Л. В. Собинов - первый тенор России
Леонид Витальевич Собинов родился в Ярославле, в семье купца Виталия Собинова. Кроме Леонида в семье было четверо детей. Музыкального образования они не получили. Леонид Собинов и его старший брат Сергей самостоятельно учились играть на гитаре, которую купили на собственные деньги. Обычаи дома царили весьма патриархальные, и в дни поста отец запирал гитару в шкаф на ключ.
В девять лет Леонид поступил в мужскую гимназию. Там он пел в хоре, и «усердно учился пению». В 1888 году на гимназическом вечере состоялось его первое успешное выступление. Как вспоминал его соученик, «…Леня запел, да как ведь запел! До сих пор его голос в этой песне у меня в ушах, и до сих пор мороз по коже при одном воспоминании …».
После окончания гимназии с серебряной медалью, Л. В. Собинов поступил на юридический факультет Московского университета, где тоже пел в студенческом хоре. На его голос обратил внимание П. А. Шостаковский и по его приглашению молодой человек поступил в Музыкально-драматическое училище (теперешний ГИТИС). Он занимался вокалом в классах А. М. Додонова и А. А. Сантагано-Горчаковой. В эти же годы Собинов начал изредка выступать в итальянской оперной труппе. В 1894 году, успешно окончив университет, в течение года нес военную службу в Московском пехотном училище. Вернувшись, стал работать помощником присяжного поверенного в группе известного адвоката Фёдора Никифоровича Плевако, однако занятия пением не бросил и весной 1897 года окончил музыкальное училище. Присутствовавший на выпускном экзамене дирижер Большого театра Ипполит Альтани пригласил Собинова на прослушивание в Большой театр.
С ним сразу же заключили контракт, причем даже разрешили совмещать службу в театре с работой юриста. В конце первого же театрального сезона Леонид Собинов получил большую роль в опере «Князь Игорь».
Лишь через два года успешных выступлений певец решился, наконец, оставить адвокатскую практику и полностью посвятить себя музыке. Этому решению способствовал случай: на одном из слушаний судья обратился к участнику процесса Леониду Собинову с вопросом: «Что вы нам, соловей, сегодня споете?» В этот момент Собинов и понял, что настало время выбирать — «быть лучшим певцом среди юристов или лучшим юристом среди певцов». Осенью 1899 года он оставил адвокатскую практику.
Контракт с Большим театром первоначально был заключен на два года, и в 1903 г. по приглашению директора театра Ла Скала Т. Рикорди он уехал в Италию и за четыре года выступил во многих – иди почти во всех теноровых партиях классического оперного репертуара. С этого времени началась мировая известность артиста. Он выступал в Италии, Франции, Испании - часто – в партнерстве с Неждановой, - и только в 1908 году вновь появился на сцене Большого театра.
Кто-то подсчитал, что за время службы в Большом театре он вышел на сцену 623 раза в 35 ролях. Самыми известными его партиями, были Ленский, Лоэнгрин, Вертер (Жюль Массне) и Ромео (Шарль Гуно). В это время Собинова приглашали и в Московскую частную оперу, где его партнером по сцене был Федор Шаляпин.
В 1910 году Леонид Собинов занялся театральной режиссурой. Его первая постановка - «Богемы» (Дж. Пуччини) - прошла успешно, но отношения с руководством театра осложнились из-за следующей постановки - «Тоски», в которой дирекция Большого театра узрела «революционный подтекст» и запретила.
В 1915 гoду Леонид Витальевич ушел из Бoльшого тeатра. Он стал выступать в петербургском Народном доме и в московском театре С.И. Зимина.
Во время Первой мировой войны Собинов собрал и передал на помощь раненым и на благотворительные нужды более 200 тысяч рублей, заработанных им в концертных турне. В своем доме он открыл лазарет для раненых.
В Февральскую Революцию Собинов поверил и даже произнес речь о свободе на собрании в Большом театре, куда он вернулся. 9 марта 1917 г. он был избран управляющим, то есть директором Большого театра. Но на директорской должности Собинов пробыл всего год и решительно сложил с себя все полномочия, предпочтя им жизнь артиста.
Он много гастролировал, по городам России и за рубежом. Его мировая известность росла год от года. «Весь прежний Собинов прошел перед слушателями битком набитого зала Гаво. Собинов оперных арий, Собинов романсов Чайковского, Собинов итальянских песен — все покрывалось шумными рукоплесканиями... <...> Дикция его ясна, как кристалл, - точно сыплется жемчуг на серебряное блюдо» - так отзывалась о концерте Собинова парижская пресса.
В 1923 году Собинов был избран депутатом Моссовета. В этом же году было отмечено 25-летие сценической деятельности Собинова, и ему было присвоено звание Народного артиста Республики. Через десять лет (1933) в честь 35-летия сценической деятельности певца, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1934 г. по просьбе К. С. Станиславского Собинов стал его помощником в руководстве новым музыкальным театром. У Станиславского и Собинова были общие идеи о создании театральной оперной студии. Этим планам не пришлось осуществиться. Осенью 1934г., отправившись на лечение в Ригу, певец внезапно умер, по медицинскому заключению - от сердечного приступа. Обстоятельства его смерти остались невыясненными*.
Похоронен певец на Новодевичьем кладбище в Москве.
Современники называли Собинова «первым тенором» России, критики – «Орфеем русской сцены». Он был величайший мастер «bel canto», превзошедший в этом мастерстве всех своих предшественников на русской сцене и вставший в один ряд с самыми прославленными европейскими артистами.
-------------
*Некоторые источники указывают на странные обстоятельства смерти Леонида Собинова, связывая её с совершенным днём ранее убийством архиепископа Рижского Иоанна Поммера . В ночь на 12 октября 1934 года неподалеку от Риги у себя в усадьбе был зверски убит после истязаний архиепископ Иоанн — глава православной церкви Латвии, известный своей непримиримостью к коммунистической идеологии. А вечером накануне убийства Иоанна посещал Леонид Собинов. На следующий день артист скоропостижно скончался в гостинице. Пошли слухи, что архиепископа убили чекисты из Москвы, а Собинов мог нечаянно видеть убийц. Во всяком случае, советское полпредство в Риге запретило делать вскрытие умершего артиста, причиной смерти объявили разрыв сердца. Тело покойного было перевезено из гостиницы в здание полпредства, а затем траурным поездом отправлено в Москву. Расследованию убийства архиепископа и смерти Собинова латвийские власти не дали хода. До сих пор все обстоятельства этой истории остаются тайной.
*---------
О детях Собинова.
Судьба сыновей Собинова от первого брака - с актрисой Марией Фёдоровной Коржавиной – сложилась трагически. Оба они были офицерами Добровольческой Белой Армии. Младший, Юрий Леонидович Собинов (1897-1920), был предательски застрелен офицером Красной Армии. Старший, Борис Леонидович Собинов (1895 – 1957), под влиянием этого события принял решение об эмиграции. Композитор и пианист, он жил и работал в Берлине.
Из рассказа дочери Собинова, Светланы:
«Он стал жить в Берлине и не хотел возвращаться. Когда мы ездили за границу, Боря с папой все время общался. Боря был пианистом, композитором, профессором Берлинской консерватории; он ездил с папой, аккомпанировал ему, играл свои вещи. Он жил в Западном Берлине. И к нему приезжали из советской зоны, просили его связать с каким-то профессором, поскольку Боря по-русски и по-немецки говорил одинаково. И он ездил с ними, помогал. Один раз за ним так приехали, он оказался в лагере под Минском (…). но остался жив. (…). Мама очень нежно относилась к Боре, написала Ворошилову письмо, когда выяснила, что он в лагере под Минском. Ему сперва не дали разрешение жить в Москве, он жил в Клину. К сожалению, он был туберкулезник, так что все эти передряги его подкосили. А похоронен он вместе с папой, на Новодевичьем кладбище».
Дочь Собинова от второго брака с Ниной Ивановной Мухиной – Светлана Леонидовна Собинова (1920- 2002), жена писателя Льва Кассиля, была драматической актрисой и преподавателем актерского мастерства в ГИТИС.
Внучка, Ирина Львовна Собинова-Кассиль – режиссёр-мультипликатор.
© Copyright:
Кей Тименс, 2021
Свидетельство о публикации №221022400100