Поезд мчится в чистом поле...

Сергей Геннадьевич Новиков
Всем известно, что железная дорога в Новороссийск пришла в 1888 году. Однако главную прелесть чугунки – скорость передвижения – новороссийцы и гости города ощутили гораздо раньше.

В августе 1873 года писатель и генерал (или наоборот) Александр Верещагин в своих путевых заметках писал: «С установлением прямого сообщения по железным дорогам время переезда от Москвы до Новороссийска сократилось значительно. Поезд из Москвы вышел 27 июля в 2 часа пополудни, а 4-го августа, в 4 часа утра, пароход благополучно вошел в Цемесскую бухту…».

Странно, не правда ли? Причем здесь пароход? Эпоха Глинки и Кукольника давно миновала, и паровоз пароходом уже никто не называл. Однако всё становится понятно, если дочитать фрагмент дневника до конца.  «Плавание от Таганрога было как нельзя лучше». Следовательно, до Таганрога путешественник добирался по железной дороге, а далее – морем.

Можно представить себе радость тех, кто прежде от Курска (а до осени 1868 года от самой Первопрестольной) до Новороссийска добирался на перекладных.

Увы, к хорошему быстро привыкаешь. И вот уже «коварные думы мелькают дорогой, и шепчешь невольно: «О боже, как долго!»

С приходом железной дороги непосредственно в Новороссийск ситуация радикально изменилась. Теперь в Москву можно было добраться не за 8 с половиной, а всего лишь за двое суток. Да и удобств для пассажиров в поездах со временем становилось все больше.

В 1910 году из Санкт-Петербурга в Новороссийск (через Москву) отправился в первый рейс знаменитый «Черноморский экспресс». В состав скорого поезда входили вагоны 1-го и 2-го классов, а также вагон-ресторан. Курсировал состав круглый год. Причем вагоны экспресса подавались прямо на пристань Новороссийского порта. Транзитные пассажиры могли, пересев на пароход, следовать дальше на молодые черноморские курорты.