Россия готова к разрыву с Европой

Лев Ольшанский
- Москва готова к разрыву отношений с Брюсселем, если с его стороны будут санкции, создающие риски для чувствительных сфер экономики, - заявил 12 февраля сего года глава МИД РФ Сергей Лавров.

Санкции в отношении России вводятся странами Запада в качестве их реакции на многочисленные нарушения законности в отношении российского блогера А. Навального.
Другими словами, мы будем гнобить Навального, как пожелаем, и никакие законы нам не указ, но вы не смейте предъявлять к нам какие-либо санкции! Вот такая наша чёткая, принципиальная позиция.

16 февраля страсбургский суд обнародовал решение, согласно правилу 39 регламента суда, призвать правительство РФ освободить Навального, которому московский суд в начале февраля заменил условное заключение на реальное по делу о мошенничестве. Срок исполнения решения - 17 февраля.

Россия обязана соблюдать это правило, поскольку в 1996 году вступила в Совет Европы, а два года спустя ратифицировала его основополагающий документ — Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Тут я оговорюсь: читал и о том, что страсбургский суд отнюдь не имеет в виду освобождение Навального подчистую, а требует от правительства России лишь обеспечения ему безопасных условий содержания. И какой трактовки придерживаться простому человеку, непонятно (пока не появятся дополнительные данные).

ЕСПЧ решил, что нужно срочно освободить Навального, поскольку, по мнению суда, жизнь оппозиционера в опасности.

Действительно, не один раз приходилось читать предложения отдельных россиян о том, что Навального следовало бы поместить в одну камеру со специально подготовленными уголовниками, которые помогут осужденному блогеру повеситься. Вот такой вот у нас гуманизм, от которого ЕСПЧ и требует защитить осужденного блогера.

Но 17 февраля минюст РФ заявил о том, что требование ЕСПЧ освободить Навального неисполнимо. Соответствующие заявления прозвучали и в Госдуме РФ. Согласно принятым в прошлом году поправкам к Конституции РФ, международные обязательства Россия исполняет лишь в том случае, если они не противоречат российскому законодательству.

Таким образом, Россия отказалась соблюдать своё собственное обязательство выполнять решения ЕСПЧ, что является нонсенсом. Мол, не хотим выполнять и не будем! Этот ответ выражает позицию ребёнка, но не взрослого человека. Но давши слово держись, а давши - крепись! - гласит старая народная пословица. Ее суть относится к тому, что человек обязательно должен отвечать по своим обещаниям, несмотря на то, в какие сложные жизненные ситуации он мог попасть.

Но Навальный нам, россиянам, дороже любых доводов разума, дороже собственных обязательств и благополучия; наша позиция неизменна: Навального из заточения не выпустим, будем гнобить его столько, сколько захотим, на любые доводы Запада не реагируем, хоть вы ядерной войной идите на нас! Хотя и говорилось о том, что Навальный, якобы, никому не нужен. Если не нужен, так и отступились бы от него, а не преследовали с одержимостью маньяка.

Вообще, отношение власти России к Навальному иррационально. Одно время на слуху была борьба с коррупцией. И вот общественная организация (ФБК) начала борьбу с коррупцией. Государство, по идее, должно было всемерно поддержать эту организацию в её святой борьбе, оказывать ей всемерное содействие, проводить расследования в отношених лиц, названных РБК коррупционерами.

Но вместо этого власть всячески преследует эту организацию и её лидера Навального. Чем это можно объяснить? Кто сможет это сделать?

19 февраля  минюст РФ запросил ЕСПЧ о пересмотре принятого судом решения по Навальному. В заявлении минюста подчеркивается, что жалоба адвокатов Навального, в рамках которой судом запрашивались обеспечительные меры, неприемлема.

Каких-либо серьёзных шагов в отношении России со стороны Запада вряд ли следует опасаться: из-за Навального война не начнётся - он всё-таки не наследник австро-венгерского престола Фердинанд, убийство которого послужило поводом для начала Мировой войны в 1914 году.

А будет продолжаться непрерывное давление на Россию.

Так, например, строительство Северного потока-2, в котором так нуждалась Россия для продажи дополнительного количества газа и пополнения бюджета, к сегодняшняму дню (23 февраля 2021 года) вследствие санкций полностью прекращено; понапрасну утопили в море десятки миллиардов долларов.

Далее, 23 февраля 2021 поступило сообщение: представитель Украины при ООН призвал лишить Российскую Федерацию права вето в Совете Безопасности. Об этом он заявил в ходе заседания в Генеральной Ассамблее ООН, которое посвящено ситуации на «временно оккупированных территориях Украины». «Пока Россия отрицает свою роль в конфликте, перспективы мирного разрешения будут оставаться иллюзорными», — заявил он.

Конечно, требование Украины не обязательно будет одобрено членами ООН или Совбеза.

Всё это - проявления давления Запада на Россию. Конечно, любая страна должна в первую очередь заботиться о своей собственной безопасности и только потом слушать, что думают или скажут о ней другие. Но столь явные нарушения даже собственных законов, попирающие все нормы законодательства и элементарных прав человека, грозят вызвать неодобрительную реакцию со стороны большинства членов мирового сообщества. Нас, как говорится, просто не поймут.

Говорят, если лягушку опустить в горячую воду, лягушка будет стараться выпрыгнуть. Но если её сначала опустить в воду, после чего медленно нагревать её, лягушка сварится. Вот и мы, россияне, оказались в положении этой лягушки, которая будет медленно вариться на огне санкций, причём, можно сказать, совершенно добровольно и из-за сущего пустяка - из-за неуступчивости в отношении Навального. В принципе, мы варимся уже с 2014 года.

Чем Россия может ответить на непрерывное давление со стороны стран Запада? Горячие головы предлагают перекрыть задвижки на трубопроводах нефти и газа, ведущих в страны Запада. Но в таком случае мы оставим без средств собственный бюджет и попадём в опасную зависимость от своего практически единственного потребителя нефти и газа в Азии Китая, благодаря давлению которого продажные цены придётся снизить до минимума, ниже себестоимости. Поэтому Россия не откажется от своего европейского покупателя углеводородов.

Есть ещё одна возможность ответить Западу - ещё более сократить российские импорт и экспорт, что также неприемлемо. К примеру, разве можем мы отказаться от закупки лекарств? А кроме лекарств есть большое количество выокотехнологичных товаров, которые в России не производятся. Так что, ощутимых мер воздействия на Запад у России практически нет.