Замок Иф Франция Марсель

Валерий Раппопорт
            
Всем, кто в молодости был знаком с произведением Александра Дюма «Граф Монте –Кристо», ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Эта новелла –роман является продолжением моей жизни в Авиньоне с моей женой Каролин.
Мы благополучно вернулись из горнолыжного курорта Шамони с тем, чтобы в мае месяце вернуться сюда и собрать букет эдельвейсов. Каролин сказала, что это будет её мечтой на ближайшие полгода. Нашему сыну мы обещали взять его в горы с собой. Он тоже, как и мама, сказал, что будет мечтать о нашей поездке.
Я жил в каком-то полуреальном мире. С одной стороны, это была жизнь с красавицей и умницей Каролин и с другой стороны, я, так мечтавший о жизни во Франции, наконец воплотил эту мечту в реальность, да ещё занялся в ней моим любимым делом – стать гидом и показывать людям мир.
Прошло несколько месяцев, и скоро нашему сыну должно исполниться пять лет. Он был очень смышлённым мальчиком, обладавшим прекрасной памятью. Я обучал его русскому и английскому языку. У детей это получается гораздо быстрее, чем у взрослых.  Кроме этого, мы занимались с ним математикой и учили алфавит французского языка. Ну и, конечно, были различные игры с ним и воскресные прогулки втроём по разным местам Прованса.
За этот период времени я освоил экскурсии в трёх округах северо-западного ареала Франции. Экскурсии проходили в порядке обмена гидами. Мы работали у них, а они присылали своих гидов к нам. Поэтому никакой конкуренции не было. Наши стажёры успели стать хорошими гидами и работали в направлении экскурсий по Провансу, Марселю, Ницце, Лазурному берегу и Княжеству Монако.
Как-то, просматривая карты Южной части Франции, я обратил внимание на остров, находящийся в море в четырёх километрах от Марселя. Оказалось, что остров имеет название Иф. Более того, там находился и легендарный замок Иф.
Что и говорить: об этом замке мы знали с детства, читая замечательный  роман  Александра  Дюма  «Граф  Монте-Кристо», написанный им ещё в 1844-1846 годах. Стал разбираться в материалах по этому острову и замку, построенному на нём.
Материалов оказалось предостаточно, и я уже ждал Каролин к ужину, собираясь посвятить её в части планов создания новой экскурсии для её агентства. Сам я только вернулся из округа Бордо из своей экскурсии. Бордо входит в старинный регион Аквитания и является его супрефектурой.
 Меня не было три дня, и мы уже соскучились и ждали нашу встречу с нетерпением. Приготовил ужин сам – наш бефстроганов с жареной картошкой фри и салатами. Поставил две свечи на столе. Слышно было, как она подъехала на машине. Я смотрел на неё в окно – лёгкая, изящная, вызывающая всегда во мне восторг. И через минуту, я уже долго не мог выпустить её из объятий. Изумительной красоты волосы, и изумительный запах её духов. Она тоже обнимала и целовала меня. И, если бы не наступивший ещё вечер, игравший Валери и мама, ставившая тарелки и приборы на стол, то мы, конечно, бросились бы в постель. Настолько велико было наше притяжение. Мне казалось, что её очарование и бесконечное притяжение между нами не пройдёт долгие годы. Какие это были глаза! Они сияли от счастья. Она высвобождалась из моих рук и бежала к сыну, успевая перецеловать маму, которая тоже радовалась счастью дочери. Она долго обнимала Валери, и он, привыкший к её ласкам, обнимал её за шею. Она принесла ему его любимое мороженое.
Сидели за столом, горели свечи. У нас теперь в связи с моими поездками на несколько дней всегда устраивался такой праздник. И это всем очень нравилось. Вечер провели все вместе. Каролин рассказывала, как у неё были дела на работе, Валери рассказывал о том, как он освоил конструктор, а я сказал, что у меня для неё есть большой секрет. Она шепнула мне на ухо, что будет с нетерпением ждать нашего уединения.
И, вот, это уединение наступило. Она входила в спальню в тончайшей сорочке на тоненьких бретельках, игриво скидывала их с плеч, сорочка падала на пол, и она – прелестная, нежная, невероятно желанная, уже обнимала меня со всей своей страстью. Она делала из меня мужчину своей мечты: она умела это делать, она хотела это делать всегда, она была в расцвете своих сил и возможностей.
Я теперь отчётливо понимал, что только любящая женщина может сделать своего мужчину здоровым на долгие годы. Я и раньше изучал этот предмет, но должно было случиться так, чтобы в моей жизни появилась Каролин, и я понял, что любящая женщина для мужчины – это лучшее лекарство, это его талисман.
                ***
И ещё хочу добавить возникшую у меня мысль, что только Женщина является скульптором и художником Любви! Если этого нет, то вместо Любви будет нечто похожее на любовь! За долгие годы жизни я это понял только сейчас, имея такую женщину, как Каролин. 
                ***
На утро была суббота. И мы позволили себе чуть больше понежиться друг с другом. Я тоже погружал её в космическое пространство, как она любила.
                ***
После завтрака мы сели на диван, я достал карту и начал свой рассказ для Каролин.
«Ты помнишь книгу Александра Дюма «Граф Монте-Кристо»? Она обняла меня и сказала, что это была лучшей книгой в её подростковом возрасте, и что она помнит и Эдмона Дантеса, возлюбленную невесту Эдмона Дантеса Мерседес и в дальнейшем Аббата Фариа.
 «Кстати, у меня два томика Дюма стоят в книжном шкафу» -сказала она. Но она ещё не знала, что я всё уже давно проработал. Я сказал, что я ещё немного поработаю, и мы втроём пойдём гулять. Её мама сегодня собиралась пойти в гости к своей подруге.  Каролин всё ещё держала мою руку в своей: она просто очень соскучилась, и ночь, и утро всё ещё не компенсировали ей присутствие меня возле себя. Мне это было приятно. Мама однажды сказала ей, что вы с Валери старшим, как два голубка. И это было правдой.
 Тем не менее каждый из нас на время занялся своим делом. Я засел за изучение Замка Иф, чтобы как-то набросать примерный план будущей экскурсии в это место.  Открытие этого направления принесло бы новые ощутимые деньги агентству Каролин.
Самое интересное, что я всегда помнил об этом замке и даже в молодости, играя с детьми, я говорил им, что в наказание я помещаю тебя в Замок Иф, хотя это означало просто стать в угол. И, если мой старший сын спокойно в него становился, то дочь падала на пол и плакала, что она никогда не станет в угол и прощения просить никогда не будет. И не просила – она с трёх лет побеждала своих родителей своей непокорностью. Они выросли и улетели из родительского гнезда. И я уверен больше никогда не вспоминали о Замке Иф.

 Но и я никогда не задумывался: а есть ли на самом деле этот Замок Иф. А он существовал и был все эти годы. А какие годы, я сейчас расскажу.
                ***
Вначале сооружение было построено как форт для обороны Марселя от атак с моря. Строительство шло в 1524 -1531 годах по приказу короля Франциска I.
С конца XVI века замок стал использоваться для изоляции и охраны особо опасных преступников. Именно с тех пор форт и получил название замка Иф. В темницах содержались гугеноты, политики, руководители Парижской коммуны, а также персоны, представлявшие опасность для Франции.
В 1830-х годах замок Иф официально перестал быть тюрьмой, но в 1871 году здесь содержались руководители Парижской коммуны, а её руководитель Гастон Кремье расстрелян на острове Иф.
Замок Иф, считавшийся оплотом пыток и политзаключения более 200 лет, в XIX веке превратили в музей, а в 1926 году ему был присвоен статус архитектурного памятника.

Что касается литературной славы этого Замка, то она приобрела всемирную известность.

В 1844-1845 годах известный французский писатель Александр Дюма написал роман «Граф Монте-Кристо», где было описано многолетнее заточение главного героя Эдмона Дантеса в Замке Иф.
Итак, Франция: Корсика, Париж, Марсель, и, наконец, Замок Иф. Александр Дюма проехал лично по всем этим местам.
 Именно поэтому книга Дюма настолько правдоподобна.

Роман стал одним из самых популярных во французской литературе, поэтому с момента открытия замка Иф для посетителей в 1890 году, он никогда не испытывал недостатка в туристах
. В замке располагается экспозиция материалов, иллюстрирующих всемирную популярность романа «Граф Монте-Кристо», его многочисленные экранизации и использование имени «Монте-Кристо» в наименованиях географических мест, предприятий и товаров.
На первом этаже замка для обозрения туристов открыта «камера Эдмона Дантеса», узником которой по задумке Александра Дюма был Эдмон Дантес. Камера Дантеса соединена лазом с полуподвальным помещением без окон, которое, согласно содержанию романа, служило камерой аббата Фариа.
 В камере установлен телевизор, на экране которого показывают сцену встречи Дантеса и Фариа из различных фильмов, снятых по роману.
 На втором этаже замка также представлена камера, в которой находился таинственный узник Железная маска.
 «Популярность замка Иф исключительно высока благодаря двум узникам: Железной маске, который там никогда не был, и Эдмону Дантесу, который никогда не существовал».
                ***

В бывшем СССР также сняли свою экранизацию приключений Графа Монте-Кристо, которая до сих пор не теряет своей актуальности.
Мрачный замок, в котором главный герой томился много лет, существует на самом деле. Вдохновлённый реальным замком Иф, Александр Дюма создал свою жуткую, трагическую историю про невероятно сильного мужчину, возомнившего себя равным Богу и считающим себя рукой Провидения. Очень часто случается, что, если герои выписаны настоящим мастером, то они кажутся поклонникам совершенно реальными.
Недаром в Англии на Бейкер-стрит существует дом-музей Шерлока Холмса, которого никогда не существовало, но на чей адрес до сих пор приходят письма, адресованные гениальному детективу.
 Вот и многие поклонники Графа Монте-Кристо хотят своими глазами увидеть тот замок Иф и ту камеру, где якобы томился Эдмон Дантес. Поэтому замок, пусть даже уступающий в архитектурном плане многим замкам Франции, благодаря бессмертному гению Александра Дюма, стал символом воли к жизни Эдмона Дантеса, когда-то поклявшегося отомстить своим врагам.
                ***
 
Сегодня замок Иф — одна из «визитных карточек» Марселя. Множество гостей города стремятся посетить замок. В замке проводятся экскурсии по камерам, продаются сувениры, а на открытой площадке расположено кафе с видом на Марсель.

                ***

Вот я и составил краткое содержание моей экскурсии в Замок Иф.
 
Конечно я снабжу её многочисленными фото, которые туристы увидят ещё на подъезде к Марселю. Но этого слишком мало для экскурсии.

Я решил прервать свои поиски материала, и, как обещал Валери и Каролин, мы стали собираться на прогулку.  Мы сели в машину и поехали к зданию театра и стоящим рядом с ним французским каруселям.  Через час в театре начинался спектакль для детей, а пока Валери вдоволь накатался на каруселях. Спектакль назвался «Приключения Буратино» и Валери уже всё понимал. Он старательно хлопал в ладошки, когда Буратино уговорил Пьеро и Мальвину бежать из театра Карабаса Барабаса.
Потом сидели в кафе, которое тоже назвалось «Буратино». Довольные и уставшие возвращались домой.
Я прочитал Каролин мои наработки по экскурсии и примерно посчитал стоимость её на одного человека. Можно было использовать маленький автобус, а при более крупном заказе – большой автобус, который нам дала в лизинг Мэрия. Мамы ещё дома не было, и мы легли отдыхать. Валери быстро уснул в своей кровати, а мы легли у себя. Каролин легла ко мне на плечо и тоже быстро уснула. Я же лежал и думал: чем ещё разнообразить эту экскурсию. Её нужно было представить на специальный Совет в Мэрии, так как она затрагивала приток туристов из разных городов, возможно, и из других стран.

Когда Каролин проснулась, она с нежностью посмотрела на меня: «Милый мой, я и не представляла, что ты можешь разрабатывать экскурсии, какой же ты у меня умный! Это очень ответственный шаг и будет нам много работы с этой экскурсией».
Я нежно обнял её и продолжил рассказывать уже служебные установки. Автобус междугородный идёт до Марселя 2 часа 55 минут. Наш автобус доедет значительно быстрее, скажем за 2 часа. Вопрос состоит в том- стоит ли в марселе заказывать гостиницу, чтобы туристы могли посмотреть ещё и Марсель. Поездка на остров к Замку Иф займёт вместе с катером и осмотром замка не менее трёх часов, и это без кафе на острове. Поэтому обратная дорога в Авиньон будет довольно утомительной. А ведь туристы приедут из других городов и им так и так придётся заказывать гостиницу в Авиньоне. Кто-то уедет, а кто-то останется. В общем, возникала целая проблема. Но мы будем её решать, лишь бы Совет утвердил эту экскурсию.

НА другой день мы приехали к Каролин  в офис, собрали всех гидов и служащих и прочитали то, что я читал Каролин. Раздались аплодисменты. Такой экскурсии ещё в агентстве не было. Все стали бурно обсуждать как это будет выглядеть на деле, и кто будет одним из первых получать сертификат на экскурсию.

После обсуждения мы с Каролин сели в машину и поехали в Мэрию и сдали экземпляр с текстом и фотографии в отдел Совета по экскурсиям.

Прошло несколько дней и нам позвонили, что Совет утвердил нашу экскурсию, сообщив при этом, что через некоторое время в газетах появится статья об этой экскурсии и Каролин должна будет выступить по национальному телевидению с представлением новой экскурсии, которая будет начинаться Авиньоне.

Что я хочу сказать о женщине, которая стала здесь в Авиньоне моей женой. Она стала для меня символом человеческого счастья.

Прав был Александр Иванович Куприн, написавший, что "Любовь будет тогда, когда она станет Светлой религией мира".
 
                ***

               
Завершается эта новелла описанием необходимых сведений, которые могут помочь туристам сориентироваться во всех мероприятиях до момента покупки билета на катер, идущий морем к Замку Иф.
Ещё когда Вы прибыли в Марсель, то здесь в порту Вы можете решить когда и на какое время и за какую цену вы можете посетить эту достопримечательность Марселя.

Нехваткой туристов достопримечательность не страдает. Во многом это заслуга произведений Александра Дюма. Не будь его героев, неизвестно, был ли так популярен замок Иф.
Предупредим, что от посещения места заключения Эдмона Дантеса многого не ожидайте. Остров маленький, форт архитектурными изысками не обладает, камер для осмотра в нем немного. Если, будучи в Марселе, имеете немного времени, буквально 2-3 часа, то смело можно отправляться в путь к замку человеческого духа и силы воли. Испытаете непередаваемые эмоции от внутренних помещений замка, узких лестниц, ощущения страха и безысходности. Форт строился, чтобы остановить врагов с моря. Но и в наши дни он все так же грозен и таинственен. А это всегда привлекало людей.

 Путь к таинственному замку начинается в Марселе из Старого порта от специальных пирсов отходят катера и небольшие кораблики, доставляющие туристов к замку Иф. Зачастую они называются именами героев Дюма. Все катера и паромы ходят по кругу: Старый порт-замок Иф - Фриульские острова - Старый порт. Можно приобрести билет только в одну из точек или же на весь маршрут. Из-за непогоды путешествие в замок может не состояться.
 Символично название кораблика – «Эдмон Дантес». Суеверные туристы могут не переживать: в замке на долгие годы их не заточат.


 Пребывание в замке, экскурсия и прогулка по острову, продлится не более 3 часов. Вы сами убедитесь, что островок небольшой, осмотреть его можно за час. От острова пыток до всемирно известного музея (немного истории) Всего 4 км отделяет замок от Марселя. Остров миниатюрный, аккуратный, ширина его 180 метров, длина - 300 метров. Площадь Иф составляет 30 тысяч квадратных метров.

Наши фото даны в Приложениях. Удачного Вам просмотра.

23 февраля 2021 года.