Книжница

Олеся Гринкевич
В библиотеке тем днем было непривычно шумно. Библиотекарь, казалось бы, самый тихий и спокойный человек в нашем городе, бегала туда-сюда с веником в руках, держа его высоко над головой. Когда я вошла, запустив немного прохладного осеннего воздуха, прозвучал легкий звон дверного колокольчика, и хозяйка этого места резко обернулась.

- А, это ты, Раечка. Проходи, проходи, я уже почти закончила с этими хулиганками, - сказала она запыхавшимся голосом, и вновь взялась за веник.

- Спасибо, но я лучше тут подожду.

Библиотека располагалась прямо напротив моего дома и занимала собой всего один этаж старого панельного здания. Она не шла ни в какое сравнение с современными библиотеками - ни нового оборудования, ни удобных модных пуфиков, ни кондиционера. Люди приходили сюда не так часто, но зато почти всегда находили то, что искали. Что-то их притягивало в этом зале с несколькими стеллажами книг да парочкой столов со скрипучими стульями. Возможно, они просто любили читать или заглядывали поболтать с местным библиотекарем - Аней. Возможно, им нравилась тишина, непривычно бьющая по ушам после шума близлежащей автострады. Но у меня была своя причина.

- Опять книжницы, тетя Аня?

- И не говори! Они сегодня решили поднять бунт, не иначе. Но в моей библиотеке этому не бывать! - она пригрозила юрким книжницам веником и поставила его в угол.

Книжницы - маленькие создания, напоминающие собой тени с прозрачными тонкими крылышками, как у поденок.

- С чего это они вдруг? - спросила я, подходя поближе к библиотечной стойке, своеобразному пьедесталу тети Ани.

- Давно к нам никто не заглядывал, вот от скуки и распоясались, - вздохнула тетя Аня, - Они же создания такие, общительные. Им нравится, когда их книгу читают. А если читателя нет, начинают шалить. Вот, смотри, что сотворили, - она достала из деревянного ящика каталога карточку какой-то книги. Она вся была изрисована крохотными картинками, изображающими космические корабли, принцесс, богатырей и множество всякой всячины.

- Книжницы, может, и хорошо книги охраняют. Но вот остальное что испортить - так это они за радость. Еще и чернильницу мою для печатей куда-то дели,- тетя Аня продолжила ворчать, уходя куда-то за стеллажи. Послышался звук включаемого электрического чайника, - Чай-то будешь? С лимоном, как обычно?

- Конечно буду, спасибо.

Я пришла за полчаса до открытия библиотеки, но не для того, чтобы взять или вернуть книгу. На календаре значилась суббота, время, когда у меня не было уроков. Обычно этот день я предпочитала потратить на то, чтобы помочь тете Ане с уборкой. Намочив одноразовую тряпочку в подсобке, где тетя Аня резала лимон, я стала аккуратно протирать все, до чего мой рост позволял дотянуться, от пыли. Книжницы, увидев, что опасность миновала, начали вылетать из своих укрытий в корешках книг. Озираясь, они рассаживались по полкам, наблюдая за мной, а я тем временем украдкой рассматривала их.

Форма маленьких созданий разнилась. Одно принимало очертания деловитой леди, другое - собаки, третье - старика. Во многом это зависело от того, какой персонаж запоминался читателям больше всего и вызывал в них особо сильные чувства, неважно, злодей он или добряк. Книжницы питаются остаточными эмоциями после чтения книги, но они настолько крохотные, что берут от читателей только самую малость, и те этого даже не замечают. Некоторые книжницы, впрочем, были несколько крупнее остальных - эти обитали в особо захватывающих остросюжетных книгах, после которых люди еще долгое время сидели, переваривая то, что испытали. Обычно в таких произведениях эмоций куда больше обычного, и книжницы подрастают чуть сильнее своих сестриц. В таких случаях, считается, что книжницы даже полезны, так как в мире много созданий, желающих полакомиться человеческими чувствами, и далеко не все из них также безобидны. Книжницы же делают вспышку эмоций чуть менее заметной для других существ.

- Я, кстати, не видела книжниц в магазинах. Почему так? - спросила я у тети Ани, когда она вернулась и поставила передо мной кружку с чаем.
В горячей жидкости плавала долька лимона, дающая простой, но неповторимый и знакомый аромат.

Пара чаинок просочилась из заварочного чайника и медленно описывала круги, напоминая мне о далеких кораблях. Ощутив в себе странный порыв умчаться в море на фрегате, я посмотрела на свое плечо - там сидела одна из книжниц в виде матроса. Я хотела было ее аккуратно убрать, но меня отвлек ответ тети Ани.

- С чего бы им в книжных магазинах жить? Там все книги новенькие, только из печати, еще нечитанные. Это уже потом, если люди часто открывают их, из чернил появляется маленькая хулиганка. Неужели забыла?

Я пожала плечами и отхлебнула из кружки. Уж кто-кто, а тетя Аня знала практически все. По крайней мере мне так казалось. Свободное время она проводила исключительно за чтением, а если так случалось, что отключали свет, то читала с экрана своего смартфона.

- Давай-ка освежим твою память, - когда она это сказала, я невольно почувствовала легкое волнение. Ее слова означали только одно - сейчас она достанет мою любимую книгу.

Так и случилось. Что-то напевая под нос, преследуемая по пятам книжницами, тетя Аня вновь удалилась из поля моего зрения и вернулась уже с толстым и тяжёлым томом в руках. Надпись на потрепанной временем обложке гласила «Бестиарий». Эта книга не значилась в фонде, и была исключительной гордостью тети Ани. Однажды она рассказала, что выменяла ее на книжной ярмарке, отдав другую, не менее редкую, но ни разу об этом не пожалела. В «Бестиарии» были описаны все странные, до конца не изученные существа, населяющие города нашей планеты. Помимо самых распространенных, в ней были изображены и довольно редкие виды, скрывающиеся от человеческих глаз.

Тетя Аня, даже не смотря на содержание или номер страницы, сразу же открыла нужную. Книжницы выстроились вокруг - по известным причинам, эта часть «Бестиария» была их любимой.

- Книжницы, они же Книжевицы. Обитают в старых или часто читаемых книгах. Если с книгами плохо обращаются или слишком долго не открывают - становятся шаловливыми, порой даже агрессивными. Перелив на крыльях отражает то, какие эмоции они потребляли чаще всего.

Книжницы, утвердительно кивающие до сих пор, начали рассматривать свои и соседок крылья. Парочка из них, заигравшись, чуть не упала мне в чай - благо я вовремя подставила руку.

- Кстати, у нас тут завелся еще один хулиган, - игриво сказала тетя Аня, подмигнув мне, - Принеси мне стул и выключи свет, я тебе его покажу.
Сделав так, как мне сказали, я придерживала ей стул, пока она зачем-то натягивала резиновые перчатки, длиной доходящие аж до локтя, и руками что-то доставала из абажура на потолке.

- Вот он, погляди! - она спустилась со стула и раскрыла ладони. Небольшое темное пятно с щупальцами, похожее на донную рыбу, сначала пыталось вырваться из объятий резиновых перчаток, но после затихло.

- Вагонная Темнота?

- Она самая, - тетя Аня тихо рассмеялась, - У нас недавно начали ходить новые электрички. Скорее всего, малец оттуда.

- А как он тогда сюда попал?

- Наверное, не обвыкся на новом месте, и попытался "поесть" с экрана смартфона или фонарика. Кто-то из читателей занес или я - не знаю. Надо бы вернуть его, знаю, но он мне уже как родной, - тетя Аня ласково погладила свою находку большими пальцами и вернула на место.

Стоило мне включить свет, как лампочка тут же замерцала - проголодавшееся существо решило, видимо, перекусить электричеством.

- Они же обычно гораздо больше вырастают, - сказала тетя Аня, - пугают народ в ночных электричках, а у нас и есть то особо нечего. Вернуть все же придется, я думаю.

Вздохнув, она села на свое рабочее место, а я, быстро допив чай, продолжила уборку. Уже час как начался рабочий день, но читателей пока не было. Да и мало кто, даже из книголюбов, захочет с утра идти в библиотеку.

- Мы, кстати, закрываемся скоро, - сказала тетя Аня, не поднимая головы, как бы между делом.

- Так рано же еще, до закрытия то, - ответила я, взглянув на часы.
Тетя Аня, услышав меня, потерла переносицу и отложила ручку. Она некоторое время сидела, не двигаясь, затем мотнула головой и вновь взялась за работу.

- Да, ты права.

День в целом прошел хорошо. Приходил старичок, решивший почитать старые газеты. Он сел за самое дальнее место с целой стопкой пожелтевших страниц, и молча углубился в них. На его спине сидело нечто бесформенное и темное, но я из вежливости не стала его беспокоить и спрашивать, что это такое. Парочка ребят приходила в середине дня поиграть в какую-то сложную настольную игру. Я каждый раз хотела попроситься к ним, но не решалась, так было и в этот раз. Заглядывал и мой знакомый - Володя, парень лет двадцати. Он называл себя молодым ученым и изучал книжниц в библиотеке.

- И чего их изучать, Вова? Ты их мне разбалуешь вниманием, они и вовсе слушаться перестанут - каждый раз говорила тетя Аня, но не препятствовала ему.

Владимир обычно брал книги разной степени давности, рассматривал книжниц, что-то записывал, после чего молча уходил. Я тем временем листала сказки. Книжницы, живущие в них, были особенно активны. Одна из них даже пыталась помогать мне переворачивать страницы, будто бы мне было пять лет, и подсказывала, где я остановилась, если меня вдруг что-то отвлекало. Когда библиотеке пришло время закрываться, я стала собираться домой, и краем глаза увидела, как тетя Аня аккуратно укладывает Вагонную Темноту в новенький резиновый сапог.

- Давай я тебя провожу? - предложила она, - сейчас осень, темнеет рано.

Я не стала возражать. До дома мне было недалеко - всего пять минут, но, видимо, тётя Аня хотела прогуляться.

Когда мы вышли, на нас обрушился шум городских улиц. В библиотеке он был почти неслышен. Там, как в подлодке, время текло своим чередом, пока снаружи бушевала жизнь. И все же, библиотека была ее частью.

- Нашу библиотеку закрывают, - рассказала мне тетя Аня, пока мы окольным путем медленно брели к подъезду моего дома, - Фонд небольшой, так что перевезут за неделю, я думаю.

- Как же так? - я остановилась, но тетя Аня и не думала замедлять шаг, поэтому мне пришлось ее нагонять, - А куда перевезут? Почему закрывают?

- Читателей у нас мало, - просто ответила тетя Аня, - Да и они не часто ходят. А фонд перевезут в центральную библиотеку, так что за книжниц не волнуйся, не пропадут.

- Но как же вы, тетя Аня? Куда вы пойдете? В ту библиотеку?

- Нет, там не нужны новые библиотекари, - она грустно улыбнулась, - Не волнуйся, Раечка, я что-нибудь придумаю. Мне даже не грустно, все хорошо.

Мы обе знали, что это не так. Место тети Ани было в той библиотеке, где она провела многие годы и успела обзавестись множеством друзей. Это был ее дом. И ей придется искать новый.

- Это часть жизни, так что ничего страшного. Закрываются старые магазины, открываются новые. Моя библиотека продолжит существовать даже без меня.
Мне хотелось ей возразить, но, немного подумав, я не стала этого делать.

- Мы же останемся друзьями даже после закрытия, да? - спросила я.

- Конечно, - она похлопала меня по плечу, - Приходи в следующую субботу, и я расскажу тебе, где буду работать. Заодно поможешь мне раздать списанные из фонда книги.

Мы подошли к моему подъезду и, махнув одной рукой и держа при этом резиновый сапог другой, тетя Аня медленно побрела к железнодорожной станции.

Всю неделю я считала дни до субботы. Выглядывая между домашними заданиями в окно, я видела, как приезжает грузовик, куда двое мужчин заносят перевязанные бечевкой коробки с книгами. Мне было сложно представить, какого было книжницам в них. Библиотечный вход был закрыт для посетителей, так что все, что мне оставалось - терпеливо ожидать. В пятницу я купила букет астр для тети Ани и ее любимый чай, и спозаранку пришла в нужное место.

Пусть до открытия оставался еще час, но тетя Аня уже была на месте и сразу же меня пустила. Я вручала ей свой маленький подарок и не сразу обратила внимание на то, что находится за ее спиной. Библиотека опустела. Ее даже нельзя было больше назвать библиотекой - ни стеллажей, ни кафедры. Пропал даже абажур на лампочке, где, разумеется, уже давно не было никакой Вагонной Темноты.

- Ну что, осталось только последнее, - бодро сказала тетя Аня, не давая мне опомниться, - Надо раздать этих крошек в хорошие руки.

Книжницы, свесив ножки, сидели на своих книгах, сгруженных в тележку из супермаркета. В тот день нам очень повезло с погодой - было относительно тепло и сухо, ласково светило солнце. Книжницы ненавидят влажность, поэтому было бы сложно перемещать их в дождь.

Я в последний раз окинула стены библиотеки взглядом, собралась с духом, и вместе с тетей Аней выкатила тележку на улицу. Как она сказала, эти книги лежали у нее в очереди на списание уже очень давно, но никто не хотел их забирать.

- И что же мы сделаем теперь?

- Отнесем их в книгообменные будки, разумеется, - сказала она, закрывая входную дверь на ключ.

Меж тем к нам подошел неожиданный гость.

- Вовка, а ты то что тут делаешь? - тетя Аня, кажется, даже немного подпрыгнула от неожиданности.

- Думали, вы будете одни эту тележку тащить? Ну уж нет, - сказал он и взялся за рукоятку, - Показывайте дорогу.

Так мы начали наше субботнее шествие от одной будки с книгами для обмена - к другой. Всего в окрестностях их было три, но они располагались довольно далеко друг от друга. Тетя Аня и Володя о чем-то переговаривались между собой, время от времени меняясь местами. Когда уставал один из нас, тележку толкал другой, и так по очереди. Если же уставали все, то мы садились отдыхать на лавочку и, по возможности, предлагали прохожим забрать у нас что-нибудь. Книжницы в книгообменниках радостно приветствовали новых соседок, пока те робко выбирались из корешков и осматривались. Только к полудню мы вернулись в библиотеку, но тележка к тому времени все еще не до конца опустела. Книгообменники просто не могли вместить в себя такой объем, да и далеко не все прохожие могли взять к себе книгу.

- Можно забрать оставшееся домой, - сказала тетя Аня, - кто сколько сможет. Но только если действительно что-то из этого будете читать.

Так мы и поступили, благо она заранее подготовила для этого дела три эко-сумки из ткани. В одной из них уже даже что-то было.

- Не в пакет же их класть, порвется еще. Давайте-давайте, аккуратно только, - под командованием тети Ани, мы разложили все по сумкам.

Она протянула мне мою, и я, наклонившись в одну сторону, чтобы перевесить тяжесть, быстрым шагом, стараясь не уронить груз, пошла домой. Лишь когда я дошла и закрыла за собой дверь, до меня дошло, что, по сути, на этом сегодняшнее приключение и закончилось. До моего дома было так близко, что мне в тот момент подумалось, будто остальным - тоже. «Я забыла с ней попрощаться. Даже не знаю, где она живет», - подумала я, и, поставив сумку, поспешила обратно.

Осенний день был в самом разгаре. Ни тети Ани, ни Володи уже не было возле библиотеки. Люди шли мимо меня по своим делам, город продолжал жить своей жизнью. Я побежала к железнодорожной станции, откуда обычно тетя Аня отправлялась домой. Но, то ли она свернула куда-то еще, то ли я ее не заметила, но встретиться нам никак не удалось. Новенькая свежеокрашенная электричка, загудев, двинулась в путь, оставив меня на платформе в одиночестве.

Постояв на всякий случай немного, медленным шагом я направилась обратно. Проходя мимо, я увидела, как рабочие снимают табличку «Библиотека».
Дома мама заварила мне чай с лимоном, и, лишь отпив из кружки немного, я начала успокаиваться и вспомнила про книжниц. Я стала разбирать сумку, раскладывая по полкам старые издания с потрепанным переплетом. В самой глубине сумки, однако, меня ждал сюрприз. Огромный том «Бестиария» , весящий, как все остальные книги вместе взятые, был аккуратно обернут в упаковочную бумагу. Как только я положила его на стол и распаковала, из корешка вылетела книжница. Это был первый раз, когда я увидела обитательницу «Бестиария» - обычно она предпочитала прятаться от всех, кроме тети Ани. Крылья книжницы переливались всеми цветами радуги, а сама она имела очертания неизвестного мне существа, постоянно перетекая из одного странного силуэта в другой. Похоже, она не могла определиться со своей формой, так как в «Бестиарии» было слишком много интересных созданий. Едва вылетев, книжница начала виться вокруг меня, подгоняя открыть книгу.

- Хорошо, хорошо. Я открою, но прочту совсем чуть-чуть. У меня сейчас нет настроения, - все еще мыслями оставаясь в том моменте, когда я так и не спросила у тети Ани, где ее искать, я открыла первую страницу.

Маленькая библиотечная карточка лежала по центру «Бестиария». Но вместо записей о книге, на ней были лишь адрес и короткая, но сделанная знакомым почерком подпись: «Не забудь вернуть! Буду ждать в гости!»