Два дня и Святой Георгий ч. 7

Светлана Леонидовна Черникова
                Х

 Вечером Герка долго сидел в своей комнате, запершись на щеколду, желая получше рассмотреть всё найденное сегодня, в спокойной обстановке. Из открытых окон веяло легкой прохладой, слышалось потрескивание цикад в скверике под окнами. Мальчик встал из-за стола, неспешно подошел к окну и задернул шторы. Затем он вернулся к столу, устроился поудобнее в кресле и задумался. Перед экраном компьютера, на столе, прикрытые журналами, на мягкой салфетке лежали два ордена.

 Информация, найденная  им на различных сайтах, свидетельствовала о том, что найденные ими ордена, действительно, были подлинными наградами. Более того, кресты  эти в царской армии не так - то просто было получить. Награждались  Орденами Святого Георгия Победоносца и Святой Анны люди смелые, отважные, не щадившие жизни своей за честь Родины. Ордена эти выпускались нескольких степеней, разных по значимости, и человек, обладающий орденами всех степеней, назывался полным кавалером ордена такого-то. Он посмотрел также на орден Александра Невского и убедился, что все эти награды, как и говорил Димка, были красивы. Представил это великолепие у себя на груди и  невольно выпрямил спину. Да…а если они еще и добытые тобой в бою? Какая гордость сразу распирает.

 В то же время, на двух сайтах предлагались к приобретению такие  ордена всех степеней по различной цене. Как и говорил Димка, самая дорогая стоимость была у наград с  клеймом изготовителя и сертификатом, подтверждающим их подлинность. «Интересно, как столько наград сохранилось в нескольких частных руках - думал Герка -  ведь ими были награждены абсолютно разные люди. Неужели их родственники продали все награды? Может быть, они были украдены в свое время?»

 Мысль же о продаже найденных ими наград его и не посещала, наоборот, какой-то внутренний голос говорил ему, что делать этого не нужно. А что если живы потомки этого офицера? Ведь он жил в нагорной части города, закопал дорогие сердцу вещи в своем доме, либо там, куда рассчитывал обязательно вернуться. Дома на горе стоят по сто лет и более, строительство новых кварталов взамен старого частного сектора туда еще не дошло. Все может быть. И как было бы радостно им, внукам-правнукам нежданно получить хоть какое-то известие о своем героическом деде. Даже если бы он был простым солдатом, не менее ценно было бы такое известие.

 Ведь, ищет же мама со своей сестрой тетей Леной их деда Леонида - отца одной из Геркиных бабушек, который пропал без вести во вторую мировую войну. Хотя уже прошло практически семьдесят лет после войны. И как радовались они, когда на одном из официальных сайтов, где собрано и отсканировано большинство документов периода второй мировой войны, хранящихся в государственных архивах, они нашли справку о награждении их второго деда-казака орденом Красной Звезды.
 
 В той справке командир подробно описал подвиг, за который был награжден дед Максим. Прадед Герки Максим во время войны  находился на Заполярном фронте. Когда он стоял в карауле, охраняя  склад боеприпасов, началась бомбежка и одна из зажигательных бомб угодила прямо на крышу склада. Так вот прадед Максим, рискуя своей жизнью, успел затушить ее, тем самым спас все боеприпасы от взрыва. Когда мама и тетя Лена читали эту справку, в их глазах были слезы, а уж о бабушке и говорить нечего.
 
 Послышался мелодичный сигнал вызова видеосвязи, Герка очнулся от своих раздумий, щелкнул мышкой и на экране показались лица друзей, сначала Лешки, а затем и Макса.
- Я просмотрел много сайтов и пришел к выводу, что у нас в руках действительно Орден Святого Георгия Победоносца и Орден Святой Анны. Димон был прав. – Герка задумчиво потер рукой подбородок. -  Но я точно не уверен, какой степени Анна. Второй или третьей. Прикиньте, на аукционе орден Анны первой степени в идеальном состоянии, с сертификатом и клеймом – со всеми атрибутами предлагают за 3 миллиона! Орден, похожий на наш, там выставлен за 350 тысяч. Но, опять же, он новенький! Эти же награды, видно, побывали в бою. А вообще наш  казак был очень смелым.
- Точно – кивнул Лешка -  Я еще прочитал в википедии, что Святого Георгия давали за особенную доблесть. И Анну – за личную смелость в бою.
- Слушайте сюда – Макс поднял указательный палец вверх -  Нашел у отца в энциклопедии. «Офицеры гордились Орденом Святого Георгия, так как он добывался собственной кровью и являлся признанием личного мужества награжденного». Орденом Святой Анны были награждены и Суворов и Кутузов! Да, Анна у нас третьей степени, так как у нее мечи крест-накрест. Но еще к ней должен прилагаться бант. Скорее всего, он потерялся. Наверное, не до банта было тому, кто прятал шкатулку.

- Знаете, мне кажется, не продадим мы их – с сомнением проговорил Лешка -  В нашем городе точно не сможем. У нас даже общества никакого нет ни нумизматов, ни этих, которые марки собирают. Встречаются отдельные личности на площади перед драмтеатром, какие-то все подозрительные. Обманут. Не в  Москву же ехать?!...
- В Москву, конечно, нет. А здесь попробовать можно, только надо знать, к кому обратиться. Думаю, и у нас в городе есть черный рынок для таких вещей – многозначительно сказал Макс.
- Ну, и где искать будем этого, к кому обратиться можно?  - Герка покачал головой – Нет, не нравится мне эта идея.
- Может, ты знаешь кого, Макс? – оживился Лешка.
Макс промолчал и отвел глаза.

- А если честно, то мне уже и не хочется их продавать – тихонько произнес Лешка.
- Если честно… – Герка качнулся на стуле - то и я об этом думал. Давайте мы не будем продавать эти награды! Когда я читал за что награждали такими орденами, то подумал о том, какой это был героический человек. Как мои прадеды, мой дед. Как ваши прадеды. Интересно, остались ли у него родственники в нашем городе?
- Вы чего, парни, такие деньги, а вы в кусты?! Надо, хотя бы попробовать, приспроситься! – возмутился Макс – Все-таки я нашел шкатулку!

- Макс, даже если наши Анна с Георгием стоят больших денег, нас все равно кинут, если не пристукнут! – горячо возразил ему Герка – Вспомни, как мы ходили в антикварную лавку оценить моего старого оловянного солдатика, тоже, кстати, раритетного. Так тот тип сначала нам сказал, что солдатик – ерундовый «новодел». Куплю, говорит, за «три копейки» и то спасибо скажите. А потом, так вцепился, что еле из рук вырвали. Родителям же только заикнешься – начнутся расспросы, где да что. Сдадут их в музей и всего делов. Да, Макс, шкатулку нашел ты, но без нашей помощи ты бы ее не достал. У меня другое предложение! Надо все разузнать про этого офицера Заречнева, найти его родственников и передать им награды. Тогда имя его не пропадет во тьме веков и беспамятстве!
- А если его родственники пропойцы или грабители? Они же плюнут на память да сами и продадут награды. Спасибо, скажут, вам -  юные лохи! И плакала тогда наша благородная затея – озадаченно заметил Лешка.
- Нет, таким уж, однозначно не передадим, что у нас мозгов нет что ли?  - возмутился Герка - Мы же сначала все разузнаем, а потом решим, по обстоятельствам. И, наконец, последний вариант – музей.

 - Бизнесмены из нас, правда, фиговые – вздохнул Макс – Ладно, подчиняюсь большинству, но попробовать стоило бы. Хотя… тебе же, Герка, передали  родители  ордена твоего прадеда! Сохранили. А тут вроде как  предательство получается, несмотря на то, что они не наши.
- А я о чем! Слушайте, во время гражданской войны у нас на горе квартировал белогвардейский полк. Вполне вероятно, что этот Заречнев А.А. был в том полку  – Герка потянулся за чистым листком бумаги и стал что-то записывать по ходу рассказа. - Моя мама – историк, иногда мне рассказывала про тот период. Как город переходил из рук в руки – то белым, то красным. Потом победили красные и расстреляли много пленных.  Помните, когда рыли котлован под торговый центр «Евразия» нашли захоронение. Это были расстрелянные офицеры и солдаты. Белочехи какие-то. Так вот, я думаю, что Заречнев перед расстрелом и закопал шкатулку с самым дорогим, что у него было.

- А может и не перед расстрелом! Может, отступали, а он закопал, чтобы вернуться и найти – Лешке явно не хотелось, чтобы этого казака расстреляли.
- Не забывайте, что есть и еще один вариант. Он мог остаться служить в Красной Армии, а ордена спрятать, чтобы не расстреляли как врага народа – подал идею Макс.
- И трубку с кисетом? – Герка покачал головой - Нет, либо он сам перед уходом. Либо его жена спрятала для детей память об отце – все, что осталось.
- Тогда предлагаю завтра же начать поиски  его родных – предложил Макс.

- Я - за! Я тут набрал в поисковике «Заречнев А.А и Заречнева Мария Тимофеевна». Ничего нужного нет. Надо бы по подробной, современной базе данных смотреть. А у нас их нет, никаких – Герка пожал плечами, продолжая что-то записывать на листке.
- Постойте, пацаны, он же был казак? Казак. Предположим, жил у нас в городе. Значит, в местном казачьем обществе может быть о нем хоть какая-то информация! Герка, вспоминай, где оно находится! Твоя мама ходила зачем-то туда, в то общество – Лешка придвинулся ближе к экрану своего компьютера.
- Что-то припоминаю… Хорошо, сегодня я аккуратно поспрашиваю маму. 
- Давай – кивнул Макс.
 - У меня во дворе кореш есть – Серега, у его отца  все базы данных есть, может попробовать через него?  - неуверенно спросил Лешка - Только там надо год рождения знать.

- Судя по фотографии, в начале прошлого века Заречневу  было примерно лет 30. Сын его примерно  1910- 1920 -1930 года рождения. Сейчас сыну и дочери Заречнева должно было быть по 85- 95 лет, если они живы. Внукам Заречнева лет по 55-65, при условии, что дети Заречнева создавали семьи. А правнукам по 35-45! Примерно в таком варианте надо искать. Вобщем, опирайся на отчества пожилых Заречневых, начинающиеся на букву А – Александрович, Антонович…. – сказал Герка .
- Я посмотрю еще данные в инете. Где-то попадались списки погибших в гражданскую войну. Может быть, есть и списки награжденных этими орденами? – Макс тоже записал себе в блокнот пару строк с напоминанием.
- Хорошо, работаем! До связи! – попрощался Герка.
 - «Давай, да свиданья!» - пропели Макс и Лешка одновременно и отключили видеосвязь.

                Х

Герка выключил компьютер и направился на кухню. Кухня у них в квартире  была небольшая, уютная, с круглым столом у окна. Старинный некрашеный буфет темного дерева только прибавлял колорита. Мама хлопотала у плиты и, увидев сына, махнула ему рукой, приглашая к столу. Герка сел на свое любимое место, которое вообще-то считалось «папиным». Но, в отсутствии отца, место автоматически становилось любимым Геркиным.
- Мам, помнишь, ты ходила в казачье общество зачем-то? – спросил сын, одной рукой хватая кусочек свежего хлеба, а второй придвигая к себе тарелку с салатом.
- Припоминаю. А что? – мама вытерла руки о полотенце, взяла тарелку и стала накладывать в нее из кастрюльки что-то вкусное.
- А там настоящие казаки сидят, или это музей? – Герка жевал, глядя в одну точку перед собой.
- Настоящие, сынок. Это городское казачье общество с настоящим атаманом. Официальная организация, у них на стенах особнячка старинные фотографии казачьих подворий города. Разных знаменитых казаков, проживавших в свое время у нас в городе. Сейчас все восстанавливают память о предках. А казаки всегда были доблестными вояками. А что ты хотел там узнать?

 Герка поперхнулся чаем. Либо мама умела читать его мысли, либо он совсем не умел скрывать свои намерения!
- Ничего, просто так спросил. Интересно стало.
- Понятно. Как день прошел, хорошо накупались? – мама слишком хорошо знала своего сына и поняла, что он опять разгадывает очередную тайну. Форсировать события она не стала, понимая, что в данный момент, он ничего не скажет, поэтому сменила тему разговора.
- Нормально, мам. Устал только очень, пойду, прилягу – Герка допил чай и поднялся из-за стола.
- Хорошо, сын. Если захочешь, расскажешь потом. Все нормально, без происшествий? - Мама улыбнулась и внимательно посмотрела на сына. Герка произнес, отводя глаза:
- Все хорошо, потом расскажу!