Дело 2. Тихон Чернянский

Константин Шитов
Художественный очерк.               

Колючая и сочная трава раздвинулась и, шелестя пропустила стройную, фигуру высокого черноволосого мужчины с сухонькой старушкой на руках. В глазах его струилась нежность к этому болезненному, обездвиженному существу. Существо ворчало о нерадивости семейства Тихона Михайловича, о недокосах возле бани и за двором, но ворчало так, с ответным чувством глубокой благодарности к этому человеку, составившему столько радости и счастья для её дочери.
Он родился и вырос в деревне Космозеро в Прионежье, в местах, где звонницы отдалённых деревенских часовен сливаются с шумом шмелиного мотора так, что иной раз и не услышишь. Где рыба отливает золотом, а на столе вспыхивает в окружении жаренного картофеля алым цветом и накрывает собравшихся за столом нежным речным ароматом. Где мама, стоя на крыльце, расчёсывает волосы, а сквозь них течёт в дом тихая и ласковая солнечная река.
Ну разве могла представить себе его мама, что её красивого мальчика, ставшего через много лет достойным человеком, священником и отцом десятерых детей, повезут, вместе с другими верными священниками, на Левашовскую пустошь с руками, спутанными за спиной колючей проволокой, дабы не смог несчастный перекреститься перед мученической своей кончиной..
А пока он нёс, как обычно, свою обездвиженную ногами тёщу в натопленную баньку, где заботливая дочь старушки, Мария Семёновна, жена отца Тихона Михайловича ожидала принять драгоценный груз.
Мария Семёновна Стручкова, в замужестве Чернянская, происходила, как и супруг, из семьи священнослужителя. Существовало в ту пору такое правило, чтобы сыновья священников подыскивали себе жён так же - из дочерей приходских Батюшек. Отец Тихон, учившийся в духовной семинарии города Петрозаводска, аж до деревни Руссконницы дошагал в поисках избранницы. Дошагал и женился, а совсем скоро заменил умершего тестя на посту настоятеля храма в Соцком Погосте (Нине деревня Ефремково). Надеялись они, что умрут в один день, да не вышло.

Этому помешали. Отец Тихон Чернянский самозабвенно служил Господу, а значит и людям, Но где-то в змеиных норах, вполне благовидные на короткий взгляд, уже давили кошек аккуратные мальчики со скошенными лбами. Учеба никак не могла заладится у будущих палачей и они с удовольствием предпочтут вскорости человеческому трудному пути, пёсью службу в волчьей стае опричников чекистов. Это их страшное и беспощадное оружие будет нацелено в беззащитный затылок Батюшки, отслужившего в одном приходе более пятидесяти лет, и возможно, собственноручно крестившего, некогда, будущего прыщавого изверга укрытого под серой крысиной униформой.
Их объединяющее свойство - ретивость, продиктовано не органической потребностью, не страстью, а страхом оказаться самому по другую сторону, вдалеке от сытного служебного корыта. По этой причине, когда тёмной августовской ночью Тихона Михайловича арестовали и вели к машине, а его дочь Серафима Тихоновна схватила батон и бросилась к отцу,  блюститель террора оттолкнул женщину, швырнул в неё хлеб и пригрозил возможным повторением участи отца…
В памяти неясно замаячил случай с Матроной Московской, которую нёс на плече к машине с чекистами председатель сельсовета и удивлялся, «Какая же ты лёгонькая, матушка». Матрона ответила словоохотливому иуде, дескать и твои дети будут не тяжелее. Так и получилось в последствие, дети председателя, по неведомой причине останавливались в росте.

Одно можно было бы предположить с величайшей степенью вероятности: вряд ли среди палачей священника мог находиться хотя бы один из  жителей Соцкого Погоста и ближайших деревень. Батюшка слыл необыкновенно добрым человеком и был весьма щепетилен в отношении духовных особенностей своей паствы. А особенности такие были, поскольку расположен Соцкий Погост на территории исконно вепсской. И Батюшка Тихон не удивлялся приколоченным к дверным притолокам щучьим головам и камню при входе в жилище прихожан. Не удивлялся, поскольку знал их этническое вепсское предназначение и уважал инерцию тысячелетних традиций. Православная миссия оставила на сей земле богатые, но, некоторым образом, видоизменённые посевы. А именно, некоторые местные языческие обряды, органически вплелись в Христову Веру. Эти вплетения носили до такой степени безвинный характер, что отец Тихон безропотно делал шаг навстречу.
Помимо основной работы в Храме, Тихон Михайлович крепко трудился по хозяйству и на земле. В доме держали скотину, обрабатывали огород, имели пасеку и все десятеро ребятишек приобщались к почётному крестьянскому труду. Однако одним только священничеством  не исчерпывалась связь Батюшки с приходскими людьми. Например, отец Тихон много занимался на дому образованием одного местного крестьянского мальчика по фамилии Цветков. Он преподавал ученику математику, черчение, чтение и правописание. В последствие мальчик вырос и стал аккуратным прихожанином, а после страшной августовской ночи, он перебрался на житье в город. Со временем, когда принималось решение о сносе храма, он добился его разборки и переноса к Алёховщине, дабы возвести из материала Храма стены будущего кирпичного завода. Со временем именно он и возглавил этот завод в качестве директора.
Следует заметить, сколь далеко и прочно распростёрлась пагубная плесень богоборчества на примере Соцкого Погоста. Храмов здесь в прежние времена было два, а по некоторым свидетельствам и более. Интересен факт, когда каменный храм разобрали на кирпич и вывезли, в Ефремково остался стоять деревянный. Храм окружало старинное местное кладбище. Так вот, искромётная государственная идея в голове одного из местечковых вождей была выражена в приказе переделать храм под деревенский клуб, а кладбище вокруг засыпать и утрамбовать бульдозерами, дабы печальный абрис вечернего погоста не заглушал тотального ренессанса и не смущал передовиков комсомольцев между плясками грызущих на лавке семечки.

Судьба мирского пути Тихона Михайловича Чернянского завершилась трагически. Он  был расстрелян в Ленинграде в 1937-м году. Был ли приговор осуществлён в тюрьме или в Левашово, не известно.
Тихон Михайлович и Мария Семёновна воспитали не только дружную трудолюбивую семью, но надо сказать, что каждый член этой семьи представлял собою воспитанную интеллигентную личность и кистью собственной жизни оставил яркий, безупречный след в страницах истории России.

Тем не менее, машина репрессий основательно прошлась по семье отца Тихона.
Его сын Михаил был расстрелян в г. Ойрот-Тура 29-го декабря 1937-го года.
Его зять Иван Эдмундович Юрша расстрелян в Ленинграде 24-го ноября 1937-го года.
Его зять, Михаил Иванович Греков расстрелян в Ленинграде11 января 138-го года.
Был расстрелян так же брат Марии Семёновны Чернянской (Стручковой), священник Павел Семёнович Стручков.

Этот интересный рассказ о погибшем Батюшке мы записали со слов его правнучки Ноны Евгеньевны Ворониной, чей жизненный путь всегда, то напрямую, то косвенно трагически переплетался с мрачным промыслом службы безопасности. Теперь Нона Евгеньевна проживает в городе Лодейное поле, и, с недавних пор возглавляет Центр Памяти Жертв Репрессий Лодейнопольского Района.