2. Воркута

Андрей Клыгин
 По правде сказать, сестра жила не в самой Воркуте, а в небольшом посёлке Мульда, довольно на значительном расстоянии от Воркуты.
 С пропиской были некоторые проблемы, но их удалось решить, чего не скажешь о работе. Я думал, что на севере легко можно найти работу, но всё оказалось гораздо сложнее. На Мульде было железнодорожное ПТО, где ремонтировали проходящие составы, в основном  с углём, рядом была шахта "Заполярная".
 Но на ПТО меня с 33 статьёй не взяли, я уже хотел было попробовать на шахту, но мне сказали, что на шахту со статьёй лучше не соваться. Сестра сказала , что есть возможность устроиться в железнодорожное депо в Воркуте, там начальником цеха работает её знакомый, наш - вологодский, только ездить далеко.
- Ничего, привыкну! - ответил я и поехал в Воркуту. Отыскав начальника, который побеседовав со мной и узнав, что я работал на вагоноремонтном заводе на автотормозах,  очень обрадовался, написал записку и отправил меня в отдел кадров.
 Отдел кадров находился на другом конце города, с трудом отыскав его я подумал , что все мои мытарства закончились, но рано обрадовался. Чиновник в отделе кадров, в элегантном костюмчике, заглянув в мою трудовую медленно покачал головой.
- Не нужны.
- Но меня уже начальник взял!
 Но он также мотал головой и повторил "не нужны".
 Вот те раз, что обратно в Вологду ехать? Несколько дней я просидел в раздумьях, может выбросить трудовую? Сказать , что нет её, не работал ещё, но было жалко трёх лет училища и полгода работы на заводе.
 В один из вечеров, сестра, пришедшая с работы сказала:
 - Завтра пойдёшь на ПТО, тебя обещали взять с испытательным сроком.
 Я с облегчением вздохнул, хотя и пробубнил:
- А чего с испытательным, что я, преступник какой?
 Смена встретила меня настороженно, все уже знали, что у меня 33 статья.
 - Николай, - сказал старший смены, - возьмёшь новенького, покажешь ему всё.
 Николай, как мне показалось, недовольно взглянул на меня, вскоре объявили о прибытии состава и мы с Николаем отправились. Работа в основном заключалась в замене изношенных колодок, но так как я работал на вагоноремонтном заводе и в этой области был не новичок.
 Разговор с Николаем сначала был осторожный, как мне показалось он меня прощупывал, через какое - то время последовал вопрос:
- Водку-то пьёшь?
- Могу... - ответил я.
 И всё! Вся настороженность куда-то ушла, уже с первой вылазки с состава мы вернулись на ПТО лучшими друзьями, познакомился с остальными ребята. Вся наша интернациональная смена, в которую входили - русские , украинцы, башкиры, татары и красавец Жора -молдаванин, оказалась дружной.
 Николай, а в дальнеёшем - Колька, оказался душой компании, бывший десантник, отлично пел и играл на гитаре! Жизнь стала налаживаться и когда я уже ко всему привык - пришла повестка в военкомат. Господи, я уже и забыл про армию, как же не вовремя...

 И опять всё по новой, только ко всему привык... . Опять медкомиссия, среди призывников я никого не знаю, не то что в Вологде, я уже грешным делом подумал, хоть бы меня забраковали.
 - У этого стопроцентное здоровье, - обратилась врач к военкому, - только ему двух сантиметров не хватает.
 Военком взглянув на меня , вяло махнул рукой, мне было интересно каких это сантиметров мне не хватает, заглянув в карточку я увидел свой рост - 178 см. И откуда они взяли у меня тыкой рост? Целых три сантиметра добавили!
 На проводы приехали мать и младшая сестра, скромненько отгуляв отвальную я отправился в путь.
 Стоя на перроне я рассматривал прибывающих призывников. Вот приехали двое ухарей в сопровождении толпы девчонок, один высокий кудрявый, второй коренастый поменьше с криками "Воргашор, вперёд!" Вот один в модном синем пальто стоит с девушкой и что-то ей шепчет на ушко, "ну и куда ты в таком пальто вырядился? на танцы?". Вот подошли ещё двое, один из них с гитарой, "ну значит, весело будет!". А ты-то куда собрался, на перроне появился очень толстый парень, "да вот ему точно не поздоровится", появился и Эдька, единственный с кем я познакомился на комиссии, мне почему-то казалось, что он не коренной воркутянин, я отношу его к плеяде авантюристов, таких искателей приключений, он мог без раздумий подойти к любой компании и сразу оказаться своим. Забегая вперёд сразу хочу сказать, что армия оказалась не для него. Когда на Диксоне я уже был в учебке радистов, про него пошли разговоры, что у него на одной из точек что-то случилось с головой и его, возможно комиссуют, мне было его жалко, ещё в карантине он подарил мне на память свою фотографию. Однажды на перекуре между занятиями, я увидел его. Он сидел в кузове машины, которая медленно проезжала мимо меня. Эдька сидел весь "скукуженный", отрешённый взгляд смотрел в одну точку, "что-же с тобой сделали, Эдька?". Уже проезжая меня, он взглянул на меня и ... улыбнулся и подмигнул мне! Я засмеялся в ответ, но он тут же прижал палец к губам, "ах Эдька-Эдька, тебя не исправить!" . Я мысленно пожелал ему удачи, я так не знаю чем закончилась эта история, сумел ли он обмануть медиков и "закосить", больше я его никогда не видел. Но я забежал вперёд, а пока наш поезд направляется в Княжпогост...