Беседа за столом

Анна Хорошилова
     Как-то мы сидели с бабушкой за столом, пили чай, и вели беседу о событиях прошедшей недели… «Слушай, а вот в кого же ты у нас писатель?»,- вдруг произнесла бабушка.  Я ответила, что не знаю. Но внутри меня проснулось любопытство.

     Признаюсь, я обожаю старые истории и старые вещи, которые с ними связанны. А вот услышать о происхождении моих увлечений, которые, как ни странно, передаются в нашей семье из поколения в поколение, стало для  чем-то увлекательным. Пока во мне разгорался огонек любопытства, бабушка вслух перебирала всех родственников: «Вспомнила… Мой дедушка…  Получается, твой прапрадедушка Савелий! Прабабушка- то была у нас Анной Савельевной. Вот он написал книгу…».
   
     «Книгу? Неужели?», - искренне удивилась я. Бабушка никогда не рассказывала мне про прапрадедушку.

    «Да…книгу написал. Она была про его жизнь, про жизнь его времени», - продолжала бабушка. «И ее напечатали?», - вспыхнула я, при мысли о том, что где-то в мире существует книга моего прапрадеда. Но бабушка лишь улыбнулась в ответ. «Напечатали? О, нет… Конечно, дед Савелий отсылал рукопись в редакцию, но ее отправили обратно».

    «По какой причине?», - я пребывала в недоумении… «Рукопись пришла обратно с письмом от редакции, в котором говорилось, что в тексте слишком много было допущено орфографических ошибок… И если  только Савелий Никифорович исправит их, то книгу, возможно, напечатают».

    «И что же случилось потом?», - в этой истории я задавала слишком много вопросов, что делает мое повествование похожим на интервью…  Но бабушка охотно на все отвечала, и ее даже занимала моя любознательность.

    «Он сжег рукопись…», - вздохнула бабушка, -  «Я тогда спросила: «Зачем, хорошая ведь книга?»… Дед Савелий, как только прочел письмо, прилагающееся к отосланной рукописи, швырнул то и другое в печь. Сжег, приговаривая: « Не так – значит, никак!»… Так вот это было».  «Да уж…», - мне стало как-то печально на душе. А бабушка, заметив выражение моего лица, сказала: « Думаю, ты бы тоже что-нибудь сожгла, если бы получила такой отзыв о своем произведении». Мы долго смеялись, мама поддержала эту мысль, когда вошла на кухню и присоединилась к беседе.

    Хотя сейчас  время другое… Я делаю свои записи на телефоне. И в подобном случае, могу лишь удалить бесследно то, что набирала несколько дней.

    Все же, истории о прошлом по-прежнему трогают меня до глубины души. Мой прапрадедушка жил давно. В прошлом веке. Кажется, что времени прошло гораздо больше, чем 100 лет. А я считаю, что это было относительно недавно Год за годом проходит перед нашими глазами, а мы этого не замечаем.

    Что может сказать подросток в 16 лет? – История нашего Отечества – залог нашей жизни сейчас.

    Бабушка как-то говорила, что дед Савелий в молодости служил во Владикавказе в царской армии. Прапрадед Савелий Никифорович Супильников был до «раскулачивания» зажиточным крестьянином, имел большой дом, который строил сам для своей большой семьи. Отличался в селе веселостью, хоть и был вспыльчивым. Но как меняет все революция, как меняет все война! Из-за травмы ноги, которую он получил по вине сломанной телеги, помогая перевезти сено соседу, Савелия Никифоровича не призвали на фронт.

    И прапрадедушка был единственным мужчиной, оставшимся в селе, когда шла война за освобождение нашей Родины. Зимой он валял валенки из шерсти и помогал тем, кто оставался в том селе во время войны. А летом, вместе со всеми он выходил в поле сеять пшеницу. Затем развозил на обозе хлеб по селу и большую его честь лично переправлял на фронт солдатам.

    Бабушка хорошо помнит его и сейчас. «Он был большим шутником!», - рассказывала она мне, - «До того, как дед Савелий получил травму ноги, он был достаточно силен физически».

    Что касается книги…
Некоторые крестьяне того времени вообще не умели читать. А моя бабушка отозвалась об этом так: « Писать умели – и хватит! И то, что книгу мой дедушка написал – хорошо. Жаль, правда, что ее не напечатали…».

    Время идет вперед, забирая с собой наше прошлое, наши воспоминания, их не всегда можно увековечить в фотографиях и в книгах. Но можно сохранить в  душе…