Робинзон Крузо и Александр Селькирк, есть ли разни

Мита Пе
Робинзон Крузо и Александр Селькирк, есть ли разница?

В 1708 году из Бристоля вышли два вооружённых пушками английских корабля  -  "Duke of Bristol" и  "Duchess of Bristol".  Командовал кораблями  Вудс Роджерс, он же был капитаном  "Дюка", а капитаном "Датчесса" -   Стивен Кортни.  Эти корабли совершали кругосветное путешествие   и под видом обмена товаров из Европы на товары "местного значения" совершали каперство "во имя английской короны". 

Когда путешествие закончилось, матрос одного из кораблей Эдвард Кук  написал двухтомный отчет о путешествии, который был напечатан в 1712 году в виде  книги с названием "Путешествие к Южному морю и вокруг света". В этой книге среди прочего материала содержался "рассказ из первых рук о потерпевшем кораблекрушение Александре Селкирке", история которого  вдохновила Даниеля Дефо написать  в 1719 году свой знаменитый роман о приключениях Робинзона Крузо.

У писателя,  журналиста и репортёра  Даниэля Дефо к моменту написания книги был упадок  творческой деятельности. Ему было уже 59 лет, доходы от работы в журналах (статьи и памфлеты) упали, денежные дела запутались, в семье начались нелады и  материальные сложности,  и  Дефо усиленно искал  новый источник доходов для поправки  положения. 

Так как книга Эдварда Кука пользовалась  большим читательским и коммерческим успехом, Дефо пришла в голову гениальная мысль сделать историю островитянина Селькирка основой своей  новой книги,  но так,  чтобы никто не обвинил  автора в плагиате.  По этой причине, отдавая  написанную книгу  в издательство, Дефо скрыл своё имя, объяснив, что получил  рукопись от самого автора. 

Как опытный журналист и репортёр,  Дефо знал, как вызвать интерес читателя. Взяв за основу сюжета  реальное пребывание  Селькирка на необитаемом острове, Дефо изменил всё остальное. Главного героя состарил на 50 лет, дал ему фамилию своего школьного товарища Крузо, выдумал аборигенов-людоедов, снабдил Робинзона другом Пятницей,  выбрал  остров не в Тихом, а в Атлантическом океане в устье реки Ориноко и дал роману длинное заглавие,  объясняющее  суть сюжета.   За два месяца упорной работы Дефо написал  первый том "Жизни и Приключений Робинзона  Крузо".

Книга вышла в свет в апреле 1719 года и  имела небывалый успех. Издательство переиздало первый том и запросило  у Дефо продолжение. Уже в августе 1719-го  Дефо написал второй том "Дальнейшие приключения Робинзона Крузо" - эта книга была уже чистым вымыслом и была менее популярна, чем первая.   Если для первого тома сюжет был готов и нуждался лишь в художественной обработке, то для второго тома Дефо понадобилось собирать материалы из документальных и литературных источников, а документы сложно разбавлять вымыслами. 

В 1720 году вышел третий том, но успеха у читателей не имел по причине обширных рассуждений на темы религии и морали.  На русский язык книга не переводилась.

Биография Александра Селькирка стоит того, чтобы о ней помнить.
Его настоящая фамилия Селькрейг, он родился в шотландской деревне Lower Largo.  С  ранних лет узнал морское дело, плавал матросом на кораблях,   был  пиратом (капером), авантюристом  и искателем  приключений.

В начале 1703 года Селькрейг прочитал объявление  в "Лондон газетт" о том,  что набирается команда для  капитана  Уильяма Дампира,  мореплавателя и капера, собирающегося  отплыть в Вест-Индию за золотом.  Такое путешествие было в духе Селькрейга,   и он одним  из первых  записался боцманом на  "Cinque Ports" (Синг Портс – Пять портов) – один из двух кораблей Дампира.   В  корабельном  журнале  фамилию  боцмана написали неправильно, и  Селькрейг  превратился  в Селькирка.

В 1704 году корабли Дампира отправились Тихому океану. Во время плавания  заболел и умер  командир корабля  "Синг Портс" -  капитан Пикеринг.   Дампир назначил нового капитана – лейтенанта  Томаса Стредлинга. В мае 1704 года  Стредлинг отделился от Дампира, решив плыть самостоятельно. 

Опытный моряк Селькирк поставил капитана в известность, что корабль нуждается в ремонте, и если в ближайшем порту не сделать  кораблю ремонт, то может случиться беда. Стредлинг отмахнулся от редупреждения боцмана, но тот настаивал. Между ними  стали возникать частые  споры, переходящие в ссоры.

К осени  1704 года  "Синг Портс", сильно потрёпанный последним штормом, встал на якорь у одного из островов архипелага Хуан Фернандес,  а чтобы пополнить запасы пресной пресной воды. Селькирк снова заговорил о том, что кораблю нужен ремонт или  ему не выдержать  дальнейшего пути. Капитан Стредлинг  привычно отмахнулся от доводов  боцмана, опять началась ссора, и Селькирк запальчиво потребовал, чтобы его ссадили с корабля на берег.  Стредлинг немедленно удовлетворил его требование, и, хотя Селькирк быстро  одумался и стал умолять  оставить его в команде,  капитан  не согласился.

Из истории мореплавания известно, что скандалистов, драчунов, пьяниц и нарушителей дисциплины ссаживали с кораблей на острова, но Александр Селькирк  не был их  числа.  Он предупреждал капитана о реальной  опасности, и команда начала роптать против капитана,  поэтому  Стредлинг ухватился за возможность избавиться от надоедливого боцмана.
Судьба  наказала Стредлинга за недальновидность - вскоре "Синг Портс"  потерпел крушение и затонул,  часть команды погибла,  часть попала в плен к испанцам, в том числе и капитан Стредлинг.

В  шлюпку  Селькирка погрузили  (перечисление из книги Кука) одежду, кремневое ружье, фунт пороху, пули,  огниво, несколько фунтов табака, топор, нож, котел, навигационные приборы  и библию.  Еды дали  на один день.  В судовом журнале записали, что такой-то "списан с судна по собственному желанию".
 
Селькирка  высадили на берег необитаемого  острова  Мас-а-Тьерра  в Тихом океане  в 640 километрах от побережья Чили. 
 
- Из книги Эдварда Кука:  "Форма острова неправильная; в длину он имеет около девятнадцати верст, в самом широком месте не больше восьми километров (около семи верст). Южная часть острова не возвышенна, суха, песчана и безлесна, но за то северная богата разнообразными произведениями: она покрыта высокими, часто неприступными горами, лесиста, пересекается долинами, ручьями; покрыта зеленью и самою роскошною растительностью".

Из съедобной живности на острове водились птицы, черепахи,  рыбы, лангусты, омары и другие морские раки, заплывали тюлени и морские львы,  а в лесу  было много диких коз.

Селькирк надеялся, что в скором времени на остров за питьевой водой заглянет какой-нибудь корабль и вернёт его в цивилизацию, но шли месяцы,  и на горизонте никто не появлялся. Поначалу Селькирк жил в пещере на берегу, чтобы удобнее было высматривать плывущие корабли. Корабли заплывали, но – испанские, от них Селькирк прятался  в лесу. Он считал, что лучше  умереть от голода или одиночества, чем  попасться в руки испанских моряков.

Корабль "Cinque Ports", который мог бы сообщить англичанам о человеке на острове,  не добрался до дома  из-за крушения. 

27-летний отшельник прожил   на острове  четыре года и четыре месяца – с 1704 по 1709 годы. Сначала он очень сильно страдал от одиночества, но после полутора лет тоски и отчаяния  пообвык и стал потихоньку обживать  пространство: построил двухкомнатную хижину (кухня и спальня), обзорную вышку,  приручил коз,  добывал молоко и жарил  козье мясо, ел черепашьи яйца, моллюсков  и подходящий  растительный  корм.

Рыба была в изобилии, но когда кончилась соль, Селькирк не мог её есть без соли. Его донимало обилие крыс, но он приручил козьим мясом диких кошек, и крысы оставили его в покое.  Постепенно отшельник приобретал  нужные для выживания  навыки. Так прошли четыре года. 

1 февраля 1709 года  к острову  подошли  два английских корабля "Дюк" и "Датчесс", совершавшие кругосветное путешествие под  командованием Вудса Роджерса.  Старшим штурманом экспедиции  был бывший капитан "Синг Портса"  Уильям Дампир.  Говорят, что именно по его наводкам  корабли зашли  в бухту  Мас-а-Тьерра  и забрали одичавшего островитянина на борт "Дюка".

- Из книги Эдварда Кука: "Вторая [шлюпка] скоро воротилась, и привезла с собою множество раков, а сверх того человека, одетого в шкуры диких коз. Этот человек казался с первого взгляда так же диким, как и те звери, которых шкура его покрывала. Уже после объяснил он нам, что назад тому четыре года и четыре месяца оставлен он был на этом острове капитаном Страдлингом. Имя этого человека Александр Селькирк".

Александр Селькирк рассказал свою историю капитану Роджерсу, правда, не сразу, а когда вспомнил английскую речь, ведь за годы одиночества  он практически разучился  говорить на родном языке.   

В Англию Селькирк вернулся не сразу, ещё два года он продолжал плавать  на кораблях Вудса Роджерса и вернулся домой лишь в 1711.  Воспоминания о своих приключениях  он рассказывал за кружкой пива в пабах, одним из его многочисленных слушателей был писатель Ричард Стил, который опубликовал рассказ Селькирка в газете "The Englishman".

- Из книги Эдварда Кука: "Напечатано много историй, похожих на ту, которую я описываю. Не знаю, что в них справедливого, но полагаю, что рассказ Селькирка основан на совершенной истине. Мы осматривали все предметы его уединенной жизни, и удостоверились во всех  подробностях. Много надобно было мужества, чтоб перенести подобное несчастие".

Селькирк стал очень популярным,  ведь его пребывание на необитаемом острове и спасение было сенсацией тех лет.  Даниэль Дефо  захотел  лично встретиться  с боцманом  и узнать его историю из первых уст.  Встреча состоялась  в пивном пабе "Llandoger Trow"  в  Бристоле. 

Судя по воспоминаниям современников, Селькирк заново освоил английский язык и поднаторел в рассказах. Ричард Стил писал: "Его было  очень интересно слушать, он трезво мыслил и весьма живо описывал пребывание души на разных этапах столь длительного одиночества".

Однако отойти  от потрясения, вызванного длительным и  одиноким пребыванием на острове,   Селькирк всё же не смог.  Жизнь в городе среди множества людей его удручала. В 1717 году он опять поступил на морскую службу в чине лейтенанта (присвоили, как опытному моряку и знаменитости) и стал служить на корабле  "Веймут", на борту которого во время очередного плавания скончался -  в 8 часов вечера 13 декабря 1721 года в возрасте 45-ти лет.  Похоронили Александра Селькирка по морскому обычаю – в водах океана.

В записи корабельного журнала причиной смерти  была названа жёлтая лихорадка,  но, вполне возможно, что лихорадка возникла на фоне ослабленности организма  из-за  длительной стрессовой ситуации во время одиночества на острове  и её последствий на психику.   

В  различных интернет-статьях  Селькирка называют дебоширом  и  пьяницей, но он не был ни тем,  ни другим. Рассказывая в пабах свою историю, он, разумеется, пил пиво, но запойным пьяницей не был.  Селькирк имеет право на симпатии.  Ему выпало тяжёлое испытание, но он не струсил, не покончил с собой, а, как мог, приспособился к жизни без людей.

В романе Дефо реально лишь  появление Робинзона на необитаемом острове, и его одиночество было временное (до появления Пятницы и других людей). В  остальном – он типичный герой комикса, супермен, везунчик-экстремал,  победитель всех схваток с  окружающей средой, как и полагается выдуманному персонажу. 

Если мысленно убрать фантазии, которыми  Дефо обогатил свой роман и своего героя, то жизнь  Робинзона Круза на острове ничем не отличалась бы от  жизни своего несчастного прототипа, даже могла быть хуже, ведь   Селькирк провёл на острове всего четыре года, в то время как Робинзон целых 28. Тем не менее, Робинзон Крузо вернулся домой целым психически и невредимым физически.

Почему?
Всё дело в психологической  установке. 

Селькирка фактически насильно высадили с корабля против его воли, и он ступил на берег  в состоянии подавленности и страха.  Робинзон Крузо после кораблекрушения  остался жив, и вера в удачу помогла  ему начать новую жизнь на острове.

Селькирк полтора года жил в отчаянии, ожидая спасения, Робинзон сразу же включился в активное благоустройство своего места обитания.
   
Тяжёлый ежедневный труд по добыче пропитания, утомлял Селькирка и лишал его сил, Робинзон же на первые годы запасся продуктами (даже ромом) и необходимыми вещами из трюма корабля.
 
Селькирк страдал от одиночества, у Робинзона были кошки, собака и попугай, а потом появился человек – друг Пятница.
 
Нехватка информации извне расшатала Селькирку нервную систему, Робинзон получал сведения от спасаемых  им людей.
 
У Селькирка не было желания уплыть с острова, так как он не верил в свои возможности, у Робинзона была цель построить лодку  и уплыть с острова.
 
Селькирка спас зашедший в бухту острова корабль, Робинзон с оружием в руках освободил корабль и его  капитана.

Вернувшись домой, Селькирк долгое время привыкал к обществу людей. Робинзон вернулся к своей семье полноценным человеком.

Вывод:  если бы не Даниэль Дефо, Робинзону (будь он реален) была бы уготована жизнь Александра  Селькирка.

В 1966 году остров Мас-а-Терра  был переименован в  "Робинзон-Крузо". Другой остров из  архипелага Хуан-Фернандес  стал называться "Александр-Селкирк".


Полное название книги Даниэля Дефо  звучит так:

"Жизнь и необычайно удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, который прожил двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен после кораблекрушения, а вся остальная команда погибла. С добавлением рассказа о том, как он в конце концов удивительно был спасён пиратами. Написана им самим."


Илл. Даниэль Дефо и Ричард Стил слушают рассказ Александра Селькирка.