Сказка про медведя БезУмку и панику

Константин Матаков
  ***

В который раз медведь БезУмка начал бить себя передними лапами по голове. Этого показалось ему мало, и тогда он начал биться головой об лед. В конце концов, у него из головы пошла кровь. За этим занятием и застал его морж. Сначала тот подумал, что БезУмка поймал и съел большую рыбу, - от этого и кровь, - но потом понял, что это не так. Морж так обеспокоился, что позвал на помощь других белых медведей. И они связали лапы БезУмки и оставили его лежать на снегу под присмотром моржа. Однако БезУмка не успокаивался, и тогда один медведь посоветовал моржу: "мы связали ему передние и задние лапы, а он все равно буйствует; возьми его и брось туда, где ночь, и пусть плачет там и скрежещет зубами". Легко сказать, - сказал морж, - возьми и брось, - да и зачем?
Между тем, БезУмка вроде бы пришел в себя. "Для чего ты это сделал?" - спросил его морж со сломанным клыком.
- Сам не знаю.
- Ты ведь мог убить себя.
- Вряд ли.
- Это у тебя впервые?
- Нет. Просто впервые это увидели другие.
- Ты же понимаешь, что так нельзя.
- Почему нельзя?
- Глупый медведь, неужели тебе не понятно?
- Да ничего не случится. Даже если бы я ударился о вселенную.
- Снова ты фантазируешь..
- Или вселенная ударилась об меня. А теперь я думаю, что вселенная прыгает внутри меня как мячик, и не может вырваться наружу. Или это я прыгаю внутри нее, и бьюсь о грани этой черной комнаты мира, не в состоянии найти выход?
- Опять какая-то бессмыслица.
- Нет.
- Что же тогда с тобой?
- Ну, у меня паника наверно.
- От чего?
- От того, что я существую. От того, что мир существует.
- Ну и что? Я тоже существую, и мир вокруг меня. Но у меня же нет паники! Почему от этого – вдруг паника?
- Не знаю, друг мой. Но она сильнее меня. Сейчас она и есть я. Я жидкость, которая закипает, но не испаряется.
- Тебя развязать?
- Не надо. Ничего не изменится. Меня и так связало мое тело. Оно сковывает меня как лед, и как я бы хотел освободиться..
- Прекрати эти мысли! Раз ты так рассуждаешь, не буду тебя развязывать.
- Не развязывай. Не ты связал, не тебе и развязывать. Меня связала земля, пусть развяжет небо.
- Ты это о чем? Тебя связали медведи! Кстати, один из них напоследок сказал мне, что если ты будешь упорствовать, то тебя нужно забросить туда, где ночь, плач, и зубы скрежещут. Ты не знаешь, о чем это он?
- Нет. Может, они решили связать меня до наступления полярной ночи? Если я не умру до этого, то наплакаться успею..
- Да уж.. Нет, они тебя не бросят так.
- Как можно бросить заброшенного?
- Брось свою панику, иначе она бросит тебя.
- Бросил бы, только как..
- Может, тебя развязать, и ты прогуляешься куда-нибудь? Только не бейся об лед, пожалуйста..
- Я же тебе говорил, что развязывать меня бесполезно. Так даже хорошо. Нет иллюзии, что хоть что-то происходит..
- А в твоей жизни ничего не происходит?
- В ней даже не происходит жизни.
- У меня ощущение, что ты сегодня не белый медведь, а какой-то черный..
- Да, я уже не белый медведь, и этот черный, которого ты видишь во мне – не я.
- Не отчаивайся. Может, пойдем рыбу ловить?
- Ну нет. А то рыба поймает нас. Меня уже поймала.
- Что ты несешь!
- Ничего. Я даже себя нести не в состоянии. Отсюда и паника.
- Но почему?
- Наверно, полярный день затянулся. И он затянулся на моей шее.
- Хватит!
- Ты прав. День затянулся, и как хватит меня по голове!
- Глупые шутки..
- Не буду больше.
- Давай я все-таки развяжу тебя, раз приступ, судя по всему, кончился..
- Нет, ты не развяжешь меня. Вот если бы что-то развязалось внутри меня..
- А что это?
- Может быть, то, что называют душой? Только боюсь, если она развяжется, то убежит от меня навсегда!
- Значит, твоя душа связана?
- Похоже на правду.
- И кто ее связал?
- Тот, кого сейчас нет. И потом, вот ты говоришь, что я связан, а меня больше интересует: из чего?
- А кто ее развяжет?
- Тот, кого не было, нет, и не будет.
- Как может несуществующий развязать твою душу?
- Ну, этот вопрос не является вопросом.
- По-моему, ты сейчас чересчур умничаешь.
- Я не умничаю, я безумничаю. Разве ты забыл, как меня зовут?!