Простота сложностей

Полина Ганжина
Любовь к литературе передали мне по наследству. Я выросла там, где книга была не только лучшим другом, но и ценилась дороже ломтя хлеба. В цикле статей предполагаю рассказать о нюансах литературоведения, которые затем будут объединены в книгу. 

                1часть. Вы знаете больше, чем способны понять.

    История литературы уходит корнями в далёкое прошлое. Даже вчера мир был совсем иным, а в доисторические времена не было ничего, что ныне понятно и знакомо. Но в какой бы эпохе или столетии не находился человек, он всегда руководствовался примитивными инстинктами и желаниями.
 
    Любопытство и жажда знаний вынуждает придумывать небылицы о зримом или загадочном. Эта же страсть к познанию заставляет человека описывать всё то, что видит или слышит.
Человек  до нашей эры ничем не отличался от современного, так же  хотел прикоснуться к цветку, вдохнув аромат, или же смотрел на звёзды, считая их могущественными покровителями.

    Человек, сколь бы не казался себе всевластным и самодостаточным, по сути одинок и беспомощен. Сегодня буду именовать себя молекулой, а завтра - грезить о подвигах. И геройство, и уничижение - две стороны одной медали. Всегда в неизбывных сомнениях и надеждах, но великий даже в ничтожных деяниях — именно таков был портрет доисторического человека, такой и поныне.

    Впитывая мироздание или же просто созерцая оное, стремимся закрепить в памяти и поделиться с другими тем, что видим и слышим. Не умея говорить, хочется оставить в памяти мимолётный сюжет, который произвёл неизгладимое впечатление. Так поступают дети, рисуя незамысловатые картинки, точно так поступал и прапрадед, воспроизводя окружающий мир.
Наскальные рисунки — это не только исторический факт, но и отголоски мыслей доисторического человека.  Ведь во многом благодаря найденным наскальным рисункам учёным удалось воссоздать мир человека, жившего до нашей эры.

    Современный ритм жизни стремителен, а в доисторический период - время исчислялось другими категориями. Прошло не одно тысячелетие, прежде чем пещерный человек научился усложнять незамысловатые рисунки. Малыш способен нарисовать лишь кривые линии, а дитя постарше сможет воссоздать на листке и окружающий мир. А став ещё старше, ребёнок попытается схематично изобразить мир, превратив чёрточки в загадочные символы.
Одновременно с желанием постигнуть мироздание, человек склонен и к подражательству. Не только дети, но и взрослые с неподдельным интересом слушают передразнивающее эхо или разговаривают с кукушкой, спрашивая о дарованных годах. Человек всегда завидовал птицам, мечтая прикоснуться к облакам. Да и в животных видим не только собратьев, но и сравниваем себя и с  неуклюжим медведем, и с зорким орлом, и даже с бесстрашным львом. 

    Подражая звериным повадкам, невольно имитируем и звуки. Банальное «мяу» в контексте современности может выражать всю гамму эмоций: от восхищения до ненависти.

    Воспроизводя звериный рык или птичьи трели, прапрадед научался, подобно ребёнку, складывать буквы в слоги, а затем и в слова. Ведь если всё вокруг неповторимо, то и у цветка, и у зверя, и даже у ветра должно быть оригинальное название. Если вспомнить о лингвистическом методе по реконструкции праязыка(язык основа), то можно узнать много странного, но закономерного.
На данный момент насчитывается более 7 тысяч языков, но только 40 - популярны. Язык — это не просто средство коммуникации или общения, это атрибутика определённого этноса или группы лиц. Именно люди способны оживить вышедшие из употребления слова или же придумать новые, обогатив речь.

    Есть языки, которые обслуживают людей определённых профессий(медицина, наука, IT-технологии) — перечень огромен. Существуют редкие, как Чамикуро, который знают лишь несколько человек одноимённого племени в Перу или Лемериг - язык загадочного острова Вануату.

    Любые изменения или события моментально отражаются на лексиконе. До появления социальных сетей не было вычурных слов: лайкнуть, постить, а сейчас даже язык смайлов понятен каждому.

    Какие-то языки умирают, а иные — появляются, что является закономерным лингвистическим процессом.
Но если вернуться в далёкие доисторические времена, то можно увидеть, что в разных частях света люди называли одно и то же практически одинаково.

    Нет ничего удивительного, что «мама» практически на всех языках идентично. Именно звук «ма» проще всего произнести младенцу, только-только пытающемуся заявить о себе. Если заняться сравнительным анализом мифологии стран и континентов, то и в названиях стихий или божеств увидим сходство.

    Прошло не одно тысячелетие, и отдельные слова преобразовались в язык. Если верить историкам, которые любят ошибаться или же приукрашивать факты, то доподлинно неизвестно, где именно появился первый человек. А по разрозненным данным сложно восстановить истинную картину. Но люди объединялись в племена и общины, создавая самобытный этнос, неизменной атрибутикой которого становился язык. Чем больше был этнос, тем насыщенней становилась речь. Не только взрослые способны чему-то научить детей, но и ребёнок может предложить оригинальное виденье мира.

    Члены племени не только решали насущные проблемы по добыче пищи или укрощению стихии, но и пытались объяснить увиденное на самом простом уровне.
    Человек, знающий астрономию расскажет о небосклоне языком созвездий и планет, а физик — вспомнит о технических свойствах летательных аппаратов, которые нарушают воздушное пространство. Отсутствие знаний не мешало пещерному человеку покорять мироздание, он придумывал объяснение всему, что видел вокруг. Народные приметы и поверья, которые знакомы с детства, восходят к глубокой древности. Алый закат может быть предвестником дождя, а обильная роса — к ясному и солнечному дню. Но чем больше прапрадед узнавал мир, тем чаще появлялись вопросы, которые требовали разъяснений и осмысления.

    Дети любят вопросы, на которые взрослые не всегда могут дать ответ. Сложно объяснить ребёнку возникновение радуги или солнечного затмения. Но если не знаешь ответ, то почему бы не придумать трактовку, внушив себе и другим непостижимое. Повинуясь природному любопытству и всезнанию, прапрадед научился создавать мифы о себе и об окружающем мире. Да и любой человек легко придумает историю, в которую не только сам искренне поверит, но и сможет убедить окружающих.
Все люди разные, но неповторимо похожи.
Но об этом в следующей главе.