Записка Климента Зедергольма

Дмитрий Зборовский
По мысли Климента Зедергольма ограничение в правах раскольников и сектантов способствует ослаблению раскола. Он приводит пример гонений на ереси в Средние века, при этом меры инквизиции не могут служить основанием для подобного поведения Православной церковью. Противодействие властей ересям необходимо по мнению автора. Пример тому латинское владычество в Царьграде, а также магометанское иго. Автор считает, что многие еретики после своего заблуждения, обращены в Православие именно строгими законами.
Православные цари, которые по мнению автора, являются защитниками и блюстителями православной веры должны руководствоваться правилами Вселенских и Поместных соборов. В данном случае Климент Зедергольм обращает внимание на Карфагенский собор, правила которого были утверждены VI-VII Вселенскими соборами. Святые отцы данного собора просили царей об искоренении идолослужения, разрушении капищ и др. средствах борьбы с язычеством прав. (69,71,95,120). Иными правилами других Вселенских соборов призывалось изгонять из царствующего города нарушающих церковное устройство, а не желающих подчиняться церковным пастырям, объявлять как мятежников и призывать к порядку силой светской власти.