Лось

Евгений Сипков
            Из книги "Охота и рыбалка"

  Не нравится мне убивать животных, поэтому я и не стал охотником. Это я понял после одного случая, когда я учился ещё  в художественном училище.
   Когда я перешёл на третий курс, к нам пришёл новый лаборант в кабинет физики  и мы с ним быстро нашли общий язык. Я в то время заведовал фотолабораторией и вёл фотокружок. Александр, так его звали, весной  пришёл из армии, а уже где-то в начале октября  решил жениться. Жил он под Харьковом в Люботине, и приглашать из города фотографа было накладно, поэтому Александр  предложил  мне заснять это мероприятие.Что я сделал с большим удовольствием. Во-первых – помочь старшему товарищу, а во-вторых попить, поесть да ещё денег заработать – это совсем не плохо.
Правда, когда я, закончив работу, уезжал домой, он дал мне всего четвертак и сказал:
- Фотки будем вместе делать, а с меня - ещё и магарыч.
Хоть я и рассчитывал на большее вознаграждение, но легко согласился, - ведь, не всё измеряется деньгами.
Потом сделали мы фотографии и все, включая его жену и тёщу, остались довольны. Я уже и забыл про его магарыч, как, вдруг в понедельник после занятий заходит он лабораторию и, достаёт из пакета небольшую кастрюльку, хлеб с луком и бутылку «Рислинга».
- Вот, - сказал Александр, - это – магарыч. У тебя стаканы найдутся?
- Конечно.
Выложив содержимое из кастрюли на тарелки и налив вино, он не без гордости, сказал:
- За удачную охоту! Это я, вчера подстрелил лося.
Мы выпили. Я попробовал мясо. Оно было тёмным и немного жёстковатым с лесным запашком и не произвело на меня должного впечатления. Я ещё подумал: «Стоило ли убивать лося, что бы есть такое мясо, ведь колбаса вкуснее».
Но, больше из вежливости, чем из любопытства, когда мы опять налили в стаканы, поинтересовался:
- А, как это было?
«На охоту пошёл я с отцом, - начал свой рассказ Александр, - который работает егерем у нас в Люботинском лесничестве, и к нам присоседилось ещё несколько знакомых мужиков. У нас там много пойм рек и заводей особенно после осенних дождей, а заросших порослью делянок, вообще, видимо не видимо. В это время у лосей гон начинается, ну это, когда самец самку ищет.
- Давайте разделимся на две группы, - предложил отец, - одна – будет загонять, а другая будет сидеть на номерах в засаде.
- Да нас всего пятеро, как мы и кем будем загонять? – спросил сосед Иван, и продолжил, - я недавно ходил в лес по грибы и видел несколько лосей у заводи и даже довольно близко подходил, и они спокойно паслись. У нас, ведь, охотников мало и за лето они совсем перестали бояться людей.
- Так, что ты предлагаешь? – спросил я.
- Давайте попробуем охотиться, как говорится, - «на реву», а когда сохатый подойдёт, потихоньку подкрадёмся, окружим  его и подстрелим.
 Ну, это когда лось зазывает лосиху, а бывает - и наоборот, поясняет Александр. Мой отец егерем, больше двадцати лет  работает, и, сложив рупором ладони, мог легко сымитировать зов самки.
- Ладно, - согласился батя, - правда, я давно так не охотился, но попробовать можно.
Я засомневался, - а вдруг, мы не сможем близко подобраться к лосю, и поэтому прихватил с собой ещё и мелкашку ТОЗ, которую я по случаю купил у одного знакомого, но расчехлять не стал, а повесил на другое плечё.
- Нафига ты ещё одно ружьё берёшь? – спросил отец.
- Так, на всякий случай, а вдруг понадобится, - сказал я.
- Ну, если не тяжело тащи, - засмеялся Иван.
Вот так мы и пошли на охоту. Ходили-ходили, отец пару раз зазывал лося и, когда услышав треск веток, мы как раз вышли на ту заводь, где Иван собирал грибы.
Увидев двух лосей мирно пьющих воду, наши мужики  вместо того, чтобы подкрасться  поближе, ничего умного не придумали, как начали палить. Видно от долгого хождения у них не выдержали нервы.
Но, ни в одного так не попали, потому, как расстояние было метров семьдесят не меньше.
Ни я, ни отец не успели даже глазом моргнуть, как лоси рванули в сторону леса и через несколько секунд исчезли из вида.
- Что ж, вы, дураки наделали? – закричал отец.
- Так мы ж хотели, как лучше, а получилось, как всегда, - замялись горе-охотнички.
- Ну, и что теперь делать? – спрашиваю.
- Да, мы сейчас по следам их быстро найдём, - решили они реабилитироваться, - а ты, - обращаясь к отцу, сказал Иван, - позови их ещё.
- Это не имеет смысла, - сказал батя, - он видно, уже с лосихой ходит, и вряд ли, подойдёт.
Но, мы всё равно решили пойти в ту сторону, куда убежали лоси.Часа через два вышли к другой затоке и увидели наших лосей. Они мирно пили воду, шевеля ушами и поглядывая во все стороны. Это я понял, потому, что крутили всё время головой. Но, расстояния до них было около двухсот метров. Ну, и естественно, как только мы попытались подобраться ближе, то они, видно уловив шорох и запах, тут же ушли дальше в лес. Мы ещё несколько раз настигали их, но они над нами, как бы издеваясь, каждый раз уходили в чащу.
  Времени до того, как начнётся смеркаться оставалось часа четыре, поэтому я мужикам предложил, чтобы они, когда мы в следующий раз обнаружим сохатых вдалеке, остались на месте, а я попробую сам подкрасться поближе. Благо, я только весной пришёл из армии, где служил в разведроте и навыки ещё не забыл.
Когда мы, через минут сорок, опять в метрах триста заметили лосей, я, передав ружьё отцу и расчехлив свою мелкашку, зарядил её, а потом почти ползком, как на учениях – начал сближение. Двигался очень аккуратно, стараясь не задеть ни одного куста и не наступить на сухую ветку под ногами, потихоньку сокращая расстояние. И мне это удалось - два года армейской практики не прошли даром.
Я подобрался к ним по пластунски, и, когда до лосей оставалось метров сто, понимая, что такой маленькой пулей лося просто так не убить, улучив момент, прицелившись ниже рогов, выстрелил в ухо. Выстрел был не громкий в сравнении с грохотом  ружья двенадцатого калибра, словно хрустнула сухая ветка на дереве. Лось мотнул головой, а второй, стоящий рядом, поднял голову, оглядывая округу. Тогда я быстро дёрнул затвор, освобождая его от стрелянной гильзы, и тут же, вставив патрон, зарядил винтовку.
От этого лязга затвора, лось, который смотрел по сторонам, рванул в лес, а бедолага, которому я попал в голову, слегка пошатнувшись - упал. Это происходило буквально две-три секунды, но мне, случившееся показалось вечностью. Всё происходило, как в замедленной съёмке.
А мужики, наблюдавшие это на большом расстоянии, тут же побежали мне на подмогу.
- Вот, так я и подстрелил его. Лось оказался с четырьмя отростками на рогах и весил килограмм триста. Тогда мы впятером, впритык  успев до темноты разделать мясо и ,выбрав лучшие куски и загрузив в мешки, еле дотащили его домой, а остальное оставили в лесу. Отец всегда так делал, чтобы волки и лисицы тоже по баловались свежатинкой», - закончил своё  повествование Александр.
  После его рассказа, мне почему-то стало грустно...
  Я очень явно представил убитого лося лежащего на траве, а его подруга где-то вдалеке, отправившись от шока, искала своего суженного.
  Это, наверное, потому, что Александр и сам недавно женился, и мне совсем не хотелось, что бы его жена оказалась на месте этой лосихи.