Неожиданная история москвинского колокола

Татьяна Колосова
   
   В восточной части Латвии, недалеко от города Прейли, почти 300 лет живёт деревенька Москвино. В латышском варианте: "Масквина", а прежде "Маскъяни" - "московские Иваны". Деревня эта староверческая. Когда-то она была богата хозяйскими дворами. Сегодня здесь живёт чуть более 10 семей.

    Издалека виден купол староверческой моленной, построенной в период с 1884 года по 1887. До этого в Москвино было, как минимум, две моленные, но из-за ветхости, их пришлось снести. Последнюю моленную строили добротно и размеров немалых - "10 саженeй в длину и 6 в ширину". Вот только не было колокольни. В те времена "не должно быть внешних признаков раскольнического храма" - гонения на ревнителей старой веры еще продолжались. Выход Высочайшего Манифеста 17 апреля 1905 года и Указа 17 октября 1906 года стали историческими датами для всего староверия. Впервые хранители старой веры получили свободу вероисповедания. Наконец-то, появилась возможность сооружать настоящие храмы и колокольни.

    В отчете Москвинского старообрядческого общества за 1939 год написано: "Колокола установлены в 1910 году". Почему "колокола"? Ведь на колокольне место только для одного колокола. Здесь пока можно строить разные предположения. Возможно, имелась в виду "рейка" (или "било") - чугунная доска, что сохранилась и используется в наши дни. Кстати, на ней тоже есть надписи. С одной стороны отчетливо виден текст: "Сию доску пожертвовал Гавриил Андреевич Горбунов в память 1896 год 18 мая". (*) На другой стороне надпись хуже читаемая, но можно разобрать, что сделана доска в честь коронации императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны. Эта коронация состоялась во вторник 14 (26) мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля. Чуть притронешься к доске, начинает плыть мелодичный звук.
 
    Можно предположить, что на прежнем колоколе имелась надпись "Москвинский старообрядческий Покровский Храм" или "Москвинское старообрядческое общество". Почему "предположить"? Дело в том, что тяжелейший урон латвийским колоколам нанесла Первая мировая война. Из-за нехватки металла в самой Германии половина колоколов ушли на переплавку. Затем, несмотря на 4-й пункт Брюссельской Декларации 1874 года, который отменил права завоевателей на колокола на оккупированных территориях, немецкие войска во Франции, Бельгии, Италии их конфисковали и отправили на свои заводы.

    Весной 1915 года, после наступления германской армии на Восточном фронте, военные действия приблизились к территории Латвии. В это время российским правительством было принято решение: около 2000 колоколов из многих храмов Латвии эвакуировать вглубь Российской империи во избежание разграбления предметов религиозного культа.

    В 1922 году советское правительство, согласно мирному Договору 1920 года, обязалось вернуть независимой Латвии эвакуированные церковные ценности. Но, к сожалению, не всем колоколам суждено было вернуться на прежнее место: какие-то из больших были отданы в пользование местным церквям. Какую-то часть переплавили... В Латвию вернули около 500 из них.Но в деревню Москвино зимой 1928 года на санях из Режицы привезли колокол не свой - чужой! Какой была реакция местных староверов - неизвестно пока. От своего отца я слышала лишь одно: мой дедушка Аким Тихонович Колосов участвовал со своими лошадьми в доставке колокола, а потом вместе с другими староверами поднимал его на колокольню. 

    Впервые поднявшись на колокольню в 1991 году, обратила внимание на надпись на колоколе: "1855 год. Вылит сей колокол к церкви села Киреева иждивением почетных граждан Николая Федоровича и Веры Степановны Мамонтовых. Завод Дмитрия Николаева Самгина. Вес 36 пудов". На колоколе имеется не только текстовой пояс, но и барельефы с изображением Св. Николы, Богородицы Смоленской, свмм. Веры, Любови, Надежды и матери их Софии.

    Сколько вопросов тогда возникло! Где это Киреево, какие из Мамонтовых? На тот момент единственным ориентиром на Подмосковье был образок Богородицы Смоленской. Позже узнала, что Дмитрий Николаевич Самгин являлся владельцем Московского колокололитейного завода на Спасской. Опыта поиска информации в интернете тогда еще не было... И нигде в книгах и справочниках ответов я не находила.

    Прошло несколько лет. Как-то зимним вечером просматривала журналы "Наше наследие". Вдруг один из журналов выпал из стопки и приземлился "домиком" на пол. Подняв его на раскрытой странице, неожиданно увидела фамилию "Мамонтов"! Стала внимательно читать текст:

    "Мой отец, Кирилл Николаевич Мамонтов, был одним из многочисленных братьев Мамонтовых. У моего деда Николая Федоровича и бабушки Веры Степановны была многочисленная семья, многие умерли, и осталось их, судя по большому семейному портрету, одиннадцать человек. Мамонтовы были купеческой семьей. У старших братьев моего отца была фабрика лаков и красок за Пресненской заставой". Это была статья о Маргарите Кирилловне Морозовой, в девичестве Мамонтовой. /"Наше наследие", 1991, N 6/ И вновь я отправилась за поиском информации, но уже с помощью интернета и своего знакомого в Подмосковье.

    Первое упоминание о Мамонтовых можно найти в 1716 году, а во второй половине 18-го века братья Иван и Анисим Мамонтовы уже известные купцы 3-й гильдии Мосальского уезда Калужской губернии.

    Дети Федора Ивановича, известного винного откупщика* стали основателями известной московской династии Мамонтовых. Николай Федорович первым отправился покорять Москву. Обосновался на новом месте, открыл фабрику сургуча, наладил производство лаков, затем прикупил пивной завод. В 1853 году Николай Федорович стал купцом 1-й гильдии и Потомственным Почетным гражданином Москвы.

    В семье старообрядцев Николая Федоровича и Веры Степановны было большое потомство - 17 детей! Правда, 4 мальчика умерли во младенчестве. Родителей радовали 8 мальчишек и 3 девочки. В своем потомстве Мамонтовы души не чаяли. Но особенно в семье любили двух неразлучных девочек - Зину и Веру. Вот что пишет одна из внучек родоначальников этой семьи А. Н. Боткина в своей книге "П. М. Третьяков":

    "Для родителей и для братьев эти две девочки были постоянным предметом заботы и нежности. И хотя после них было еще четверо детей, эти две остались всеобщими любимицами.… Между собой они были дружны. Их даже называли не Зина и Вера, а «Зина-Вера», соединяя их в одно. Характеры их, особенно впоследствии, оказались разными, как и их жизни: Зинаидой восхищались, Веру любили".

    Семью свою Николай Федорович любил настолько, что даже велел написать особенную картину, на которой она была изображена в полном составе. Вся многочисленная семья была запечатлена на портрете. Семейная реликвия, в соответствии с отцовским завещанием, должна была находиться в доме того, "кто будет достаточнее и который в состоянии будет дать ей более приличное место". Согласно тому же завещанию, в день именин Николая Федоровича, "отложив свои неудовольствия между собою", должны были собираться все чада и домочадцы вместе у картины. А еще в этот день надо было вносить пожертвования на помощь бедным "во имя живых и умерших родственников". Вот такие христианские традиции были в этом доме!

    В 1854 году Николай Федорович свое дело - фабрику и завод передал двоим сыновьям - Александру и Николаю. Через несколько лет братья организовали "Товарищество бр. Н. и А. Мамонтовы".

    Старший брат Николая Федоровича - Иван Федорович, оставив уездный город Мосальск, перебрался за Урал, где продолжил торговлю спиртным. Город Ялуторовск стал местом рождения его 6 детей, среди которых Савва - будущий железнодорожный магнат, меценат и театрал.

    В 1849 году купец 1-й гильдии Иван Федорович с семьей отправляется осваивать Москву.

    Обе семьи братьев Николая и Ивана Мамонтовых живут зажиточно: имеют собственные дома в Москве, дачи в Подмосковье. Между собой семьи очень дружны, их дети часто гостят друг у другa. Мамонтовская молодежь была хорошо образована и разнообразно одарена. Многие из них обладали природной музыкальностью. И друзья у них тоже были - люди творческие, известные.

    В 1853 году Иван Федорович становится владельцем имения Киреево, "в расстоянии 18 верстах при станции Химки Николаевской железной дороги" (ныне это микрорайон подмосковного города Химки).

    Когда-то имением владели бояре Еропкины. Церковь в Киреево была основана Василисой Еропкиной в 1714 году во имя Сергия Радонежского. В церкви был свой притч. Но после событий 1812 года усадьба и церковь были разграблены. Богослужения здесь прекратились.

    Восстановлением Храма занялся новый владелец усадьбы - знаменитый автор "Аскольдовой могилы", композитор А.Н.Верестовский, который приобрел усадьбу в 1851 году.

    Через пару лет владельцем усадьбы становится Иван Федорович Мамонтов. Семья много сделала для Храма в Киреево: обновили иконостас и внутреннее убранство. Построили небольшую каменную колокольню и для нее отлили колокола. Один из них был с уже известной нам надписью от Николая Федоровича и Веры Степановны Мамонтовых. Вновь освятили храм 25 сентября 1855 года.

    В апреле 1865 году в киреевском Храме венчались Савва Иванович Мамонтов и Елизавета Григорьевна Сапожникова, а в августе – основатель картинной галереи Павел Михайлович Третьяков с Верой Николаевной Мамонтовой. К этому времени ее батюшки уже не стало, и всю заботу о племяннице взял на себя дядя.

    Процветание Киреевской усадьбы (a на ее территории был разбит роскошный парк, устроены каскады красивых прудов) и Сергиевской церкви закончилось в начале 20-го века, когда Мамонтовы продали свое имение. Нового владельца совсем не интересовала церковь. Здание ветшало и разрушалось. В начале 30-х годов храм был разобран на кирпичики. Старинное кладбище рядом тоже разорили, могильные памятники уничтожили. А в 21-м веке и последние остатки села Киреево исчезли...

    Лишь колокол в латвийской деревни Москвино напоминает о добрых делах известного купеческого рода Мамонтовых. И то, благодаря староверам 40-х годов.

    В начале 1942 года окружной комендант по поручению Рейхсканцлера Геринга обратился к жителям волостей Двинского уезда. Необходимо было сообщать ему об имеющихся колоколах: их местонахождение, количество, описание. Цветной металл необходим был для нужд германской оборонной промышленности. На призыв пожертвовать колокола отозвались лишь две старообрядческие общины Латгалии. Но москвинские староверы дорожили своим колоколом. Благодаря находчивости и отваге председателя общины Федора Ивановича Григорьева из деревни Замощи, колокол остался на своем месте.
 
    Не раз пришлось Григорьеву ездить в Двинск на встречу с окружным комендантом. Федор Иванович предложил староверам всей москвинской округи собрать цветного металла по весу языка колокола. В ход пошли самовары и другие ценные предметы. Даже мясо и самогон были приняты взамен...

    Почти столетие подмосковный колокол созывает в Москвинскую староверскую моленную на воскресные и праздничные богослужения своих прихожан. Под колокольный звон здесь крестят и провожают в последний путь.

    И почти столько же лет подмосковный колокол незримой нитью связывает москвинских староверов со своей этнической Родиной.



    _______

    (*) - В 1893 году Гавриил Андреевич Горбунов был духовным наставником Ломской старообрядческой общины.

    *Винные откупа - система взимания косвенного налога, при которой отдаётся на откуп частным предпринимателям право торговли вином. Откупщики платили государству заранее оговоренную денежную сумму, получая право на откуп на публичных торгах.



© 2013 Tatjana Kolosova All Rights Reserved