Зоосад в Луанде на косе Обезьяна-шимпанзе а может

Анатолий Шульга
      
 Обезьяна-шимпанзе (а может быть - горилла?), курящая папиросы «Беломор».

   Июль1977 года, заход за лицензией  на рыболовстве в зоне этой страны в бухту Луанды на СРТМ-8011 «Меркурий» от калининградской ЗРПР.
  ПрОклятые колонизаторы-португальцы  на косе у входа к Луанде попытались создать зону отдыха. Сделана была дорога, зоосад, обустроены посёлки рыбацких хижин, вычищен пляж, построены причалы и гостиницы. Лепота и тишь, всё, кроме африканского запаха тревоги.
 Свобода почти, ездим на косу на судовой шлюпке, причаливаем у лояльных нам кубинцев (там в оголовье косы их военная база) и гуляем по пляжу и окрестностям.
  Крайний раз там побывал  осенью 1990 года.
 Мы не любили наших военно-морских особей из Севастополя и протчих Североморсков от  нашей ВМБ  там же. Вымогательство рыбы, продуктов и протчие непотребности, копейки за буфетчицу- но это ведь наша совковая система.  Правда, после употребления традиционных напитков и сопутствуещему этому торгу, они расслаблялись и с ними даже можно было разговаривать (а не общаться на лексиконе уставов и инструкций).
 Вменяемые личности бывают почему-то и среди путинских вояк.
 Гуляем, пропиваем свою одежду, ведь каждый выходя на берег, одевал на себя  много всего.     Итак — плавки, треники, носки (можно несколько пар, заодно за резинку можно было и нужно воткнуть несколько катушек ниток и упаковок простых швейных иголок.  Поверх лёгкие штаны ( можно и поверх шорт). На ногах канарские «шлёпки» за 100 песет. Выходим как тёплый «пузырь», разоблачаемся по пути к ближайщему рыночку.
  Вспоминаю, когда я (как начальник отпускной группы с БМРТ «Атлант» или «Анчар») отпустил своих трёх «сволочей» на заработки - «вольные хлеба».
 Присел на камень возле рыночка. Негритята крутятся у меня, торговаться о чём-то и продавать нечего, да мне и не хочется.
 Но! Один из них пальчиком показывает мне на мои ноги. А я ведь перед выходом к неграм одел новые носки Брестского чулочного комбината имени 50-летия СССР за 1рубль 26 коп.  Он мне показывает пачку местных дензнаков (кванзами оне обзываются), кручу головой — типпо, иди ко ты.... Но видя моё сумеречное состояние души и тела, он притаскивает от друзей по «руссо-бизнесу» 0,5 литровую бутылку ЮАР-овского прекрасного пива. Я молча сдаюсь под этим напором, снимаю носки (под их общий хохот и умиление). Сижу, пью настоящее пиво, а негритёнок стоит возле меня. Я крайне вежливо спрашиваю у него - «какого х.я ты тут торчишь». Оказалось, что он ждал от меня взад бутылку, которая стоит там дороже напитка, ну и  вернул я ему эту стеклотару.

Вернулись с «чейнджа» мои соэкипажники (уже с пачками кванз)  и пошли мы в окрестный шалман (он обзывается ресторан «Панорама») пить пиво, самогон с примитивной закуской и «мазать морды официантам горчицей». Но день завершился без нарушений так называемого африканского общественного порядка, мы успешно откупились от приставучих погонных представителей ихнего ОМОна..

 Щёлкаю фейсом и фотоаппаратом («Зенит-ТТЛ») при первой прогулке по косе.
 
 Обратите Ваше внимание — я  неприлично трезвый. Узрел в местном  аквапарке  вольер с небольшим водоёмчиком, возле которого тихо-мирно возлежали небольшие крокодилы. Оградка невысокая, естественно, я залез через  неё  ним. Благо, крокодайлы были сытые и не клевали на трезвых белорусов. Сделал несколько фото их морд и зубов, к сожалению, слайды не сохранились...
 Ноне бы не полез к  ним  даже в нетрезвом состоянии...

  Рядом стела  с керамической картой Анголы с границами провинций и их чудовищно-непроизносимыми поименованиями. Неподалёку стоит небольшой американский реактивный учебно-штурмовой самолёт F-84-G “Thunderjet” как памятник,  ну, это примерно как наш бывший МиГ-15 у нашего  бывшего КВАТУ.
   К сожалению (или может быть к счастью) мои фотослайды не сохранились.

    Курящая обезьяна — шимпанзе! ( ...а может быть горилла?)

 Ребята, это что-то.
А ведь-то  наши рыбаки - моряки научили этого пленённого примата курить «Приму» и  «Беломор». Простейшую судовую дешёвку.  Горка окурков у вольера свидетельствовала об этой советской пагубной привычке почти советского животного.
  Ведь наши папиросы — это отнюдь не «Кент - Мальборо -Честерфилд» и протчие капиталистические извращения.
Это крутизна...
Даже бомжи в Панаме /Бальбоа боялись этих табачных изделий, я их пытался угостить......

 Завершая прогулку по косе Луанды, хочу отметить, что помимо «самогонных» хижин и детворы, выклянчивающей деньги и еду, здесь есть ещё и приличные мастерские с ремесленниками, работающих по слоновой кости, чёрному и красному дереву.
И это отнюдь не грубые пальмовые поделки от Сенегала, Гамбии, Сьерра-Леоне вкупе с Республикой Гвинея-Бисау, просто Гвинеи и Ганы с  королевством Того и Бенином.
Но при этом  «атомные» официальные цены на эти изделия. Ведь это многовековое португальское мастерство, «которое не пропьёшь» и  высочайшее качество.
Две краснодеревные суровые рожи (мужчина и женщина) обошлись мне в две старых рубашки и они до сих пор висят на переборке супротив друг друга «вечером и днём» над моим одром.
  Нож для бумаги  из настоящей слоновой кости потом мной был кому то, зачем-то переподарен... Так было...