28 Касты и ведийская религия. Эпос индийцев

Аркадий Кузнецов 2
1.Касты(варны) в Индии.
  Во II-I тыс. до н.э. в Индии сложилось особое разделение людей на замкнутые группы - варны (в новое время европейцы назвали их кастами). При раздробленности страны особое значение имели жрецы (их изображений много ещё в раскопках первых индских городов). По имени верховного бога Брахмы - создателя мира  индийских жрецов называют брахманами.  Им должны были подчиняться даже вожди и воины - кшатрии. Ниже стояли вайшьи - простые общинники-земледельцы. Самой неполноправной кастой считались шудры - слуги. Изгои из общества становились неприкасаемыми - они стояли вне варн и подвергались всеобщему отторжению - к ним запрещалось даже прикасаться.
  Долгое время варны в Индии существовали по устным законам, которые будто бы дал людям первый человек - Ману. Принадлежность к касте была наследственной. Позднее брахманы могли стать бедняками,  вайшьи - разбогатеть, но формально это не отражалось на их правах.
Вопросы: Как вы думаете, почему не сложились касты в Египте или в Хеттском царстве? Почему к кастовому строю были ближе Двуречье и Греция? Что общего между положением жрецов в Индии и Египте?
Задание: Определите, одежду каких цветов - чёрного, белого, красного или жёлтого - разрешалось носить брахманам, кшатриям, вайшьям и шудрам.
2."Веды".
  Религии древнейших жителей Индии и ариев постепенно объединились и нашли отражение в устных текстах, получивших обще название "Веды"("Знания").
Вопрос: С каким русским словом созвучно это название? Сделайте вывод о языковом родстве.
  Позднее "Веды" были записаны на древнейшем литературном языке ариев - санскрите. В их разных списках по-разному рассказывается о сотворении мира и первых людях. Согласно одной версии, бог Брахма(Брама) появился из плававшего в мировом океане Золотого Яйца. Расколовшееся Яйцо стало небом и землёй.
Задание: Вспомните похожие мифы у первобытных народов.
  Брахма породил шесть сыновей - Владык созданий. Они появились из его глаз, рта, души и т.д. Детьми Владык созданий стали самые могущественные и почитаемые боги: Варуна - бог океана, Индра - бог грозы, Сурья - бог солнца, Вишну - повелитель земли. Людей Брахма вылепил из частей своего тела: брахманов, говоривших от его имени - из уст(рта), могучих кшатриев - из рук, кормильцев-вайшьев - из бёдер, а "нечистых" шудр - из грязных стоп.
  В других книгах говорится о счастливом золотом веке, когда на Земле правил Ману, и о том, как боги наслали на людей потоп.
Задание: Сделайте вывод о распространённости таких сведений. Подумайте о причинах того, что похожие мифы встречаются у разных народов.
3. Сказания о потомках Бхараты.
  Как у шумеров, финикийцев, евреев и греков, у индийцев сложились поэтические сказания о живших в стародавние времена героях. Самая большая из таких поэм, составляющая 9 увесистых томов - "Махабхарата"("Великие потомки Бхараты").

Человечек: Андрей, я принёс тебе кассету с записью народного представления в современной Индии.
Андрей: А при чём тут современная Индия?
Человечек: А ты посмотри.
Андрей: Какие воины с копьями! И все в масках.
Человечек: Так положено - ещё в древности считалось, что человек, изображая кого-то, должен менять лицо.
Андрей: А лошадей изображают, как детские игрушки - голова на палке...
Человечек: Вот выезжает на поле битвы предводитель Пандавов Арджуна.
Андрей: А это кто стоит рядом с ним? Совсем чёрный!
Человечек: Божественный помощник Арджуны - пастух Кришна. Его образ принял сам бог Вишну. Вот Кришна направил колесницу Арджуны, и враги повержены!
Андрей: А теперь танцует девушка! По-моему, она изображает рыбу! А теперь - змею.
Человечек: Это - танец, изображающий перерождения Вишну в рыбу, черепаху, змею и, конечно, в Кришну.
Андрей: А что это он всё перерождается?
Человечек: Согласно верованиям индийцев, всё живое на Земле перерождается. Душа любого человека могла быть когда-то в собаке, а затем может будто бы попасть, например, в птицу.
  До наших дней в Индии и близких странах необычайно популярны легенды о вражде двух родов потомков великана Бхараты - братьев Пандавов и братьев Кауравов. Кауравам удалось изгнать Пандавов, захватив власть в царстве Куру. Пандавы попытались вернуть свои владения с помощью игры в кости, но, проиграв, попали в рабство к соперникам. Однако боги пришли к ним на помощь и смягчили их участь: тринадцать лет Пандавы прожили в новом изгнании в Гималаях. Вернувшись на родину, братья решили вернуть царство себе, дав сражение Кауравам. Покровителем Арджуны стал чернокожий Кришна(вероятно, он был божеством более древних южных племён Индии). Во всех тяготах Пандавов утешала прекрасная жена Арджуны - Драупади, руки которой он добился на состязаниях женихов.
  На огромном поле Куру сошлись два войска. Битва была столь ожесточённой, что солнце закрыло свой лик и произошло его затмение. В решающем поединке Арджуна при помощи управлявшего колесницей Кришны сразил стрелой могучего врага - Карну. В бою на палицах брат Арджуны - Бима поверг самого злобного из Кауравов - Дурьодхану. Погибли и другие Кауравы.
  Пандавы не стали праздновать победу - ведь битва принесла невиданное на земле количество жертв. На её поле был заложен новый город - Индрапрастха (на месте современной столицы Индии - Дели). Мудро и счастливо правили в родном царстве Пандавы, но братьям было по-прежнему тягостно. Однажды братья оставили дворец и удалились в Гималаи. Один за другим они ушли из жизни, но одному из братьев - Юдхиштхире боги даровали бессмертие.
  Вопросы: Что в поэме отражает остатки родового общества? Что говорит о зарождении государств?
4. Поэма о Раме.
  Другая великая древняя поэма Индии - " Рамаяна". Её главный герой - царевич Рама, отец которого правил в Айодхье(долина Ганга). С юных лет Рама защищал леса от демонов - ракшасов, царство которых находилось на острове Ланка. Рама был оклеветан перед отцом и отправился в изгнание с женой Ситой. Всконе Сита была похищена царём ракшасов Раваной. Раме помогли войска обезьян и медведей, с помощью которых он переправился на Ланку. (Маленькие островки между южной оконечностью Индии и Ланкой до сих пор называются "мостом Рамы", будто бы построенном обезьянами).
  В поединке Равана обрушил на Раму стрелы, превратившиеся в змей. Но стрелы Рамы обратились в орлов, пожравших змей. Огромной стрелой, сотворённой Брахмой, герой сразил царя демонов. Верная Сита всё это время находилась в заточении в саду Раваны, осыпая похитителя проклятиями. Её освободил царь обезьян Хануман. Рама с женой вернулись на родину, и вскоре царевич унаследовал владения отца.
  Позднее Рама был обожествлён индийцами. Его стали считать ещё одним из перевоплощений бога Вишну.
Вопрос: Сюжеты каких известных вам сказок напоминает поэма?

На полях:

Из "Законов Ману".

Обучение, изучение Веды, жертвоприношение... Брахма установил для брахманов.
Охрану подданных... изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.
Пастьбу скота... изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшьев.
Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.
Из живых существ наилучшими считаются одушевлённые, между одушевлёнными - разумные, между разумными - люди, между людьми - брахманы.
Всё, что существует в мире, это собственность брахмана...
Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих отец - брахман.(!)
Брахман, учёный или неучёный - великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный и неиспользованный.
Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман.
Одна четверть покаяния за убийство брахмана приписывается за убийство кшатрия, одна восьмая - вайшья; но должно знать, что за убийство добродетельного шудры - шестнадцатая.
Кшатрий, вайшья и шудра, не могущие уплатить штраф, освобождаются от долга работой; брахману полагается отдавать долг постепенно.

Сказание о золотом веке.

Те люди делали всё, как хотели, и были счастливы... Не было у них ни закона, ни беззакония и не было между этими людьми... различий по кастам...

Сказание о потопе.

Однажды утром принесли Ману воды для омовения... А когда он омывался, в руки его попала рыба. Рыба сказала:"Вырасти меня, и я спасу тебя". "От чего же ты спасёшь меня?" - "Будет потоп, который унесёт всё живое".
Вскоре она выросла и стала огромной рыбой. Она сказала:""В такой-то год будет потоп. Поэтому снаряди корабль и жди меня".
И в тот самый год, какой она назвала, он снарядил корабль и стал её поджидать. Лишь только потоп начался, взошёл Ману на корабль, и тогда приплыла к нему рыба. К рогу её он привязал верёвку от своего корабля, и так привела его рыба к Северной горе.
Рыба сказала: "Я спасла тебя. Теперь привяжи корабль к дереву; а когда будешь на горе, смотри, чтобы не смыло водою. Лишь только вода начнёт спадать, и ты сходи вслед за нею". И вот шаг за шагом Ману сошёл вниз... Тем временем потоп унёс с собой всё живое, и Ману остался на земле один. Он замешал на воде топлёное масло, кислое молоко, сметану и творог и принёс эту смесь в жертву богам. Спустя год из жертвы вышла девушка, которую он и взял в жёны. От неё и пошёл род человеческий, который называют родом Ману.
Задание: Вспомните, как будет по-английски или по-немецки слово "человек", сравните с именем первочеловека Ману. Сделайте вывод о родстве языков.

Сказание о Нале и Дамаянти.
"Махабхарата" включает в себя множество вставных рассказов. Так, после проигрыша Пандава Юдхишхитры в кости, ему рассказывают в назидание и утешение историю о правителе небольшого царства Нале и его жене Дамаянти. 
На русский язык это сказание впервые перевёл В.А.Жуковский. Критик В.Г.Белинский, приветствуя этот первый поэтический перевод из "Махабхараты", отметил, что сказание это - "эпизод, каких в ней довольно, и который представляет собою нечто целое".

Жил-был в Индии царь, по имени Наль. Виразены
Сильного сын, обладатель царства Нишадского, этот
Наль был славен делами, во младости мудр и прекрасен
Так, что в целом свете царя, подобного Налю,
Не было, нет и не будет; между другими царями
Он сиял, как сияет солнце между звездами...

У царя соседнего царства Бимы выросла прекрасная дочь Дамаянти. Она влюбилась в Наля и отдала ему предпочтение, когда отец созвал претендентов на руку дочери. Казалось, супругов ждало счастье, но Наль проиграл в кости своему брату царство... Наль и Дамаянти поселились в лесу, как отшельники. Вскоре злые силы разлучили их. Наль, несмотря на все несчастья, совершал хорошие, угодные богам поступки, и в конце-концов смог вернуть себе царство, выиграв его обратно, и воссоединиться с Дамаянти.
Вопрос: Какое значение знание этой истории должно было иметь для Пандавов?