, парень, пусть и бесталанный, может отправиться служить в армию, получить там профессию, пусть даже и самую простую и остаться жить там, где служил, если это место (территория) более богатая, денежная, где больше шансов построить свою жизнь и где можно с большей пользой вложить если не свои способности, так хотя бы силы, умения и навыки. Что мы ещё забыли? Да, досуг! Для молодых людей это весьма важная тема. Дома для этого предлагается весьма и весьма скромный выбор, тогда как в богатой метрополии для досуга предоставлены самые большие возможности, вплоть до того, что хобби может сделаться профессией.
Вот при таких условиях те территории, какие развиваются на колониальных условиях, начинают отдвигаться по времени назад, лишаясь всякого рода ресурсов, в том числе и человеческих, которые заменяются приезжими мигрантами, которые могут и не желать вписаться в данную местность, а строить своё государство, из которого перебрались, якобы на время. В качестве примера можно рассматривать сербский край Косово, который сделался частью Албании.          А теперь- внимание! – некоторые важные выводы из нашей статьи, которую мы считаем эссе. Метрополия (или столица данного государства) интенсивно развивается, пользуясь всеми ресурсами, в том числе и финансовыми. Также развиваются несколько главных мегаполисов государства. Они, условно говоря, перешли в двадцать первый век, наряду с государствами прочего мира. Но областные города страны и некоторые промышленные центры всё ещё остаются в веке двадцатом, потому как были модернизированы в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые годы, когда тогдашнее государство вкладывалось в экономику и промышленность, в механизацию и оборудование, в машиностроение, станкостроение и прочее, чего могли себе позволить. Большей частью всё это устарело и навсегда осталось в прошлом, но пока что продолжает работать, потому что было сделано качественно. К тому же остались те престарелые профессионалы, что ещё не растеряли свои навыки. Много ли ещё они способны наработать? Год, два, пять лет, даже и десять. Но всё это не более, чем топтание на месте.
Что же можно сказать про всю остальную часть государства? Но мы с неё и начали свой рассказ- исследование. Что может быть, когда какую-то часть государства (колонию) лишать инвестиций, ресурсов, людей и прочих перспектив, заменяя всё жалкими подачками и население – мигрантами. Начинается откат из века двадцатого в век девятнадцатый, восемнадцатый и – дальше.
Что получается? Столицы и несколько мегаполисов вырываются вперёд, в двадцать первый век, добрая часть крупных городов и областных центров продолжают пребывать в веке двадцатом, а прочее государство – а его до обидного много – откатываются в прошлое и веригами начинают висеть на развитии государства.
Кто-то из политиков (кажется, Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, пребывая министром экономического развития государства) доложил, что какой-то толк в России возможен от восьмидесяти крупнейших городов, а прочее нет смысла вытягивать. Мы не ручаемся за точность высказывания, но смысл передали. И – вывод: в физики есть понятие разности потенциалов, когда разность точек электрического напряжения может быть опасной. Но какова опасность для государства, если части его находятся в разных временных точках развития. Ведь существует реальная опасность раскола государства по этим точкам, читай – зонам. Есть у нас время исправить положение, или уже нет? Если нет, то время нас накажет за недальновидность и наплевательство на какие здравые смыслы.